Статья "Почему проблемный диалог"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Одинцова Галина

Речь идет о такой технологии как проблемно-диалоговое обучение, о ее преимуществах, трудностях, структуре, основных видах проблемного деалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_problemnyy_dialog3f_.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

                    Почему проблемный диалог ?

                                                                Не мыслям надобно учить, а мыслям

                                                                                                              И.Кант

Мы живем в сложном, противоречивом, насыщенном  проблемами мире. И эти противоречия заставляют нас думать, размышлять, и, в конечном итоге, принимать решения. А проблемы, которые мы должны преодолевать, заставляют  нас  быть активными, деятельностными.

Как важно к этой жизни быть готовым! Очевидно, поэтому основное требование к школе – превратить каждого ученика быть личностью, не только насыщенной знаниями, но личностью, способной эти знания применять, способной противостоять препятствиям и трудностям, способной к осознанному, осмысленному действию.

В связи с необходимостью выполнить социальный заказ, следовать  веяниям времени, учителя активно переходят к использованию интерактивных методов обучения, которые способны обеспечить необходимое развитие личности.

Одной из таких технологий является проблемно-диалоговое обучение.

В данном типе обучения происходит творческое  овладение знаниями через  активное общение, диалог, организованный учителем. На данном уроке  учитель является   «первым среди равных», «открывая знания вместе с учениками.

На уроке должны быть проработаны две задачи: «постановка проблемы» и «поиск решения».  В первом случае имеется ввиду этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, а во втором – этап формулирования нового знания.

Постановка проблемы и ее решение осуществляются учениками  в ходе специально организованного учителем диалога.  

С чего начать? В каждом конкретном случае (исходя из предметной области, возраста учеников, их подготовленности) учитель решает, как лучше это сделать.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим  приемом.

Самым простым способом является объявление темы с мотивирующим приемом, что позволяет сделать тему, предложенную ученикам более значимой и интересной, а это, безусловно, поощряет учеников отправиться по пути знаний. Например, в начале урока по теме «Церковный раскол» предлагается картина В.Сурикова «Боярыня Морозова», которая позволяет сразу увидеть смысл понятия «раскол». В начале урока « Иван Грозный: жестокий тиран или мудрый правитель» вниманию учеников предлагается видеоролик «Иван Грозный» (телепроект «Имя России»). Такой метод называется методом «яркого пятна», в качестве которого может быть, например, притча, стихотворение, картина, фрагмент фильма…Так же может быть применен метод «актуальности», когда ученикам объясняется важность данной темы в настоящее  время. Например, урок «Противоречивость НТП» начинается словами: «Большинство событий (явлений) можно оценить с разных, противоречивых точек зрения. Таким образом, НТП – зло или добро».

Самым сложным является побуждающий от проблемной ситуации диалог, который требует последовательного выполнения четырех последовательных действий: создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия; побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учениками  формулировок учебной проблемы.

При создании проблемной ситуации необходимо создать либо ситуацию «удивления» либо «затруднения», чтобы заинтересовать детей и поощрить мыслительную деятельность. Проблемная ситуация может возникать из противоречия ( разные факты, точки зрения, характеристики), столкновения мнений учеников на один вопрос , столкновения житейского мнения и научного факта. Например,  на уроке истории России на слайде портрет П.А.Столыпина, с обеих сторон от которого противоположные точки зрения о нем. В результате основным вопросом для исследования становится вопрос о том, какой же он, на самом деле, П.А.Столыпин. (Урок «П.А.Столыпин и его реформы»).

Подводящий к теме диалог позволяет гораздо проще и быстрее дойти до формулировки темы. Этот метод менее творческий, но более логический. Недаром его сравнивают с локомотивом, который ведет за собой весь состав.

Методы поиска решения учебной проблемы тоже строятся на диалоге побуждающего или подводящего типа, с помощью которых выдвигаются гипотезы (предположения). В проверке выдвигаемых гипотез важно не сорваться на назидательность, не забывая, что ученики имеют право на свою точку зрения и на предложение своего пути в нахождении пути к обретению истины.

Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся, а, значит, в развивающем эффекте. Побуждающий диалог, путь «проб и ошибок», обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог, «царственная дорога познания», лишь имитирует творчество, формирует логическое мышление.

Данная технология весьма результативна, являясь важнейшим направлением реализации парадигмы компетенстного обучения в образовании, который имеет полное право на активное применение педагогами.. Кроме того, она является результативной, т.к обеспечивает высокое качество усвоения знаний, развитие интеллекта и творческих способностей. Технология имеет общепедагогический характер и может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога

тСовременные педагогические технологии...

Технология проблемного диалога на уроках английского языка

Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...