Статья "Воспитатель ГПД - ключевой элемент всех коммуникативных связей в группе"
статья
Воспитатель ГПД - ключевой элемент всех коммуникативных связей в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 538 с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
Автор: Заведующая музеем, воспитатель ГПД
Мкртчян Анна Вачагановна
Воспитатель ГПД - ключевой элемент
всех коммуникативных связей в группе
Общение в группе продленного дня
Многие склонны воспринимать группу продлённого в современной школе как некий сервисный инструмент, некий «отстойник», в котором дети после уроков и до конца рабочего дня ожидают своих родителей. Соответственно этому статусу они воспринимают и воспитателя группы. Но реальность такова, что ГПД является очень важным элементом воспитательного и образовательного процесса. Ведь именно в ГПД многие современные дети проводят большую часть своего времени. Со многими из детей посещающих ГПД воспитатель проводит времени больше, чем родители. С воспитателем ГПД дети гуляют, обедают, выполняют домашнюю работу, играют, разговаривают и задают важные вопросы. Так как родители многих школьников посещающих ГПД заняты, и не могут уделять должного внимания общению с учителем ребёнка, то большую часть информации учитель передаёт родителям через воспитателя группы продлённого дня. Сам воспитатель наблюдает за детьми, знает их сильные и слабые стороны, может указать родителям на нюансы в поведении детей, на которые важно обратить внимание.
Таким образом, воспитатель ГПД становится носителем огромного объёма информации о каждом ребёнке. Поэтому мы должны рассматривать ГПД, как важнейший педагогический элемент и активную коммуникативную среду, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда.
То есть дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Воспитатель ГПД также общается на разных уровнях. Итак, какие коммуникативные активно прослеживаются в ГПД?
Общение членов ГПД это коммуникативная связь:
- ребёнок – ребёнок
- воспитатель ГПД – ребёнок
- воспитатель ГПД – учитель
- воспитатель ГПД – администрация школы
- воспитатель ГПД – родители.
При этом общение детей между собой проходит при воспитателе ГПД, следовательно, воспитатель ГПД является участником коммуникативной связи РЕБЁНОК – РЕБЁНОК и формально эта группа выглядит так:
- ребёнок – ребёнок – воспитатель ГПД.
То есть воспитатель ГПД неизменно ключевой элемент всех коммуникативных связей в группе. И это накладывает определённую ответственность на воспитателя ГПД, ответственность совершенного иного рода, не лежащую в области педагогики и воспитания.
Общение воспитателя ГПД с детьми
Воспитатель ГПД должен быть мастером общения. Не просто уметь общаться, а общаться виртуозно и красиво. Воспитатель ГПД должен уметь ненавязчиво, и. подчас, незаметно участвовать в общении детей, должен уметь направить их, дать им совет, который будет воспринят и принят с радостью. Быть другом и соблюдать при этом субординацию это искусство, и этим искусством должен владеть воспитатель ГПД. Именно общение с детьми является первоосновой для хорошего воспитателя ГПД.
Воспитатель ГПД как связующее звено между учителем и родителями
При этом воспитатель ГПД должен уметь объективно оценивать пожелания учителей и школьной администрации к родителям. То есть воспитатель ГПД должен не просто передавать мнение учителей и администрации. И на этом уровне общения есть свои нюансы. Воспитатель ГПД должен правильно и объективно принять информацию, поступающую от учителя или администрации, а затем также объективно донести информацию до родителей. Причём с учётом личных особенностей родителей. Не секрет, что родители, особенно, родители учеников в муниципальной школе, совершенно разные (по социальному и материальному уровню, уровню образования и воспитания) и главное могут по разному воспринимать критику в адрес детей. Кто-то из них воспринимает критику как личное оскорбление, кто-то склонен игнорировать или считать, что к ребёнку в школе «придираются», кто-то слишком жёстко воспитывает ребёнка, а кто-то банально не способен адекватно оценить замечания или отреагировать на них. Но объединяет большинство родителей нежелание слушать нравоучения и советы.
Поэтому, в какой бы форме не услышал замечания воспитатель ГПД, каким бы трудным ни был день – все замечания и претензии воспитатель ГПД должен высказать предельно тактично и корректно, без эмоций, без обвинений родителей в некомпетентности. Особенное внимание стоит уделить передаче подобной информации в двух случаях. Прежде всего, когда есть подозрения, что родители могут придерживаться слишком жёстких воспитательных мер. В этом случае важно взвешивать каждое сказанное слово, дабы не навредить ребёнку. Вторая группа родителей, это те, кто в силу тех или иных обстоятельств не может или неспособен помочь ребёнку в устранении указанных учителем или администрацией проблем. Причины могут быть разными (отсутствие времени, достаточных навыков или нежелание решать проблему, вера в то, что всё это задача школы и учителей), но если в беседе с родителями воспитатель ГПД уловил подобные настроения, то важно сообщить о своих наблюдениях учителю, чтобы не запускать проблему. Согласитесь, мало пользы для всех участников ситуации, если воспитатель ГПД формально передаст информацию о проблемах ребёнка родителям. Проблемы ребёнка не терпят формального отношения, тем более, когда ребёнок проводит в школе так много времени, как ребёнок из ГПД.
Для эффективного решения проблем необходима вовлечённость, при этом вовлечённость объективная. И если воспитатель ГПД понимает, что семья не может решить проблемы ребёнка, то важно донести до учителей эту информацию. То есть основная задача воспитателя ГПД в общении между учителями и родителями обеспечивать качественную и объективную обратную связь, цель которой - повысить уровень воспитания и образования учеников, создавая при этом максимально комфортные условия для общения на всех уровнях. В современной школе ГПД посещают не менее 40% школьников, а значит, успеваемость и поведение не менее 40% школьников зависит от того, насколько эффективно построено общение воспитателя ГПД с детьми, учителями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-433053-1396833975.jpg)
Открытое мероприятие "Неделя связи" для групп вторых и третьих курсов специальности "Сети связи и системы коммутации"
Ежегодно проводится тематическая "Неделя связи". Для групп ССК. В рамках недели проводится конкурс "Лучший связист". Студенты групп готовят газеты или презентации о своей професии. Затем проводится ви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-28666-1590692018.jpg)
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание созданию модели психолого-педагогического сопровождения р
Современное образование является структурным элементом процесса зарождения качественно нового общества, и находится в самом сердце проблем, связанных с развитием личности. Задача образования, в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/06/picture-801167-1467814691.jpg)
«Исследовательская деятельность школьника как основа формирования творческого потенциала, проявления лидерских способностей и коммуникативных связей»
Не существует сколько-нибудь достоверныхтестов на одаренность, кроме тех, которыепроявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работе.А. Н.Колмог...
Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска» «Дорогою добра»
Как помочь повысить качество жизни и взаимодействия обучающимся "группы риска" Краткосрочный проект по оказанию внимания и поддержки данной категории школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1207708-1579202195.jpg)
Педагогический проект "Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроке информатики посредством метапредметных связей"
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1207708-1579202195.jpg)
Педагогический проект "Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроке информатики посредством метапредметных связей"
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-293070-1481989703.jpg)
Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе
Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе...