Доклад
статья на тему

Доклад на заседание МО учителей-дефектологов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sbo.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на  коррекционных занятиях  по СБО

                                            Подготовила: учитель СБО Жилкина Е.С.

    Цель современной школы – подготовка детей с особыми образовательными потребностями  к жизни, полной объема информации. Информация для обучающихся – важный образовательный ресурс. Требования современной действительности – уметь пользоваться образовательной информацией, оперативно добывать ее, воспринимать, уметь анализировать. Индивидуальное дозирование объема  учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебной деятельности. Курс  социально-бытовой  ориентировки (СБО) направлен  на  подготовку слепых и слабовидящих   воспитанников  к самостоятельной жизни и  успешную интеграцию  их  в социум. Усвоение ребенком с ограниченными возможностями здоровья   общепринятых в обществе  социальных норм и  правил проходит через социализацию и невозможно вне сфер быта. В век «электронного общества и информационной цивилизации» одной из компетенций выпускника коррекционной школы  должно быть умение осуществлять самостоятельный поиск  информации с использованием различных источников, таких как всевозможные справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.

Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

   во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей;

       во-вторых, ИКТ - реальная возможность процесса индивидуализации и дифференциации обучения;

       в-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

       Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации  основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

           Мультимедийные программы легко вписываются в любой тип коррекционного занятия   и позволяют адаптировать традиционные методы, формы и виды обучения согласно требованиям образовательных стандартов и инновационным подходам в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование мультимедийных средств  на занятии по СБО позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.  Информационно-компьютерные средства обучения  можно использовать на любом этапе занятия:

-    при объяснении нового материала, как источник учебной информации, как наглядное пособие (использование энциклопедий, слайд-фильмов,  обучающих программ с использованием анимационных процессов, например, правила культуры поведения в общественных местах);

-    при закреплении и повторении, как тренажер;

- для контроля знаний, умений и навыков, при этом используя индивидуальный и дифференцированный подход, выбирая уровни сложности задания для конкретного ученика. Тестовые  формы диагностики  позволяют провести самооценку и оценку деятельности обучающихся. При этом сразу после выполнения теста ученик сам видит свои ошибки, что невозможно при устном опросе.

           Мозг ребенка гораздо легче воспринимает предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Например, презентация по теме «Питание» в пятом классе «Приготовление бутербродов». Сервировка чайного стола содержит слайды с видами бутербродов – открытые, закрытые, канапе; слайды с краткими познавательными сведениями, слайды с правилами техники безопасности и  санитарии; иллюстрации; инструкционные карты приготовления бутербродов и схемы видов нарезки хлеба, сыра, овощей.

            Дифференцированные  тестовые задания с выбором ответа, задания на перегруппировку, на рассмотрение и поиск ошибок позволяет провести занятие по СБО динамично, увеличить познавательную активность обучающихся и повысить мотивацию к обучению. Использование ИКТ на занятиях по СБО в школе-интернате  дает возможность сэкономить время при подготовке, организации инновационных форм  занятия,  избегая  тем самым перегрузок как у обучающихся, так и у учителя, тем самым повышая мотивацию воспитанников  к обучению и  успешную социализацию выпускников.      

           Моделируя реальную организационную или социально-экономическую ситуацию с помощью  ИКТ, учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска информации, развивают познавательный интерес и интерес к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word  - бланки платежей за коммунальные услуги, карточки-задания, задания типа – выбери правильный ответ делают урок динамичным, помогают осуществлять быструю смену одного вида деятельности другим, сэкономить время для другого вида работы.

           Применение компьютерных ресурсов на уроках СБО дает простор для реализации возможностей каждого ребенка, делает обучение успешным и комфортным, а также оптимизирует учебную деятельность, делая его личностно - ориентированным и мобильным.    Дифференцированные информационные материалы при обучении стимулируют внимание за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов у обучающихся. Использование ИКТ на уроках социально-бытовой ориентировки эффективно при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих, закрепляющих и других типах занятий. Так, для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации деятельности на уроках СБО  используются  слайд-фильмы, которые содержат емкий материал в компактной форме,  небольшие по объему презентации для наглядного представления данного вида работы на каждом этапе занятия.

Регулярное использование мультимедийного сопровождения занятий по социально-бытовой ориентировке позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что  способствует осознанному усвоению знаний  и развитию творческого потенциала учащихся. Таким образом, использование ИКТ на уроках социально-бытовой ориентировки ведет к:

-  увеличению объема выполняемых на уроке заданий;

- более рациональному использованию времени урока;

-  повышению познавательной активности и мотивации к учению за счет разнообразия форм работы.

           Использование информационных компьютерных технологий на уроках СБО способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет  изучения учебного материала в индивидуальном темпе, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами  усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать занятие более интересным и  динамичным. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках СБО  вызывает у обучающихся  эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели –  успешной социализации и интеграции детей в  информационное общество. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...