ОТКРЫТЫЙ УРОК " ВОЗВРАЩЕНИЕ К ГОЛОСУ"
методическая разработка на тему

дорогова ольга филипповна

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ В РАЗВИТИИ ДЕСКОГО ГОЛОСА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokal_dorogova_otkr.urok_.docx728.58 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Открытого урока преподавателя Дороговой О.Ф.,МБУДО « Красногвардейская ДШИ», концертмейстер Вайсберг М.В.

 

Урок проведён с учащейся 3 класса общеразвивающей программы «Сольное пение», вокально-хорового  отделения Османовой Эмилией.

В практической части присутствующие преподаватели, учащаяся Мустафаева Алие 2 класс( преп.Абкелямова) делают упражнения вместе с учащейся Османовой Э.

Использована вариативно-адаптированная программа по предмету «Сольное пение», вокальная методика вокалистки и преподавателя Цукановой И. и Корягиной А.

 Все разделы, которые  применены на занятии, помогают решить основные задачи вокального исполнительства.

                                    Тема занятия:

«Возвращение к голосу».

Цель занятия: расширение диапазона учащейся.

Задачи:

Снятие напряжения в опорном аппарате, развитие навыка взятия и распределения дыхания, развитие подвижной гортани, сглаживание регистров.

. Тип занятия:

Урок закрепления и систематизации  знаний и навыков.

Методы и технологии обучения:

- практические:

- показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями,

-показ преподавателем и передача своих ощущений ученику;

- эмоционально–познавательные;

- здоровье - сберегающие технологии.

- закрепление полученных навыков в произведениях.

Оснащение урока:

- музыкальный инструмент;

- нотный материал;

-учебные пособия;

-дидактический материал,использование интернет ресурсов:You Tube- видео урокиИ.Цукановой, аудио запись.         

-фонограмма.

ПЛАН УРОКА.

  • Вводная часть: обоснование необходимости проведения данного урока.
  • Ход практической части урока:
  • Умение стоять в правильной позе: прямо, голову не задирать, ноги стоят устойчиво;
  • Умение расслаблять опорный аппарат: самомассаж воротниковой зоны, массаж и постукивание затылка и головы;
  • Выдох-импульс( схема Карягиной А.)
  • Умение верно брать дыхание, задерживать и распределять.(диафрагмальное дыхание- что это означает?, практический показ)
  • Учимся владеть своей гортанью: сопротивление и «узость»( используем методику преподавателя вокала И.Цукановой)
  • Умение ощущать свою гортань, ее свободу: вдох воздуха и ощущение прохлады, свободная челюсть ( слова «куда?, привэт!»)
  • Понятие «узость гортани»( выдох на «сопротивлении», «тужимся», не дрожим, не напрягаемся, делаем на счет 4, 6, 8 и.т.д.)
  • Подставляем при выдохе слоги ха,хе, хи, хо,ху, при этом оставляем фиксированную гортань и одинаковое расстояние между связками, не выделяем специально букву «х», поток воздуха одинаковый.
  • Упражнение для эластичности гортани: чередование слогов «икс», « эф», ощущаем «биение» в гортани
  • Выдох на звук «ф», опять «сопротивление», только уже зубы, губы. Делаем с руками : поднимаем вверх и с напряжением опускаем ( сдуваем пакет, мяч )
  • «Моторная лодка»- мелкая моторика губами на одном дыхании, удлиняя счет без звука, затем 5 ступенное упражнение в восходящем движении со звуком.( учимся распределять свое дыхание, не «набрасываться» на 1 долю, массаж и укрепление губ,что полезно для дикции, развивает головной регистр)
  • Упражнение на соединение регистров: 1) э-гей- исполнение кварты, затем октавы- узкая гортань; 2)поем нотами- до-ми,ми,соль,соль,-до-2 октава и вниз; по полутонам вверх, ощущая узость гортани( головной регистр); 3) Дук-дэк-да-с глиссандо на октаву вверх.
  • Показ работы в вокальном произведении : Ц. Кюи « Белка»
  • Определяем места взятия и распределения дыхания;
  • Используем 1 фразу как репитицию, исполняя по полутонам вверх, используя «узость гортани» и верхний регистр;
  • Добиваемся правильного, красиво звучащего верхнего звука без напряжения;
  • Исполняем с концертмейстером
  • Показ работы в джазовом произведении « Прятки», комп. П.Ротаев.
  • Проговаривание текста в разных темпах и настроении;
  • Используем 1 фразу как репетицию, исполняя по полутонам вверх, «узость гортани», обращаем внимание на дикцию и свободу при исполнении верхних звуков.
  • Исполняем под фонограмму, обращаю внимание на звуки, которые поются не свободно, добиваемся верного  звучания, включая « узость гортани».

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ГОЛОСУ.

Вводная часть, обоснование проведения данного урока.

  • 30 лет я была занята хормейстерской работой и моей задачей было: добиться унисона, ансамбля, развить навык многоголосного пения в большом хоровом коллективе. Последние 6 лет у меня появились ученики солисты-вокалисты, т.е. отдельные личности, к каждому из которых нужно найти свой подход, искать у ребенка «свой голос». Мне приходится опять много учиться, чтобы слушать и слышать какие природные задатки есть у того или иного ученика, в чем причина того или иного дефекта в голосе. Еще Лампе^рти учил, что даже к однородным голосам нельзя применять одну и туже систему преподавания. Как характер и темперамент каждого человека отличается своими особенностями, так и физиологические особенности строения голосового аппарата могут отличаться. Я стала внимательно прислушиваться к пению моих учащихся и стараться понять причину зажима в голосе. Вокалист и педагог Камилло Эвера^рди (1825-1899 род. Бельгии,  умер в России), воспитавший целую плеяду русских певцов, говорил, что секрет преподавания в правильном «ухе» учителя. От чего могут происходить зажимы:
  • Следствие неэффективных способов реагирования на окружающую среду и обстоятельства.
  • В следствии длительного бессистемного обучения.

Итальянцы говорят: лучше учиться у одного плохого педагога, чем у двух хороших…

В процессе любого бессистемного обучения ученик перестает ориентироваться в требованиях преподавателя.

  • В случаях, когда ученик подражает голосу преподавателя или выбранному эталону. Здесь неопытный певец может не соизмерить мощное выступление своего кумира со своими возможностями и энергетикой, которую «снять» невозможно.
  • В случаях, когда ученик постоянно репетирует в некомфортных для себя условиях, например, в больном состоянии. Начинает форсировать звук, болезнь проходит, а напряжение – остается и запоминается

В заключении хочется отметить, что в понимании причины формирования зажима  кроется путь избавления от него.

Франче́ско Лампе́рти (итал. Francesco Lamperti11 марта 1813 — 1 мая 1892) — итальянский музыкальный педагог, 

Камилло Эверарди

Ками́лло Эвера́рди (настоящее имя Камилль Франсуа Эврар, фр. Camille François Evrard; 15 ноября 1825, Динан, Бельгия — 5(17) января 1899, Москва) — певец (баритон) и педагог. Воспитал целую плеяду русских певцов.

В 1846 году окончил Парижскую консерваторию. Совершенствуя вокальное мастерство, учился у Ламперти и ГАРСИА. В 1851-1857 гг. году пел на различных оперных сценах Европы.

В 1857 году пел в Вене. В том же году был приглашен в Россию, в Петербург, где продолжил успешную сценическую карьеру и пел в петербургской Итальянской опере.

В 1874 году Эверарди оставил сцену и посвятил себя педагогической деятельности. Он был профессором в Санкт-Петербургской консерватории (1870-1888), в Киевском музыкальном училище (1890-1897), в Московской консерватории (с 1897 года).

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ:

А.КАРЯГИНА «ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ», УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ И АУДИО ЗАПИСЬ.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРС YOU TUBE, ВИДЕО УРОКИ И.ЦУКАНОВОЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Сценарий открытия республиканского слёта «Свой голос в СМИ»

Некоторые относят журналистику к творчеству, другие - к ремеслу, но достоверно известно одно: журналисты ни за что не променяют свою беспокойную профессию на другую....

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

материал для Уставного урока "граждане России: голосуем и избираемся!

материалы  (конспект урока, презентация. тексты заданий и т.п. для Уставного урока "Граждане России: голосуем и избираемся!"...

Урок внеклассного чтения «Голос дочери мансийского народа»

Урок - открытие творческого портрета Аллы Копьевой (по творчеству самобытной поэтессы Кондинского района Аллы Копьевой)...