Дифференцированное обучение
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Новак Галина Игоревна

Презентация и текст выступления по теме "Дифференцированное обучение":

- определение дифференциированного и разноуровневого обучения

- дифференциированное обучение  как одна из технологий инклюзивного образования

- деятельность и задачи учителя

- разработка дидактического материала

- Мнемотехника в качестве помощи учащимся в овладении материалом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл difer_obuchenie.pptx598.96 КБ
Файл difer_obuchenie.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практический подход к дифференцированному обучению Новак Г.И., учитель английского языка

Слайд 2

Дифференцированное образование Личностно-ориентированный подход Нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. Дети являются не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственной деятельности – важно саморазвитие ребенка.

Слайд 3

В процессе дифференцированного обучения учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности обучаемого.

Слайд 4

Разноуровневое обучение : учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. - организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

Слайд 5

Организация разноуровневых групп. делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям); разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний; оценивании деятельности учащихся .

Слайд 6

Достижение целей Для группы «А» - Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для группы «В» - Развивать устойчивый интерес к предмету. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом. Для группы «С» - Развивать устойчивый интерес к предмету. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Слайд 7

Основа технологии психолого-педагогическая диагностика учащегося; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал . Сетевое планирование - модель учебного процесса , которая позволяет каждому учащемуся видеть все , что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения

Слайд 8

Разработка дидактического материала I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете; II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Включение ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.; III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Включение дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Слайд 9

Основные правила 1 . не дотягивать всех до единого уровня, создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания; 2. последовательное освоение и сдача уровней; 3. для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %; 4. при подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку; 5. основные принципы: доброжелательность , взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Слайд 10

Этапы работы 1 . Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков. 2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных. 3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики. 4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному. 5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Слайд 11

Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Слайд 12

Если ищем ШИРИНУ, Делим площадь на длину. Хочешь ты найти ДЛИНУ – Раздели на ширину



Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение

В наше время неоднородность состава учащихся в одном классе (интересы, особенности, развитие, социальное положение родителей и т.д.) – более чем распространенное явление. Ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит  к перегрузке школьников. Уровень требований для большинства становится практически недостижимым.

Как следствие – пропадает интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний, умений.

Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.

Дифференцированный подход обусловлен следующими факторами:

  • Нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
  • Дети являются не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности, мы должны иметь в виду его саморазвитие.

Т.е., обучение считается дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности обучаемого.

Сразу скажем, дифференцированное образование - только одна из технологий инклюзивного образования,

Инклюзивное образование изначально предполагало  обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение   коррекционных школ и интернатов. Некоторые дети из специальных учреждений могут  интегрироваться в общеобразовательные учреждения, чтобы освободить место для тех, которые раньше считались необучаемыми, тяжелыми детьми. Ведь им    нужны  специальные  учебники и программы,   учителя-специалисты, подготовленные для работы именно с такими детьми.  Строить практику инклюзии надо, постепенно ее расширяя, а не рушить уже то, что работает, и работает неплохо. Ведь известно, что  в России себя оправдала система спецучреждений. У общественности  неподдельную тревогу вызывает тот факт, что  процессы интеграции и инклюзии рассматриваются как средство экономии бюджетных средств. Но, учитывая мнение  ряда   исследователей, зарубежный опыт,  подобное образование является гораздо  более затратным, так как требует специального обучения и переобучения педагогов, создания в образовательном учреждении  коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, введения в штат дополнительных специалистов. (вот почему наша практика неуспешна)

Разноуровневое обучение: учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы по индивидуальным признакам (по способностям, интересам, пр).

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам.

Что касается дифференциации по неспособностям, то речь идет о так называемых классах коррекции, что является не самым лучшим выходом из положения. Детей, не успевающих по тем или иным причинам по каким-то отдельным предметам, нужно обучать в обычных классах вместе с другими детьми. Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию. С этой целью в школах организуются классы с углубленным изучением того или иного предмета, спецкурсы, профильные классы.

Итого, под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.

              Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:

  1. делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям);
  2. разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний;

оценивании деятельности учащихся (причем оцениваются не столько результаты, сколько усилия)

             Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей. 
Для группы «А» -

  1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для группы «В» -

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для группы «С» -

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Задача учителя - преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолого-педагогическая диагностика учащегося;
  • сетевое планирование;
  • разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения. Перейти на самоуправление учебным процессом.

Разработка дидактического материала.

При разноуровневом обучении дидактический материал делится на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;

2. последовательное освоение и сдача уровней;

4. для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %;

5. при подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку;

6. основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

В общих чертах этапы работы при разноуровневом обучении выглядят так:

 1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Для учащихся, испытывающих затруднения - мнемотехника.

система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Основной способ запоминания — приём образования ассоциации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

   Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...