Подход преподавателя к определению познавательных возможностей обучающихся.
статья на тему

Васютина Ирина Александровна

Определение познавательных возможностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подход преподавателя к определению познавательных возможностей обучающихся.

Бабанский Ю.К. говорил, что, «под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности».

Используя данное определение и применяя его к преподаванию истории, можно составить задачи развития обучающихся. Они включают в себя формирование исторических знаний, становление гармонично развитой личности. В процессе решения данных задач, учитывая возраст обучающихся, создается возможность совершенствовать внимание, восприятие, историческое мышление, воображение, память и речь подростков. Влиять на формирование их эмоций, чувств и воли, привитие им интереса к истории, развитие других мотивов ее изучения, развитие их познавательных умений.

В ходе обучения надо следить за динамикой успехов каждого обучающегося. Как правило, на уроках преподаватели проверяют лишь знания, это не дает полной картины познавательных возможностей обучающихся. Анализируя их ответы, необходимо учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображения на их подготовку и изложение.

В современной педагогике часто используется термин «обучаемость учеников».

Обучаемость – это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности.

Обучаемость определяется не только уровнем активного познания (что человек может познать и усвоить самостоятельно), но и  тем, что человек может познать с помощью другого человека, уже имеющего соответствующие знания и умения. Творческая самостоятельность в учебной и внеучебной работе – показатель высшей обучаемости подростка.

Чаше всего подростков по обучаемости подразделяют на слабых. хорошо подготовленных и среднеуспевающих.

Обычно урок истории имеет один или два уровня сложности. Например, преподаватель излагает учебный материал в готовом виде и предлагает два вида заданий. Одно задание предполагает осмыслить материал, запомнить и подготовиться к воспроизведению в неизменном виде. Другое задание, предлагает выделить причины и следствия изучаемых событий или явлений. Для его выполнения недостаточно одного лишь понимания излагаемого материала. Следует его проанализировать, выделить главное, найти в главном первопричину и ее следствие, затем принять следствие за причину другого явления и т.д. После этого надо обобщить выделенные причины и следствия, расставив их в новых связях и отношениях.  Необходимо самостоятельно составить логическую схему причин и следствий, а это требует знание приемов и умение ими пользоваться.

Первое задание окажется по силам слабым обучающимся, второе смогут осилить сильные, а средние разделятся, кто-то решит выполнить первое задание, не создавая себе проблем, кто-то возьмется за выполнение второго, рискуя совершить ошибки но полностью используя свой умственный потенциал.

При составлении проверочных работ, тестовых заданий необходимо учитывать степень обучаемости подростков, предлагать материалы разного уровня сложности. Так создаются объективные условия для дифференцированного подхода обучающихся к учению. Наблюдая за их выбором, преподаватель по проявленной обучаемости определяет познавательные возможности группы, каждого обучающегося в отдельности.

Слабые подростки успешно работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности, когда требуется усваивать и воспроизводить знания в готовом виде. Это первый, самый низкий уровень трудности.

Неоднократное усвоение разъясненного материала и воспроизведение усвоенного исторического знания посредствам одних и тех же методических приемов и средств,  постепенно формируют у слабоуспевающих устойчивое умение применять эти приемы  и средства по образцу в аналогичных педагогических условиях. Наличие такого умения позволяет преподавателю постепенно вводить в организацию обучения слабоуспевающих подростков элементы более трудной - преобразующей деятельности. Это второй уровень сложности.

Третий уровень сложности познавательной деятельности предполагает проблемное изложение учебного материала различными источниками исторического знания и творческо – поисковую деятельность обучающихся, владеющих обобщенными теоретическими знаниями и обобщенными познавательными умениями.

При правильной организации обучения многие обучающиеся быстро переходят из одной категории в другую, более высокую.

Главным обобщающим показателем познавательных возможностей обучающихся является их обучаемость. Умелое практическое использование этого показателя на уроках заметно повышает качество обучения предмету, так как позволяет работать с полной нагрузкой всей группе, а не только слабым или сильным обучающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...

Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее у...

Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии.

Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии....

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Возможности ролевых игр в активизации познавательной деятельности обучающихся

Возможности ролевых игр в активизации познавательной деятельности обучающихся...

Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении. Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.

Роль педагога-психолога в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в рамках педагогического процесса. Особенности личности учащегося и их учет при реализации индивидуального подхода....