«Проектная деятельность учителя-логопеда по обогащению и активизации лексики» (из опыта работы)
статья на тему

Хилай Марина Аркадьевна

Данное выступление описывает работу учителя-логопеда по использованию метода проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_proekty_avtosohranennyy.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» г. Зернограда

«Проектная деятельность

учителя-логопеда по обогащению и активизации лексики»

 (из опыта работы)

               

                                                                   

                        Подготовила:

                                   учитель-логопед

                                                                         высшей квалификационной категории

                                                      Хилай Марина Аркадьевна

2016

Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, т.е. главный результат применения данного метода - это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В настоящее время для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, часто используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется  при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

- подсказывает, какие материалы можно использовать;

- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

- определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

- координировать весь процесс творческой деятельности;

- помогать детям в поиске источников информации;

- самому быть источником информации;

- поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями группы «Искорки», детьми и при участии родителей были созданы и реализованы в 2014 -2015 учебном году творческие проекты «День матери», «День Земли», «Неделя памяти».

Актуальность данных проектов заключается в том, что уровень словарного запаса,  развития  связной речи  дошкольников  с ОНР  не достаточен для общения со сверстниками, успешного обучения в школе. Также  нарушен семантический компонент речи детей (значение слов). Поэтому мы также обращали внимание  на знание и практическое использование детьми слов – синонимов, антонимов, многозначных слов.

Общая цель проектов: создать образовательное пространство в группе по развития  связной речи, обогащению и активизации словарного запаса  дошкольников  с ОНР.

Задачи:

• Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию и активизации словарного запаса.

•  Оформить альбомы: «Помним, скорбим»  фотоальбом «Моя семья», «Планета Земля».

•  Оформить картотеку игр со словами.

• Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию лексического запаса детей.

•  Обобщить знания педагогов о семантическом компоненте речи.

Все проекты краткосрочные, творческие, групповые.

Основными принципами реализации проектов являлись: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, принцип интеграции, системности, преемственности.

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы использовали методы и приемы:

  • словесные (пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);
  • наглядные (демонстрационный материал);
  • практические (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).

Предполагаемый результат:

•        повысится уровень развития связной речи дошкольников, расширить и активизировать словарный запас.

•        подготовить дошкольников к дальнейшему успешному обучению в школе.

•        включить в образовательный процесс родителей.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (сбор информации по темам).

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик развития словарного запаса дошкольников.

2. Обоснование путей реализации проекта (составление паспорта проектов).

II. Основной (практический) .

1. Составление перспективного плана работы (подбор материала, игр, упражнений и т.п.).

2. Работа с детьми:

– тематические занятия,

– самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),

– игры-соревнования,

– организация выставок.

3. Работа с педагогами:

 реализация проектов по плану.

4. Работа с родителями:

– консультации по развитию словарного запаса,

– создание папок-передвижек,

– индивидуальные консультации и беседы,

 конкурс на лучшие рисунки, стихи по темам,

– привлечение родителей к изготовлению пособий по темам.

III. Заключительный этап. Подведение итогов

• презентация проекта,

• выставка альбомов, папок-передвижек, игр и пособий,

• конкурс семейного творчества «Мама – лучшая на свете», «Мой дом – Земля»,

• проведение совместных праздников «Мама – первое слово», «День Победы», «День Земли».

В результате работы над проектом:

•  у детей повысился уровень развития связной речи (это показала итоговая диагностика),

•  созданы папки-передвижки по темам,  

• родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию словарного запаса,

• разработан консультационный материал для родителей и педагогов,

Дальнейшее развитие проекта:

  • публикация проекта;
  • проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
  • разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагаемое использование данного проекта:

  • в работе с вновь прибывающими дошкольниками;
  • внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
  • обмен опытом с коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментального опыта учащихся"

Т.Е. Галатоноваучитель технологии высшей категории МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковойпобедитель ПНПО 2009 г. Нижний Новгород Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментальног...

Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"

Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)

Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним  из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...