Проектная деятельность как средство развития УУД.
материал на тему

Макарова Валентина Гавриловна

В сообщении рассмотрены виды проектов и этапы осуществления проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ Макарова Валентина Гавриловна

Проектная деятельность как средство развития УУД.

Меняется время, меняются дети, должны меняться и мы с вами, чтобы быть этим детям полезными и вызывать у них интерес к учебе.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и не только в урочной, но и во внеурочной деятельности,не только у старшеклассников, но и у младших школьников.

Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и  общего образования.

Проектный метод обучения как педагогическая технология, позволяет соединять в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, дает возможность каждому ученику раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях по разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности;».

Применительно к школе – это «метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении»

 Его можно применять в изучении любого предмета наряду с другими методами обучения;

Работа над проектом.

1.        Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.

2.        Выполнение проекта начинается с планирования действий
по разрешению проблемы,
иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3.        Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.        Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! 

Типология проектов

По доминирующей деятельности школьников 

1)практико-ориентированный проект;

2)исследовательский проект;

3)информационный проект;

4)творческий проект;

5)ролевой проект

(хотя в каждом проекте в той или мере проявляются все направления деятельности).

По комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить три типа проектов.

1)        Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2)        Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистовв различных областях знания.

Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

3) Надпредметные проекты

По продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс;

работа в группах; продолжительность — 4 урока.

1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам.

 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации.

3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Долгосрочные ( выполняются во внеурочное время).

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который школьники в изучали важные законы физики.                                                             Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир » может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.

Перечень (далеко не полный!)

возможных выходов проектной деятельности:

  • Web-сайт;
  • Анализ данных социологического опроса;
  • Атлас;
  • Атрибуты несуществующего государства;
  • Бизнес-план;
  • Видеофильм;
  • Видеоклип;
  • Выставка;
  • Газета;
  • Действующая фирма;
  • Журнал;
  • Законопроект;
  • Игра;
  • Карта;
  • Коллекция
  • Костюм;
  • Макет;
  • Модель;
  • Музыкальное произведение;
  • Мультимедийный продукт;
  • Оформление кабинета;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо в ... ;
  • Праздник;
  • Прогноз;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Серия иллюстрации;
  • Система школьного самоуправления;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Учебное пособие;
  • Чертеж;
  • Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

  1. дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);
  2. популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с ре
    комендациями и видеофильм);
  1. частотный словарь английского молодежного сленга;
  2. главы из учебника будущего « Биология и экология »;
  3. Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;
  4. экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушноесреды в микрорайоне (по заказу администрациирайона);
  5. сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6 класса «Как принимали гостей в Средневековье»;
  6. коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

                    Критерии оценок (защита проекта)

1) важность темы проекта; актуальность и значимость темы;

2) самостоятельность работы над проектом;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы; оригинальность предложенных решений;

5) глубина исследования проблемы;

6) качество выполнения продукта;

7. использование средств наглядности, технических средств

8) убедительность презентации.

9) артистизм и выразительность выступления;

10) ответы на вопросы

Темы проектных работ

(из опыта московских школ 1998-2003 гг.)

1.17 октября 1905г.: Манифест или Конституция?

2.  19-21 августа 1991 г.: революция или переворот, трагедия или фарс?

3. Адаптационные возможности человека.

4. Альманах любовной лирики.

5.  Английский и американский английский: один или два языка?

6. Антропогенное воздействие на биосферу как результат научно-технического прогресса.

7. Архитектурная тема в русской литературе.

8. Атлантида: миф или реальность?

9. Атлас гипотетического материка.

10. Безотходные химические производства.

11. Березовая роща. SOS.

12. Биоиндикация природных водоемов.

13. Болезни цивилизации.

14. «Броня крепка, и танки наши быстры». (Сравнение военного и военно-технического потенциалов СССР и Германии в 1941—1945 гг.)

15. Будущее биотехнологии.

16. Быт и нравы древней Японии по произведениям Сэя Сенага и Мурасаки Сикибу.

17. В чем секрет бессмертия античного искусства и эпоса?

18. Вероятность вокруг нас.

19. Влияние состояния мирового рынка нефти на экономическую ситуацию в России.

20. Вода на Земле.

21. Воспитание человека в городе будущего.

22. «Вымышленные страны» в мировой литературе.

23. Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. (Проблема числа и смысла в литературе и математике XIX века.)

24. «Гарри Поттер»: загадка мирового бестселлера, или Что хотят читать современные дети?

25. Генетика и проблемы здоровья человека.                                                                                 26.Гений и канон.

27. География любовных сюжетов.

28. Герой приключенческого романа: черты характера, поведение, потенциальная судьба.

29. Глобальные проблемы экологии в англоязычных странах.

30. Город мастеров. Немецкое средневековье.

31. Два разных мира — мальчики и девочки.

32. Дикари и разбойники в мировой литературе.

33.  Динамика употребления личных имен у русских в XIX-XX вв. по произведениям литературы.

34. Драматургия образа Дон Жуана (на иностранном языке).

35. Дуэль во имя любви.

36. Жанна д'Арк: подвиг средневековой женщины.

37. Закон и личность.

38. Занимательная французская грамматика.

39. Зачем нужны геометрические преобразования?

40.  «Защита поэзии» (П.Б. Шелли).

41. Здоровье нашего города.

42. Зимние праздники во Франции43. Знаменитые московские коллекционеры.

44. Из Коломенского в Царицыно: прогулка в XVIII век.

45. Измерение веса тела, движущегося с ускорением (на примерах реальных ситуаций).

46. Инквизиция глазами историка и глазами юриста. Смертная казнь: за или против?

47. Интерактивный музей.

48. Интернет-проект «Школьники против терроризма».

49. Испаноговорящие Соединенные Штаты.

50. Исследование «вектора» направления и изменения престижности профессий в представлении старшеклассников.

51. Исследование ценностных ориентации современных подростков.

52. История Великой Отечественной войны в историях наших семей.

53. История нашей школы в истории города и страны.

54. История создания памятников культуры района.

55. К истокам русской литературной классики.

56. «Как влияют науки и искусства на нравы людей?» (Ж.-Ж. Руссо).

57.  Как научиться делать то, что не могут научиться делать другие? 58. Как принимали гостей в средневековье.

59. Как сделать школьную газету?

60. Какой была Москва деревянная?

61. Какой быть молодежной лексике?

62. Какой быть школе будущего?

63. Канон и штамп.

64. Карьера политика в России.

65. Классицизм и сентиментализм как литературные направления: феномен возникновения, развития и упадка.

66. Когда и как на Руси стали праздновать Новый год.

67. Кодекс чести школы.

68. Коллекционирование драгоценных камней и минералов.

69. Коллекция, ставшая явлением в русской литературе («Словарь живого великорусского языка В.И. Даля).

70. Конституция России и Конституция США.

71. Концепция бессмертия зла и вечной борьбы с ним (по романтическим поэмам М.Ю. Лермонтова).

72. Красители природные и синтетические в нашей жизни.

73. Красота спасет мир.

74. Кто такой Петрушка?

75. Личные коллекции учащихся.

76. Лучшие менеджеры современной России. Опыт социологического анализа.

77. Люди и политика.

78. «Mass-media»: репортаж из издательства.

79. Математика в современной экономике.

80. Математика и искусство.

81. Математика — теория или практика?

82. Математические коллекции (софизмы, невозможные коллекции и интересные числа).

83. Материалы будущего.

84 Международный английский.

85. Международный туризм: pro et contra.

86. Место русской литературы XVIII века в общей картине отечественной литературы.

87. Мини-мюзикл «Робинзон» (по Д. Дефо).

88. Мир многогранников.

89. Мир на ладони (геоцентрическая система мира).

90. Мой здоровый образ жизни (на английском языке).

91. Мой любимый театр (на иностранном языке).

92. Молодежный жаргон: норма или антинорма?

93. Молодежный сленг в современной английской речи.

94. Москва и москвичи (лингвострановедческий проект).

95. Мотив змееборчества в европейском фольклоре и его историческая основа.

96. Моя безопасность.

97. Музей истории школы.

98. Музей символов любви.

99. Музыкальная гостиная: любимые песни — наши и наших родителей.

100. Музыкально-поэтическая композиция «Рождественская звезда» 101. Мультимедиа в естественнонаучном образовании.

102. Мусор нашего города.

103. Направления расселения славян и славянских народов по материалам топонимики.

104. Науки юношей питают.

105. Наш дом. Наш двор.

106. Наш собственный учебник русского языка.

107. Наши выпускники.

108. Наши истоки.

109. Некрасов — поэт одной темы?

110. Немецкий после английского. Легко и просто?!

111. Немцы в России, русские в Германии.

112. Новые технологии градостроения.

113. Общешкольный журнал.

114.  О власти одного жанра (трагедия — античность, ода -XVIII в., роман — XIX в.).

115.  «О ничтожестве литературы русской» (А.С. Пушкин).

116. О праве литературы на обличение общественных пороков, о природе зла и законах его изображения в литературе.

117. Образы бушующих стихий в творчестве

Чем меньше ребенок - тем проще проект.

Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать                                  свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей                                      школе отличаются от проектов старшеклассников несложностью, простотой.

 Однако ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним,                                             но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы                                                                     по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной                                                            школе успешно могут быть реализованы:

I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и                           нетрадиционный    подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации,                              спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного                                       искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут                                являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы                                 иллюстраций, сказки.

II. 
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное                  исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.                                                                   Виды деятельности,

                                применяемые в реализации программы:


Выбор темы проекта

Поиск информации

Выявление проблемы

Нахождение путей решения проблемы

Выдвижение гипотезы

Исследовательская работа, опыты, эксперименты

Создание продукта проекта ( постер, макет, презентация)

Представление проекта публике

Инсценирование, ролевая игра

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

...Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Подведем некоторые итоги: что же такое проект?

Проект это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект (проектирование) это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.

Проект это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Работа над проектами – способ формирования общих учебных умений                          

                                                 (УУД):

-организационных (регулятивных) 

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

-интелектуальных (познавательных) 

  • Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 -коммуникативных

  • Учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

  • Умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

И личностные результаты – это в  формировании у детей мотивации к обучению, в помощи им в самоорганизации и саморазвитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Проект "Сладкий малыш на подоконнике...." в интегрированном классе....

Проектная деятельность как средство развития

Автор: Дуркина Надежда Яковлевна, Место работы: МБОУ «СОШ№1 г. Нарьян-Мара», Учитель технологии Адрес: Нарьян-Мар, улица Рыбников, дом 8 «А» ,кВ. 11 телефон 8 911 552 18 58. ...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Инновационный проект учителя технологии Рябоконь Ирины Алексеевны....

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...