Принципы социального воспитания в рамках внеурочной деятельности в классах с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Сидорчик Анастасия Васильевна

В статье описан опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках внеурочной деятельности., помогающий социализации и интеграции таких детей в обществе через различные проекты, при этом сохраняя интерес к предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидорчик Анастасия Васильевна 

Учитель химии и биологии, первая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 215 Фрунзенского района

Принципы социального воспитания в рамках внеурочной деятельности в классах с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описан опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках внеурочной деятельности., помогающий социализации и интеграции таких детей в обществе через различные проекты, при этом сохраняя интерес к предмету.

«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.»

В.А. Сухомлинский

Внеурочная деятельность – важная часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. 

Внеурочная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение всех результатов освоения основной образовательной программы, обучающихся с ОВЗ. Одной из приоритетных задач обучения детей с ОВЗ является создание условий для успешной социализации и достижение личностных результатов.

Зачастую детям с ОВЗ достаточно сложно адаптироваться в новой обстановке (новое учебное заведение, работа) и выйти в самостоятельную жизнь. В связи с этим, школа берёт на себя ответственность за обучение и воспитание таких детей. Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в поддержке, их следует направлять и давать возможность проявлять свои лучшие качества. Всё это возможно осуществить путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся; создание условий для приобретения обучающимися с ОВЗ позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами; проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В нашей школе в 5-х классах в рамках внеурочной деятельности реализуется программа «Как сберечь природные ресурсы». Программа основана на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Работая с учениками 5-х классов в рамках внеурочной деятельности, я стравлю перед собой следующие цели:

  •  оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ОВЗ;
  •  сформировать нравственные и гуманистические идеалы у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе и её ресурсам;
  •  выработка у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся;
  •  создать условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей, обучающихся с ОВЗ;
  •  развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ОВЗ во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  •  развитие коммуникативных навыков.

Для достижения поставленных целей нельзя выделить, какой-то один принцип социального воспитания. Всё должно работать в совокупности и системе.

Для меня наиболее важные принципы (и те, которые я постоянно использую) в работе с детьми — это взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, открытость, доброжелательность, поддержка учеников, знание способностей и особенностей ребёнка, сотворчество (сотрудничество), самооценка (не только ученика, но и учителя). Так же я считаю, что успех будет достигнут быстрее, если ученик чётко будет понимать «зачем он это делает и какую цель преследует».

Под сотрудничеством я понимаю такой способ взаимодействия, при котором происходит взаимосвязь «учитель-ученик», «ученик-ученик» и «ученик-родитель». Взаимодействие происходит между учащимися в группе либо в паре, в процессе которого возникает обоюдное стремление вложить в совместную деятельность максимум умений, понять и поддержать друг друга.

На занятиях по внеурочной деятельности ученики часто работают в постоянных или временных минигруппах (игровых командах). В результате таких работ ученикам приходиться находить подходы друг к другу, а в некоторых случаях открывать в себе терпимость на пользу общего дела, которым занята минигруппа. Обучающиеся учатся работать вместе и в совместном обсуждении находя верное решение; учатся понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека и не бояться высказывать свое мнение. В итоге ученики приобретают опыт работы со сверстниками, учатся объективно оценивать свои возможности и возможности своих одноклассников.

В своей работе также использую метод проекта т.к. это один из интерактивных методов современного обучения. Совместное творчество ученика и учителя предполагает решение возникшей проблемной ситуации, применение знаний на практике, индивидуальное и коллективное творчество. Система приемов, способствующих развитию и укреплению сотрудничества между учителем и учениками, создает общую атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, способствует усвоению учениками этических норм и нравственного поведения в обществе.

Метод проекта позволяет представить информацию широкой аудитории через свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, что позволяет сохранить интерес к предмету. Следует отметить, что роль учителя в этом процессе огромна т.к. он сам организует этот процесс, распределяет роли между ним и учениками, создаёт атмосферу сотрудничества – сотворчества.

Результатом такого проекта в этом году стала акция «Спаси лес от пожара». Ученики сами искали материал для листовок, в минигруппах продумывали дизайн и последовательность информации. После того как листовки были готовы, на одном из занятий мы вышли на улицу, ученики раздавали эти листовки прохожим и рассказывали, как следует вести себя в лесу чтобы не возникла пожароопасная ситуация. В результате такой деятельности ученики получили новые знания, эмоциональный заряд и продолжили развивать коммуникативные навыки с учетом расширения рамок социального взаимодействия.

Надо отметить, что участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий. У обучающихся формируется мотивация к обучению и познанию; самостоятельное применение знаний не только в учебной и познавательной деятельности, но и в социальной практике. Ребёнок с ОВЗ развивает социальную компетентность, формирует продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей; умения слушать и вступать в диалог; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с другими участниками.

Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей. Всё это формирует социальную-личностную компетентность и позволяет учащимся быстрее адаптироваться в обществе.

Список источников

  1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
  2. Староверова М.С., Ковалёв Е.В., Захарова А.В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. Изд. центр ВЛАДОС, 2018
  3. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.,2005.
  4. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 2001.

 Интернет-ресурсы:

  1. https://infourok.ru/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-s-detmi-s-ovz-533406.html
  2. https://e-koncept.ru/2017/771172.htm 
  3. http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623176/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

Материалы по проведению занятий по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)...

Логопедическое занятие по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.ТЕМА:  «Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов с существител...

Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»

Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8  классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1...

Адаптированная рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2022 годы

Рабочая программа  по физике разработана для обучающихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся  имеют рекомендацию ПМПК для обучения по адаптированной программе для...

Адаптированная рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2023 годы

Рабочая программа  по физике разработана для обучающихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных ...