Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.
статья на тему

Доброванов Валерий Алексеевич
Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни. Уроки ОБЖ являются главными в школьной программе, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровье детей, учить грамотным действиям в условиях ЧС. Мы живем в обществе, подвергнутом суровым реальным испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_sredstva_obucheniya_-obzh.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные средства обучения

на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения  учащихся.

Доброванов В.А., преподаватель-организатор ОБЖ.

   «Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни.  Уроки ОБЖ являются главными в школьной программе, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровье детей, учить грамотным действиям в условиях ЧС. Мы живем в обществе, подвергнутом суровым реальным испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня. При правильном  преподавании урок ОБЖ дает знания, навыки, необходимые в жизни каждому ученику. Обучение населения через наших учеников методикам выживания и защиты в ЧС – стратегическая задача всего курса ОБЖ и каждого урока в частности. Уроки безопасности нужны человеку каждый день.

  1. изучай виды и причины опасностей – не лезь туда, где беда;
  2. учись предвидеть их возникновение в любом месте, в любое время;
  3. по возможности избегай опасности – не ходи в зоне риска;
  4. не пугайся, не паникуй в трудных ситуациях, действуй, грамотно и решительно;
  5. активно борись за жизнь;
  6. помогай себе и окружающим, попавшим в беду.

Однако, одной теории недостаточно, нужны практические навыки, которые дети приобретают на каждом уроке.  Урок ОБЖ является нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, гибким, неповторимым, способствует психологическому воспитанию личностных качеств ребенка / решительности, целеустремленности, самоорганизации, ответственности за свои поступки/, ставит практические цели и осуществляет практические действия. Поэтому необходимо создавать такие условия, в которых ребенок мог реально участвовать. Формировать учебную ситуацию так, чтобы наглядно показать признаки развивающейся ЧС, в которой ученик должен предвидеть опасность, учитывая  факторы риска, по возможности избегать её, а если удается, грамотно действовать. Самый интересный метод педагогической работы в ходе преподавания ОБЖ – метод анализа типичных ситуаций, представляющих реальную и потенциальную опасность для жизни и здоровья. Объектом  психолого-педагогического анализа могут выступать любые поступки и формы поведения, имеющие нежелательные последствия. Организация и проведение  формы работы таковы:

1. Работа проводится с классом /командами/.

2. Набор разбираемых ситуаций предлагает учитель или составляет совместно с ребятами, исходя из их опыта и актуальности данной темы / особенности региона, опасности, окружающие школу/. Задача учителя – отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес, сформулировать ученикам описание случая. Работа проходит на нескольких уровнях: словесный разбор ситуации с предложение вспомнить случаи из жизни;  разбор возможных ситуаций по принципу: «А, что, если бы…». Подборка вариантов готовится заранее; проработка ситуаций в процессе ролевой игры, где учащиеся играют роли участников ситуации. Возможно проигрывание нескольких вариантов «правильного» и «неправильного поведения; работа с конкретными  ситуациями вне класса в условиях, приближенным к реальным /на улице, в парке/.

На уроках используются и другие методы обучения безопасности жизнедеятельности. Словесные, например, эвристическая беседа – форма наводящих вопросов, при правильных ответах на которые учащиеся самостоятельно приходят к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса, что очень важно при изучении  новой темы и позволяет учащимся понять суть учебного материала, найти истину.                                                               Благодаря чему материал изучается не со слов учителя, а в процессе поиска ответов на вопросы. Это важно! Эффективный метод нетрадиционного урока – подготовка докладов, к которым дети готовятся заранее за 1-2 недели по темам, которые формирует учитель, определяет источники информации, объем, план.  На уроке для стимулирования внимания к докладу ставится задача, дается задание, решаемое с помощью информации текста доклада, поощряются вопросы к докладчику. Практические – с целью усвоения навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Практические работы проводятся систематически. В зависимости от познавательной активности  практическую работу можно организовать по образцу, алгоритму, самостоятельно.  Наглядные – улучшают понимание материала, систематизируют его, активизируют познавательную деятельность учащихся, внутренне готовя их к восприятию материала, выполнению заданий, позволяют выстроить логически-следственные связи. В настоящее время в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда можно остановить, используя нестандартные уроки – это импровизированные учебные занятие, имеющие нетрадиционную /неустановленную/ структуру.                    

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых, устоявшихся представлений,  переход  деятельности в новое качество. А это невозможно без новых форм обучения, поэтому учитель должен уметь конструировать уроки нового типа с использованием нетрадиционных форм обучения. Анализируя педагогическую литературу,  можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

1. Уроки – «погружения»                                    19. Уроки - конкурсы

2. Уроки – деловые игры                                     20. Бинарные уроки

3. Уроки – «Пресс-конференции»                      21. Уроки – обобщения

4. Уроки – соревнования                                     22. Уроки – фантазии

5. Уроки типа КВН                                               23. Уроки – игры

6. Театрализованные уроки                                 24. Уроки «суды»

7. Уроки консультации                                        25. Уроки поиска истины

8. Компьютерные уроки                                      26. Уроки – лекции «Парадоксы»

9. Уроки с групповыми формами работы          27. Уроки – концерты

10.Уроки взаимообучения учащихся                 28. Уроки – диалоги

11.Урок  творчества                                             29. «Следствие ведут знатоки»

12.Уроки аукционы                                              30. Уроки – ролевые игры

13. Уроки, которые ведут учащиеся                   31. Уроки – конференции

14. Уроки – зачеты                                               32. Уроки – семинары

15. Уроки – сомнения                                          33. Интегрированные уроки

16. Уроки – творческие отчеты                           34. Уроки – «круговая тренировка

17. Уроки – формулы                                           35. Межпредметные уроки                                                  

18. Уроки- экскурсии                                           36. Уроки – «Поле чудес»

Нестандартные уроки по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Отражают психолого-педагогическую деятельность учителя и учащихся в современных условиях, побуждают к действию. Используя в педагогической практике нетрадиционные средства обучения, достигла  результатов: 1. Укрепление духовного, физического, психологического здоровья учащихся,  на основе чего может складываться безопасность жизнедеятельности. В нашей школе наблюдается уменьшение прироста заболеваний детей, а показатель уровня воспитанности достиг 4.4 балла, выше среднего. 2. Формирование культуры учебно-познавательной деятельности повышает эффективность образования и является одним из факторов здоровьесбережения.  Качество знаний по предмету ОБЖ составляет 85-87%. 3. Воспитание личности безопасного типа. Однако, быстрых результатов на этом пути, на мой взгляд, ожидать не следует.

ОБЖ – важный предмет, ибо призван научить детей, как сохранить жизнь и здоровье в ЧС. Если проводить занятия по предмету формально, казенно, поставленной цели не достичь! Поэтому главный принцип в моей работе – «не навреди!».  

Литература

  1. Журнал. ОБЖ  /март 2009г./ Е.Римская. Применение инновационных технологий.
  2. Журнал. ОБЖ  № 7 /февраль 1998г./. Урок нового типа.
  3. Журнал. Военные знания № 8 / 1999г./. Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ.
  4. Давыдов В.В. Технологии развивающего обучения. Москва 1990г.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии. Москва 1989г.
  6. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в      общеобразовательных учреждениях. Издатель: Учитель. 2010 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.

Аннотация.Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных  технологий  на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образовани...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ.

Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходим...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную рабо...

Cистема упражнений для обучения аудированию как цели и как средству обучения на уроке английского языка

В методике существует два пути обучения аудированию. Первый путь предполагает обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения. Второй пу...

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения  учащихся."...

Средства наглядности. Их место в системе средств обучения

В наши дни, в связи с активным развитием технологий, возросло использование различных технических средств наглядности. В данной статье рассказвается об актуальности использования данных стредств,а так...