«Прием эмоциональной разрядки как средство здоровьесбережения учащихся»
методическая разработка по теме

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.56 МБ
Microsoft Office document icon план занятия82.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Прием эмоциональной разрядки как средство здоровьесбережения учащихся»

Слайд 2

Эмоциональная разрядка- необходимый механизм «перезагрузки» нашего организма для восстановления и настройки всех систем для эффективной психосоматической работы

Слайд 3

Положительные эмоции Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных

Слайд 4

Цель эмоциональных разрядок снятие умственного напряжения, утомления.

Слайд 5

Эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, использование загадок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток

Слайд 6

Рекомендации В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.

Слайд 7

Виды загадок: 1 . Собственно загадка 2. Загадка-анаграмма 3. Загадка-смекалка 4. Загадка-вопрос 5. Загадки-шутки

Слайд 8

Собственно загадка Заурчу, закричу, под небеса улечу. вертолет Хвостом пьёт, а клювом отдает . водопровод Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор . пылесос ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ

Слайд 9

Загадка-анаграмма Сосна – куст – атлас – кайма – карп –

Слайд 10

Загадка-анаграмма Сосна – насос куст – атлас – кайма – карп –

Слайд 11

Загадка-анаграмма Сосна – насос куст – стук атлас – кайма – карп –

Слайд 12

Загадка-анаграмма Сосна – насос куст – стук атлас – салат кайма – карп –

Слайд 13

Загадка-анаграмма Сосна – насос куст – стук атлас – салат кайма – майка карп –

Слайд 14

Загадка-анаграмма Сосна – насос куст – стук атлас – салат кайма – майка карп – парк

Слайд 15

Загадка-смекалка Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных

Слайд 16

Загадка-смекалка Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных Встр еча Вспл еск Взгл яд

Слайд 17

Загадка-вопрос 1) Задание: слитно или раздельно. Почему? а) Солнце спряталось ( за) бор . Чьи глаза сверкают? Кот забрался на ( за) бор – Перед сном гуляет. б) Хороша у Аленки коса , И трава на лугу ей ( по) косу , Скоро лугом пройдется коса – Приближается время к ( по) косу .

Слайд 18

Загадка-вопрос 2) Задание: в загадке найти и назвать слова общего рода. а) Белоручка, лежебока – Это он или она? Норовит уйти с урока: «Я совсем-совсем больна». б) Он задира и зазнайка. Кто же это? Угадай-ка! Выскочка она и злюка. Посиди с ней рядом. Ну-ка!

Слайд 19

Найдите «четвертое лишнее». 1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. 2) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. 3) Дебри, прения, игры, шахматы

Слайд 20

Найдите «четвертое лишнее». 1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. 2) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. 3) Дебри, прения, игры, шахматы

Слайд 21

Найдите «четвертое лишнее». 1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. 2) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. 3) Дебри, прения, игры, шахматы

Слайд 22

Найдите «четвертое лишнее». 1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. 2) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. 3) Дебри, прения, игры, шахматы

Слайд 23

Загадки-шутки Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими?

Слайд 24

Загадки-шутки Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими? Они вы-мы-ты

Слайд 25

«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня, это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!

Слайд 26

Выполнила: учитель русского языка и литературы Птицина Ирина Александровна

Слайд 27

Интернет – ресурсы: основа для рамки свеча столик свиток виньетка с листьями рябина



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 «Прием эмоциональной разрядки как средство здоровьесбережения учащихся»

Цель занятия: передать свой опыт использования здоровье сберегающих технологий слушателям путем прямого и комментированного показа.

Оборудование: компьютер и презентация, листы бумаги, карандаши, карточки с заданиями.

«Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей»

Д. Пойа.

I. Презентация педагогического опыта, представление системы учебных занятий (лекция 4 мин)

Каждая дисциплина в школе обладает большим здоровьесберегающим потенциалом. В формировании и развитии нравственного здоровья обучающихся важную роль играют уроки русского языка и литературы.

Важнейшим условием деятельности педагогов стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);
  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  • чередование позы с учетом видов деятельности;
  • использование физкультурных пауз на уроках.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Я преподаю русский язык и литературу. Свои уроки стараюсь строить так, чтобы дети не переутомлялись, не теряли интерес к предмету.

С этой целью использую следующие правила:

  1. Просчитать число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д. (Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.)
  2. Использовать различные методы преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д. (Норма – не менее трех.)
  3. Продумать физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.
  4. Включить в содержательную части урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
  5. Использовать методы повышения у учащихся мотивации к учебной деятельности  на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.)
  6. Включить в план урока эмоциональные разрядки.

Эмоциональная разрядка -  необходимый механизм «перезагрузки» нашего организма для восстановления и настройки всех систем для эффективной психосоматической работы

Следует учесть, что по мере снижения работоспособности изменяется и эмоциональная устойчивость, появляется ненужная раздражительность. Факторы, которые до этого казались совершенно нейтральными, начинают восприниматься иначе, вызывают гнев, обиду, способны вызвать ссору.

Если человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди.

Но все меняется, если настроение плохое. Словно черная туча окружает человека. Он еще ничего не сказал, но уже можно ожидать неприятностей. Будто возникает некая отрицательная энергия, она передается другим, вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает. Работа выполняется формально, теряется интерес к ней, все становится скучным, неприятным, безысходным.

Наличие на уроке  шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, загадок, небольших стихотворений позволяют снять эмоциональное напряжение.

Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:

-обеспечить психологическую разгрузку учащихся,

-дать им сведения развивающего и воспитательного плана,

- показать практическую значимость изучаемой темы,

-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Вызывает неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Занимательный материал по русскому языку следует включать как элемент в урок на любом его этапе: объяснении нового материала, закреплении, проверке изученного и т.д. Наряду с серьезными заданиями школьникам предлагаются шуточные вопросы, а также загадки, шутки, каламбуры, шарады, которые не только позволяют снять эмоциональное напряжение, но и повышают интерес к языку, развивают логическое мышление, языковое чутье, грамотность.

Рассмотрим загадку как вид занимательного задания на уроках русского языка. Загадка – любимый жанр народного творчества у детей, который активизирует внимание, испытывает и развивает сообразительность, формирует правильную и выразительную речь, тренирует память, способствует образному мышлению, любознательности, «развивает способность к поэтической выдумке». На уроках можно использовать следующие виды загадок:

  1. Собственно загадка
  2. Загадка-анаграмма
  3. Загадка-задача
  4. Загадка-смекалка
  5. Загадка-вопрос
  6. Загадки-шутки.

Использование загадок на уроках русского языка расширяет словарный запас учащихся, развивает их комбинаторные навыки, сообразительность, логическое и образное мышление, концентрируют внимание, учит школьников думать, рассуждать, сравнивать, обобщать и аргументировать свой ответ, и в то  же время как элемент занимательности помогает расслабиться, снять напряжение, усталость.

В своей практике  использую такую форму работы, как минутки вхождения в урок.

II. Имитационная игра. (Практическое занятие 15 минут)

  1. Упражнение, используемое для минутки вхождения в урок по теме «Словообразование» для 6 класса

Инструкция к упражнению: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

Педагог читает стихотворение: 

Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

  1. Эмоциональная разрядка (6 класс тема «Словообразование», тема «Имя существительное»). Приложение 1.

1. Собственно загадка, построенная на метафоре. Задание: отгадать загадку, как называются слова-отгадки, как они образованы, что нужно знать об их правописании.

Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолёт); Хвостом пьёт, а клювом отдает (водопровод); Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор  (пылесос).

2. Загадка-анаграмма. Задание: переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное. Какого рода данное и новое существительные? Какого склонения?

(Сосна – насос, куст – стук, атлас – салат, кайма – майка, карп – парк, деталь – дельта, корма – комар).

3. Загадка-задача, отгадывание которой строится на доказательстве и требует аргументированного ответа.

Перед нами существительные рашок, дучек, гружок, лажек, о которых мы знаем только то, что они состоят из корня и суффикса. Можно ли расставить ударения в этих придуманных словах? Почему?

4. Загадка-смекалка на сообразительность и быстроту реакции.

Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных

(взгляд, всплеск, встреча).

В процессе обучения русскому языку можно использовать не только слово-разгадку, но работать и над текстом загадки.

5. Загадка-вопрос.

1) Задание: слитно или раздельно. Почему?

а) Солнце спряталось за бор.

Чьи глаза сверкают?

Кот забрался на забор –

Перед сном гуляет.

б) Хороша у Аленки коса,

И трава на лугу ей по косу,

Скоро лугом пройдется коса –

Приближается время к покосу.

2) Задание: в загадке найти и назвать слова общего рода.

а) Белоручка, лежебока –

Это он или она?

Норовит уйти с урока:

«Я совсем-совсем больна».

б) Он задира и зазнайка.

Кто же это? Угадай-ка!

Выскочка она и злюка.

Посиди с ней рядом. Ну-ка!

3) Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать слово ясным.

(Безударная проверяемая гласная в корне слова).

4) Найдите «четвертое лишнее».

1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3) Дебри, прения, игры, шахматы.

6. Загадки-шутки.

Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)

III. Моделирование (самостоятельная работа 8 мин). Приложение 2.

Инструкция: Представьте, что Вы превратились в один из предметов, вас окружающих. Передайте  свои ощущения, и ответьте на вопросы:

  • эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
  • каким образом данный прием можно использовать в вашей педагогической практике?

Постарайтесь  свои мысли записать в форме  маленького рассказа или стихотворения.

IV. Рефлексия (3 мин). Приложение 3.

Инструкция: Отправь мне СМС с ответом на вопросы:

  1. Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
  2. Хотелось бы пожелать…

Удачи вам! «То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня, это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

Приложение 1

Раздаточный материал к имитационной игре Эмоциональная разрядка.

1.Собственно загадка, построенная на метафоре

Задание: отгадать загадку. Как называются слова- отгадки  ?Как они образованы? Что нужно знать об их правописании?

Загадка

ответ

1.Заурчу, закричу, под небеса улечу

3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор 

2.Хвостом пьёт, а клювом отдает.

2.Загадка- анаграмма

Задание: переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное. Какого рода данное и новое существительные? Какого склонения?

Сосна-

Куст-

Атлас-

Кайма-

Карп-

Деталь-

Корма-

3.Загадка- задача, отгадывание которой строится на доказательстве и требует аргументированного ответа.

Задание: Перед Вами существительные, о которых мы знаем только то, что они состоят из корня и суффикса. Можно ли расставить ударения в этих придуманных словах? Почему?

РАШОК, ДУЧЕК, ГРУЖОК, ЛАЖЕК.

4.Загадка- смекалка на сообразительность и быстроту реакции

Задание: Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных.

5.Загадка- вопрос

1)Задание: слитно или раздельно? Почему?

а) Солнце спряталось (за) бор.

Чьи глаза сверкают?

Кот забрался на (за)бор –

Перед сном гуляет.

б) Хороша у Аленки коса,

И трава на лугу ей (по) косу,

Скоро лугом пройдется коса –

Приближается время к (по)косу.

2) Задание: в загадке найти и назвать слова общего рода.

а) Белоручка, лежебока –

Это он или она?

Норовит уйти с урока:

«Я совсем-совсем больна».

б) Он задира и зазнайка.

Кто же это? Угадай-ка!

Выскочка она и злюка.

Посиди с ней рядом. Ну-ка!

3) Задание: Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать слово ясным.

(Безударная проверяемая гласная в корне слова).

4) Задание: Найдите «четвертое лишнее».

1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3) Дебри, прения, игры, шахматы.

6. Загадки-шутки.

Отгадай загадку: Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?»

Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими?

Приложение 2

Моделирование

(Раздаточный материал)

Представьте, что Вы превратились в один из предметов, вас окружающих. Передайте свои ощущения. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы? Каким образом данный прием можно использовать в вашей педагогической практике?

Рассказ-фантазия от имени_______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Рефлексия

Отправьте мне СМС с ответом на вопросы:

  1. Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
  2. Хотелось бы пожелать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии по теме "Изучение форм поверхности, характер залегания горных пород"

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии. Практические работы я рассматриваю как средство связи теории с практикой. Выполнение их способств...

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...

Арт-терапевтические упражнения в структуре музыки как средство здоровьесбережения младших школьников

Арт - терапевтические игры - упражнения на уроках музыки (по программе Баклановой)...

Игровые технологии, как средство здоровьесбережения. Шатилоа А.А., учитель физической культуры МБОУ-лицей, г.Луховицы

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. В данном материале пр...

Эмоциональные разрядки на уроках

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние ...

Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.

Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жи...

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения  учащихся."...