Использования краеведческого материала в образовательном процессе
презентация к уроку на тему

Макаров Андрей Дмитриевич

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovaniya_kraevedcheskogo_materiala_.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использования краеведческого материала в образовательном процессе (обобщение опыта работы) Макаров А.Д., преподаватель истории, обществознания и английского языка, Тюменский нефтегазовый колледж, отличник просвещения РФ Тюмень, 2015

Слайд 2

Актуальность данной темы определяется широким применением местного краеведческого материала в образовательном процессе и воспитательной работе, возросшим интересом обучающихся к историческим истокам своей малой родины. Объектом данной работы является использование краеведческого материала в контексте современного образовательного процесса. Цель исследования – обобщение опыта применения педагогом местного краеведческого материала на уроках истории, обществознания и английского языка, выявление наиболее эффективных типов занятий и видов работы с краеведческим материалом.

Слайд 3

Краеведение (краеведение — от: ведать, знать, изведывать) имеет глубочайшие корни в человеческой истории. Человек как социальное существо, всегда стремился познать край, в котором он живет, его природные богатства, историю. К. Д. Ушинский писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края.

Слайд 4

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники». Д.С. Лихачев, академик

Слайд 5

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. ...Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке, И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую изъездил и узнал, Ты вспоминаешь Родину такою, Какой ее ты в детстве увидал. К. Симонов “Родина”

Слайд 6

Роль педагога Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

Слайд 7

значение использования регионального компонента Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у студентов научного мировоззрения, воспитанию нравственности. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность. Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже самостоятельного открытия.

Слайд 8

Критерии отбора краеведческого материала При отборе краеведческого материала к уроку следует учитывать следующие. Краеведческий материал должен быть: а) органически связан с программным материалом; б) доступными для учащихся по содержанию и объему; в) образными и эмоциональными, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета; г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений; д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер.

Слайд 9

Использование краеведческого материала основывается на следующих принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. К этим принципам относятся: Принцип междисциплинарности , согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими учебными предметами; Принцип систематичности , состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения истории; Принцип тематичности , предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме рабочей программы; Принцип когнитивности , предполагающий познание обучающимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания; Принцип толерантности , предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры.

Слайд 10

Уровни использования регионального компонента Преподавание с использованием регионального компонента в обучении предполагает как минимум три уровня познавательной работы обучающихся 1) получение учащимися «готовых» со слов учителя и из федеральных и региональных учебников; 2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся; 3) углубленный исследовательский поиск.

Слайд 11

Виды работы с региональным компонентом: самостоятельная работа обучающихся с письменными и вещественными источниками; экскурсии, экспедиции по родному краю, осмотр памятников истории и культуры; ученические исследования (подготовка проектов, сообщений, докладов); встречи с интересными людьми; создание видеофильмов и т.д.

Слайд 12

Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта).

Слайд 13

Предметное содержание Региональное содержание Древнейшая стадия истории человечества. Древние населения. Ненцы и селькупы (самодийцы), ханты и манси (угры). Россия в царствование Ивана Грозного. Россия в середине и второй половине XVII века. Сибирское ханство. Поход Ермака. Первые русские города. Великий Сибирский тракт. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Путь на Восток - Транссиб. Тюменские купцы и предприниматели. Февральская революция в России, приход большевиков к власти. Романовы в Тобольской ссылке. Установление Советской власти в Тюмени. Георгий Пермяков. Гражданская война в России. В.Блюхер и освобождение Тюмени от белогвардейцев. А.Колчак. Строительство социализма -модернизация на почве традиционализма Стройки первых пятилеток. «Огненный тракторист»- Петр Дьяков. СССР в годы Великой Отечественной войны. Тюменцы на фронтах Великой Отечественной войны. Эвакуация. СССР в послевоенный период: 1945-60-ые гг. Богандинский ракетный щит. Подземные ядерные взрывы. Полигон «Тобольск». СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов. Как открыли тюменскую нефть и газ. Ю. Эрвье.

Слайд 14

краеведческая тематика на уроках обществознания а) символы Тюменской области, истории их создания; б) система законодательной и исполнительной власти; в) структура сложно-построенного субъекта федерации; г) участие жителей Тюменской области в политической жизни; д) процедура выборов в местные органы власти; е) система образования, развитие тюменской науки и культуры; ж) национальное и религиозное многообразие Тюменской области; з) развитие производства и предпринимательства; и) социальная структура области и т.д.

Слайд 15

исследовательские мини - проекты Моя родословная. Как возникла моя фамилия, мои выдающиеся однофамильцы. Что означает мое имя и отчество. Имя Победы - на карте Тюмени. Где мои корни? Первооткрыватели тюменской нефти и газа. Почетные граждане Тюмени. Выдающиеся деятели культуры.

Слайд 16

использование современных средств обучения, компьютерных технологий Созданные презентации по английскому языку Тюмень - лучший город Земли. Архитектура Тюмени. Улица Республики. Д. И. Менделеев. Великие ученые - наши земляки. Романовы: жизнь и судьба.

Слайд 17

Тексты для уроков английского языка The first Russian town in Siberia. Tyumen bus station . Our university . Tyumen State Oil and Gas College. The library of our college. Republic Street is the main street of Tyumen. D.I.Mendeleev . Yuri Georgievich Ervier . Viktor Muravlenko . Farman Salmanov . Yuri Osipov . Tyumen region . The Climate of Tyumen . Semen Urusov . The first oil-prospecting expedition in Tyumen . LUKoil . Uvat group of the fields .

Слайд 18

литература по краеведению

Слайд 21

Больша́я Тюме́нская энциклопе́дия Больша́я Тюме́нская энциклопе́дия — первая научно-популярная энциклопедия, посвящённая непосредственно Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Содержит 7 тыс. статей более чем по 30 тематическим направлениям. Над изданием трудились более 400 авторов на протяжении 5 лет. Главный редактор доктор филос. наук, чл.-корр. РАО Г. Ф. Куцев.

Слайд 22

Заключение Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Доказано, что историческое краеведение является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов и является одной из важных отраслей исторического образования. Главная задача учителя истории – заинтересовать подростков процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.

Слайд 23

Литература 1. Вавилова О.Л. Регионалистика [Текст]/ М., 2005 2. Краеведение: Пособие для учителя [Текст]/ А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158с. 3. Лукиева Е.Б. Историческое краеведение [Текст]/ Учеб. пособие Том. политехн. ун-т. - Томск, 2003. - 156 с. 4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение[Текст]/ Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987. 231 с. 5. Пирожков Г.П. Краеведение [Текст]/ учебник. Тамбов; М.; СПб.; Баку, Вена, 2006. 272 с. 6. Строев К.Ф. Краеведение [Текст]/ Учебное пособие для студен-тов естест.-геог. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение. 1974. – 143с.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...

Использование краеведческого материала при изучении имён числительных

Данная работа предназначена для учащихся 6 класса при изучении темы "Имя числительное"...

Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе

   Краеведческая работа представляет  учителю широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения....

Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...

Программапо теме самообразования «Использование краеведческого материала в процессе воспитания учащихся с ОВЗ» «Знаю иоберегаю свой край».

Предлагаемый проект программы «Знаю и оберегаю свой край» направлен на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические о...