Тема: « Психолого – педагогические основы контроля и оценки знаний обучающихся по информатике»
консультация на тему

Смирнова Елена Александровна

Выступление  на районном методическом объединении учителей математического цикла

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskie_osnovy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Елена Александровна

Выступление  на районном методическом объединении

Тема: « Психолого – педагогические основы контроля и оценки знаний обучающихся по информатике»

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна  работе без зарплаты, выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как зарплата, мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка.

 Функции оценки  

Оценка, как  и  все  другие  компоненты  учебного  процесса, выполняет  определённые  функции.   

Обучающая  функция  оценки.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Воспитывающая  функция  оценки  в  целом  является  сопутствующей, но  может  быть  и  доминирующей, когда, например, учитель стремится  приучить  отдельных  учащихся  к  систематической  работе, старается  воздействовать  на  их  психологические  особенности. 

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Стимулирующая функция.  Стимулирует получение лучшей итоговой оценки

 

Виды оценки  

Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм оценки очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.

На различных этапах обучения используются различные виды оценки:

- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий,

- четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти,

- годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год,

- выпускные и переводные экзамены.

 

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.

 

Современные методы оценки знаний, умений и навыков

Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся.

1.Программированный контроль.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то,
что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения
изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

2.Тестирование

По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше - содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.

1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.

2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть   абсолютно ясным.

3. Варианты ответов. Оптимальное их число - 4 - 6, редко - 8. Каждый вариант - не более одной строки.  

 

 

 

Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности

Аргументы против отметок  

            Первый аргумент - в отметках всегда сосредотачивалась и продолжает сосредотачиваться вся власть взрослого (учителя и родителя) над ребенком. Авторитарно-императивный процесс обучения, который был и пока еще остается преобладающим в российской школе, держался и держится на «вооруженной  силе». Иначе как ему обеспечить спокойствие и повиновение в своей «империи», как заставить,  принудить школьников учиться усердно, вести себя сдержанно, не шалить, не хулиганить, не мешать учителям проводить уроки? В отметках сосредоточена вся власть взрослых по следующим причинам:

- отметки сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учащихся в  школах средневековья, сменили не с целью изгнать из школы наказание вообще, а чтобы переложить часть этого дела на родителей. Пусть родители, увидев плохие отметки своего ребенка, сами решают, какие им дальше принимать меры;

- общественность и педагогов всегда волновал вопрос, как контролировать процесс учения собственных детей?  Именно отметки взяли на себя эту роль;

- долгое время на практике закреплялось недоверие к детям в том, что они смогут учиться без подстегивания, без педагогического кнута и пряника;

- отметки стали олицетворять всю личность ребенка – его нравственность, его интеллект, его направленность, до настоящего времени «хороший» ученик тот, который учится на хорошие отметки, «плохой» же тот, который получает плохие отметки.

- право выставления ученику отметок имеет только учитель, только ему знать, за какие знания и умения кому какая отметка полагается. От ученика эта сфера деятельности учителя засекречена.

            Второй аргумент – в отметке выражается признание школой своего бессилия. Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Школа рассчитывала на помощь семьи. Она признавала свое бессилие бороться с известными явлениями детской души и призывала семью помочь ей в деле обучения детей. При этом школа не давала никаких полезных советов относительно того, в чем должна выражаться эта помощь. Отсюда нетрудно догадаться, какое отношение к отметке сложилось у детей в связи с вмешательством семьи. Плохая отметка стала для них предвестницей неприятностей в семье. С отметки ненависть и страх переносятся на учителя, выставляющего эти отметки. При такой ситуации вместо любви и взаимного понимания в школе и в семье воцаряется злоба и взаимное отчуждение.

            Третий аргумент – отметка есть валютная купюра на школьном и семейном рынках. Из класса в класс, из года в год растет недовольство детей из-за полученных ими плохих отметок и спекуляциях на хороших. Им нужны отметки вовсе не как действительные измерители их знаний и  умений, а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное

расположение к  себе близких, товарищей какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.п. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того заслуживает он ее или нет. Поколения учеников выработали весьма слаженную систему самозащиты от агрессивной по отношению. к ним авторитарной педагогики. С одной стороны, мы учим детей не лгать, быть честными, правдивыми, с другой – мы тут же с помощью отметок создаем такие жесткие условия, которые нарушают жизненное равновесие детей и вынуждают их перейти к самозащите, т.е. хитрить, ускользать, лгать – в общем поступать нечестно ради всех тех же льгот зарабатываемых хорошими отметками.

            Четвертый аргумент – отметка есть способ соревнования детей. Соревновательность, конечно полезное чувство, которое следует поощрять, но отметка, стремясь вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть. Другими словами: система отметок, во- первых, вызывает в детях чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми; в – третьих вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; в-четвертых содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов.

             Пятый аргумент – отметка есть суррогат отношений педагога к ребенку. Выставляя отметку учащемуся за определенный отрезок времени (четверть, полугодие, год), сам учитель четко не понимает, за что поставлена отметка: только за конкретные знания или за активность на уроках, за то, что он «хороший» мальчик или «хорошая» девочка, за его трудолюбие, отношение к учебе? Тем более это не понятно ни ученику, ни родителям. Трудно в такой отметке все эти стороны развести: чего в этой отметке больше и над чем ребенку дальше работать, чем и как помочь родителям и ребенку в исправлении этого положения?

Из всего высказанного можно сделать только один вывод: Эти отметки вредят детям, и они будут вредить им до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости, своей претензии представлять, характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, успевающих и отстающих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Согласно технологии программированного обучения:

  • каждый учебный «шаг» завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
  • при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
  • при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  • результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

На практике применяются следующие методы контроля (системы последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса):

Устный контроль:

  • рассказ ученика;
  • ответы на вопросы;
  • защита работы учеником;
  • устная рефлексия разными методами;
  • чтение схем, диаграмм, полученных результатов и т.п.;
  • комментирование практических действий и т.д.

Письменный контроль:

  • письменные самостоятельные работы при проверке домашнего задания «Пять вопросов» (работа состоит из пяти заданий, предполагающих краткие, лаконичные ответы; вопросы носят репродуктивный или творческий характер, продолжительность работы - 5-10 минут);
  • контрольные работы разных видов;
  • зачёты.

Практический контроль:

  • практические работы;
  • лабораторные работы;
  • творческие работы;
  • результаты поисковой деятельности.

Тестовый и рейтинговый контроль:

  • тесты;
  • электронные тесты;
  • оценка скорости работы;
  • оценка полученных знаний, умений и навыков учащихся для определения группы, в которой они изучают информатику по расписанию уроков.

Наблюдение (результаты не фиксируются, учитывается для корректировки обучения):

  • поведение на уроке;
  • соблюдение правил работы на компьютере;
  • общение в коллективе (способен работать в группе или «одиночка»);
  • реакция на изучаемый материал (сложно, легко, понятно, непонятно и т.п.);
  • работа за компьютером (страхи, сложности, скорость работы, уверенность в работе);
  • эмоциональный настрой на урок.

 

Заключение

 Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая  задача  педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё  это должно  быть  продумано  учителем при подготовке  к  уроку. Наряду  с этим  следует  продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого  учителя  должна  быть  своя  система  оценки, она  должна включать  разнообразные  средства и приёмы работы, чтобы учащиеся  понимали,  что учитель постоянно контролирует их успехи,  уровень  и  качество  овладения  знаниями.

 Основная наша задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и  развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в учебе и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников, убивая у них жизнерадостность. Двойка в журнале или в дневнике ученика это наказание. Наказание же никому не приносит радости. Оценка оказывает воздействие на мотивационную сферу учащихся. Проанализируем переживания учащихся при получении ими разных отметок.

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.

В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля  за качеством успеваемости обучающихся.  

пос. Новобурейский

2012-2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс (УМК "Enjoy English"). Тема раздела: “ Shopping for everything”. Тип урока: Урок контроля и оценки знаний обучающихся.

Форма урока: урок-игра “Who wants to be a millionaire?” Цели: оценить знания обучающихся по пройденному лексико-грамматическому материалу, сфомированность языковых умений и навыков.Задачи у...

Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся".

Презентация содержит историческую справку, анализ анкеты, проведённой среди обучающихся и учителей школы с.Комаровка....

Статья на тему: Педагогические основы контроля и оценки деятельности учеников на уроках русского языка и литературы.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса являетсясистематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно –познавательной деятельности уч...

Статья "Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся."

Стптья посвящена контролю знаний и оценки учащихся. В статье раскрывается понятие контроля, цели и функции контроля. Подробно описываются виды контороля, их достоинства и недостатки. Раскрываются инно...

Публикация на тему: "Психолого-педагогические основы систематизации и обобщения знаний в школе"

Одна из наиболее важных задач, которая стоит перед современной школой, это развитие личности учеников. В процессе обучения математике учащиеся должны научиться правильно мыслить. Навык мыслить логичес...

Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"

Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"...