Духовно-нравственное воспитание на уроках математики
статья на тему

Бурцева Наталья Васильевна

Презентация к выступлению "Духовно-нравственное воспитание на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vystuplenieduhovno_nravst_vosp.ppt375.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно – нравственное воспитание в преподавании математики

Слайд 2

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 3

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Слайд 4

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Слайд 5

Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Слайд 6

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 7

Базовые национальные ценности в системе нравственных ценностей: ü патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; ü социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; ü гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; ü семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; ü труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; ü наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; ü традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; ü искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; ü природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; ü человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Слайд 8

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: ü нравственный пример педагога; ü социально-педагогическое партнёрство; ü индивидуально-личностное развитие; ü интегративность программ духовно-нравственного воспитания; ü социальная востребованность воспитания.

Слайд 9

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Слайд 10

Основная парадигма в работе следующая: «Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить её - это цель, которую можно реализовать».

Слайд 11

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Слайд 12

На него работает все – и стиль общения, и дидактическая структура, и методические приемы. А в чем суть воспитательного воздействия урока? В совместном делании и диалоге… При реализации воспитательной функции при изучении математики первое, с чем приходится столкнуться учителю - это выдвижение воспитательных задач к уроку. Что конкретно воспитывать? Необходима диагностика уровня воспитанности ученика и класса в целом , что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели.

Слайд 13

• Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи. • Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества. • В–третьих ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах. • В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Совместная постановка целей и задач урока.

Слайд 14

Начало урока это очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно - мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

Слайд 15

Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д. Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами. Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. На уроках математики мы говорим с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о полезности математики, об обаянии истории, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. Использование на уроке такой формы работы с использованием тренажеров позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение

Слайд 16

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, электронные тесты и т.д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки.

Слайд 17

На реализацию нравственного воспитания влияет оценивание работы учеников на уроке. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач. После проведения контрольной работы и по итогам четверти составляем с учениками «лестницу успехов». Ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. На некоторых уроках целесообразно применять оценочные жетоны, с помощью которых каждый сам себя оценивает за правильные ответы. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение.

Слайд 18

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Слайд 19

Методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала урока математики: • Проведение систематической диагностики уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. • При написании плана урока продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами • Осуществить выбор оптимальных способов и приемов для начала урока т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока . • Использовать на этапе актуализации опорных знаний работы по готовым чертежам, тренажеры, работу в парах, применять ИКТ. Использовать различные средства гуманитаризации .

Слайд 20

• Специально подбирать задачи для урока. • Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. • Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ . • Применять разные способы оценивания, что оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач. • Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока .

Слайд 21

Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема «умышленной ошибки», которому уделяется особое внимание, приема конкретной ситуации, использование метода «мозгового штурма», использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают», принципа В.Н.Сорока-Росинского: «Поменьше учителя – побольше ученика», составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема «листа»,приема «короткой» задачи, применение метода хоровых ответов, эффекта 30 секунд – это те «маленькие хитрости», которые помогают формировать мышление учеников.

Слайд 22

Внеклассная работа по предмету Математические олимпиады Тематических вечера Неделя математики Выпуск газет Устные журналы Математические чтения Рефераты, доклады

Слайд 23

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще, владение математикой - это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать.

Слайд 24

В заключение процитирую слова А.В. Луначарского: «новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание на уроках математики

в своей работе отразила опыт работы по данному направлению, показала значимость духовно-нравственного воспитания в современное время, приведён дидактический материал, который используется на уроках....

реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики

Статья на тему:"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках математики"

Духовно-нравственное развитие школьника является одним из важнейшим аспектов развития личности в условиях реализации стандартов второго поколения....

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....