Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии.
опыты и эксперименты по биологии на тему

Мищенко Ольга Викторовна

Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, которые различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.                                           Модернизация системы специального образования подразумевает создание механизма ее устойчивого развития как максимально гибкой системы, реально взаимодействующей со структурами общего образования. При этом требуется сохранить традиционные ценности специального образования:

продвижение ребенка по пути нормального психического развития,

предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений,

личностное развитие ребенка,

формирование жизненной компетенции,

уровень образования.

   Коррекционная школа VIII вида не предполагает освоения учащимися цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции.

   Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной коррекционной школы VIII вида. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся. Степень активности обучающихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

   Следует назвать те методы обучения, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.Я попробовала различные методы активизации познавательной деятельности учащихся.  Опишу основные из них:

   Из опыта работы я увидела, что всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”.

Этому во многом способствует выполнение творческих и учебно исследовательских проектов.

В проектную деятельность включаются более активные школьники, которые способны к самостоятельной работе и отличаются трудолюбием. Но у них часто возникают проблемы с поиском материалов, в составлении цепочки технологического выполнения проекта. На этом этапе работа над проектом превращается в коррекционную работу на развитие словесно – логического и наглядно-образного мышления, пространственного воображения. Работа с дополнительными источниками информации, групповая организация деятельности формирует коммуникативные навыки и является источником расширения словарного запаса.

 Работу по внедрению метода проектов начинала с включения учащихся в деятельность как исполнителей проектов: «Растения школьного двора», «Сад фруктовый, каждый ученик здоровый», «Украсим клумбу весной»,«Напоминания о лете», «Лук от семи недуг» и т. д. Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта.

В проектной деятельности проводим с учащимися уроки в виде:

 * «Ярмарки»;

 * «Путешествие по Чудо - огороду»;

 * «Бал Цветов» и др.

    Важную роль в формирование активности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества учебно-воспитательного процесса играют интегрированные уроки. Проводя мониторинг успеваемости учащихся, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Выполнение контрольных заданий по таким темам 100%, а качество колеблется от 71% до 86%. Это говорит о том, что интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

На таких уроках учащимся представляется «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого», применять свои знания на практике, возможность для расширения кругозора, повышается воспитательный эффект урока.

Провела интегрированные уроки по следующим темам:

 - «Птицы леса » (Природоведение и математика) 5 класс.

 - «Растения леса» (Природоведение и русский язык) 5 класс.

 - Создание проекта «Украсим клумбу весной» (Сельскохозяйственный труд, биология и география) 7 класс.

 - Урок – экспедиция по природным зонам (биология и география) 7 класс

 - «Полезные ископаемые нашего края» (биология и география) 7, 9 класс

 - «Путешествие на родину картофеля» (биология и география) 7 класс и другие.

Интегрированные уроки  содействуют созданию у обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья целостного представления об окружающем мире.

   Общеизвестно, что преподавание биологии невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе биологии и природоведения, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение этих учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, контурные карты, карты-схемы, перфоконверты, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические карты, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию.

Необходимо отметить, что работу учителя биологии коррекционной школы, в этом направлении значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним. Мультимедийные учебные комплексы по биологии, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами по географии и естествознанию, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций). Мультимедийная учебная презентация–электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера. Для создания таких пособий использую следующие электронные программы-инструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др. .

Использование ИКТ даёт возможность преодолеть реально существующие расстояния и показать животное или растение в естественной среде обитания, позволяет показать в натуральном виде и динамике развития, возможность изучения внутренних особенностей строения животного или растения.

Активное использование на уроках биологии ИКТ и видеоматериалов повышает информационную и эстетическую насыщенность урока, мотивацию к предмету, активизируют познавательную деятельность обучающихся .

   В условиях общеобразовательной школы учебник, не смотря на появление такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется средством реализации содержания образования. Оттого, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой, во многом зависит эффективность обучения по предмету и, в конечном итоге, качество знаний. При чтении дети допускают много ошибок, неправильно ставят ударение, не понимают смысл некоторых слов, некоторые читают медленно. Поэтому на уроке постоянно проводится словарная работа, обращение к словарю, разбор слов. Стремлюсь организовывать поисковую деятельность учащихся, активизировать их мысль на каждом этапе урока, учитывая психологические особенности учащихся. Для осуществления дифференцированного подхода к обучению учащихся использую разноуровневый раздаточный материал. Особое внимание уделяю выработке умений и навыков самостоятельной и творческой работы с использованием не только учебника, но и справочной литературы, показывая на примерах, как выделить главное в тексте, найти ответ на поставленный вопрос, как лучше запомнить, как установить причинно–следственные связи.

   Чтобы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой и эстетически насыщенной я использую на уроках биологии и природоведения поэзию, живопись, а также жанры устного народного творчества. Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней. Из всех видов народного творчества я бы особо выделила загадку, как вид обучающей игры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения, а также предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений, окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, побуждает к активной деятельности. Отгадывание загадок на уроках биологии и природоведения можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

   Эффективность современного урока основывается на реализации связи с жизнью, на применении новых активных форм обучения. Моя деятельность сопряжена с творческим подходом. Учитель как друг и добрый наставник, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать, сформировать познавательный интерес и научить учиться. Расширяя и совершенствуя сферу общения взрослых и детей, ежегодно проводится Неделя экологии .

   Способствуя формированию умений и навыков, необходимых учащимся в повседневной жизни, а также в освоении профессий в области сельского хозяйства и охраны природы уделяю большое внимание практической направленности уроков, связи содержания урока с жизнью, межпредметной связи, развитию устной связной речи, обогащению словарного запаса.

   Одной из форм практической деятельности на уроках биологии является работа на пришкольном участке, которая захватывает различные сферы деятельности человека – занятия садоводством, цветоводством. Помимо приобретения навыков это воспитывает у учащихся положительное отношение к труду, честность, добросовестность, ответственность за порученное дело, самостоятельность.

   В качестве профориентационной работы, провожу  экскурсии на предприятия: МУП «Хлебозавод», Водоканал, Кирпичный завод, Очистные сооружения.

   Анализ путей стимулирования познавательной активности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий, позволил выделить несколько направлений: становление учащегося как субъекта учебной деятельности; диалогизация учебного процесса; личностно-ориентированно взаимодействие; индивидуализация и дифференциация обучения; показ значимости и ценности содержания учебного материала; установление меж- и внутри предметных связей; привлечение занимательности;  использование методов проблемного обучения; самостоятельная работа учащихся; связь с их личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классе; организация ситуации успеха; педагогический оптимизм, вера учителя в познавательные возможности своих учеников.

 

Список используемых источников:

1. Горбунова А. И. «Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся»

2. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении»;

3. Калмыкова З. И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении»

4. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)

5. Сенько В.О. "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...