Проектная и исследовательская работа (сопровождение)
проект (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Иванова Ольга Викторовна

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает школьников к конкретным, жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность является обязательной для обучающихся средней и старшей школы.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • Учебная расширенная презентация определенной темы по предмету  (например:  «Исторический портрет: общественные деятели XIX века»),
  • Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: зеленый уголок в школе, краеведческий уголок в кабинете),
  • Рекламный буклет (например:  для школьной Сладкой ярмарки),
  • Туристический буклет (например: «Духовные «жемчужины» края),
  • Сценарий телепередачи (например: «Животные из красной книги нашего края),
  • Сценарий радиопередачи в школе (например: «Как питаться, чтобы быть умным и здоровым»),
  • Сценарий занятия кружка по определенной малоизученной теме,
  • Сценарий внеклассного мероприятия (например: «Портрет нашего поколения», телемост «Спортивные достижения городов побратимов»),
  • Тематическая экскурсия в  школьном музее или по тур.объекту,
  • Анализ данных социологического опроса с выводами,
  •  Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»,
  • Видеофильм   (например: «Народные детские игры», «Наши таланты»),
  • Тематическая выставка  (например, рисунков к Дню науки, рукоделия),
  • Тематические газета, журнал,
  • Проект действующей, будущей фирмы,
  • Законопроект,
  • Фантастический проект (например: «Город моей мечты», «Спортивная площадка нашего двора», «Школа моей мечты»),
  • Игра (сценарий общешкольной игры, интеллектуального марафона и т.д.),
  • WEB-сайт (школы, класса, группы, отдельного человека, фирмы, города).
  • Коллекция (биологическая, нумизматическая, модных собственных изделий,  коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…),
  • Костюм  (показ собственной линии или показ театрального костюма),
  • Модель  изобретения, аппарата, математическая модель, компьютерная модель),
  • Музыкальное или литературное  произведение (собственного сочинения),
  • Мультимедийный продукт (например,  к интегрированному  уроку «Минералы в химии и географии»),
  • Оформление кабинета (например, проект стендов),
  • Постановка (спектакль, сценарий праздника),
  • Прогноз  развития ситуации (например, экологической),
  • Система школьного самоуправления (общественная модель, прогноз),
  • Справочник (например, топонимике улиц города),
  • Сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.),
  • Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное) в помощь учителю, в помощь учащимся,
  • Дневник путешествий,
  • Словарь (по определенной теме),
  • Главы из учебника будущего,
  • Экологические программы мониторинга «……»  объекта,
  • Сборник научно-фантастических сочинений,
  • Коллекция интересных геометрических фигур

 Презентация (защита) учебных проектов может быть проведена в виде:

  • стендовых докладов,
  • выставки проектов,
  • устной защиты проектов перед слушателями с мультимедийными презентациями и демонстрациями изделий, изобретений, продуктов,
  • деловой игры,
  • демонстрации  видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий),
  • диалога исторических или литературных персонажей,
  • защиты на «Ученом Совете»,
  • деловой игры с залом,
  • ролевой игры,
  • иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох,цивилизаций,
  • инсценировки реального или вымышленного исторического события,
  • научной конференции,
  • пресс-конференции,
  • вечера вопросов и ответов,
  • научного доклада,
  • отчета исследовательской экспедиции,
  • путешествия,
  • рекламы,
  • спортивной игры,
  • соревнования,
  • спектакля,
  • театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа),
  • телепередачи,
  • тематической экскурсии,
  • виртуального путешествия,
  • беседы.



Предварительный просмотр:

Методический паспорт

учебного проекта с международным участием

Разработала - Иванова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия».

Особенности проекта. Проект носит международный и междисциплинарный характер. Запущен как отдельная составляющая в программе сетевого взаимообучения в области ономастики (филология) между двумя образовательными учреждениями.

Название: «История смоленско-витебское пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)»

Учебно-исследовательская гипотеза проекта – «приграничные топонимы Смоленска и Витебска сформировались и развивались под общим воздействием языковых и культурно-исторических особенностей двух народов – русских и белорусов».

Гипотеза проекта: если создать условия для изучения имен собственных как отдельных единиц, у обучающихся повысится интерес к истории языка, появится возможность использовать полученные знания для создания мультимедийного сборника, отражающего топонимическую картину смоленско-витебского пограничья.

Предметная область: ономастика, этимология, историческое краеведение.

ФИ участников учебного проекта (на 2016-2017гг):

Захаров Михаил, 10 В

Пикарская Мария, 10 В

Латкович Ирма, 8 кл.

Большакова Екатерина, 8 кл.

Осипенкова Виолетта, 8 А

Кауркин Владимир, 8 А

Тьюторы:

Руководитель тьюторской группы – Иванова Ольга Викторовна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия»

Наталья Александровна Ободовская, учитель русского языка и литературы гимназия №4 г.Витебск, р.Беларусь.

Консультант по истории – Борисов Дмитирий Викторович, учитель истории СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия»

Свириденкова Татьяна Александровна, учитель изобразительного искусства гимназия №4 г.Витебск, р.Беларусь.

Техническая и материальная помощь – Низохина Марина Петровна, родитель.

Научный консультант (независимый) – Королева Инна Александровна, д.ф.н., профессор Смоленского государственного университета.

Научный консультант (независимый) - Деревяго Анна Николаевна, доцент кафедры общего и русского языкознания Витебского государственного университета им. Машерова.

Используемые педагогические технологии:

технология уровневой дифференциации (обучение каждого на уровне его способностей, выстраивание индивидуальной траектории);

технология проектов, способствующая развитию познавательной

активности и самостоятельности учащихся.

Название образовательного учреждения:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение с интернатом «Лицей имени Кирилла и Мефодия», Российская Федерация;

Государственное учебное образование «Гимназия № 4 г. Витебск»,

Год разработки проекта: 2016 уч.год.

Проблема проекта – угасание интереса к языковой истории среди школьников России и Беларуси, сохранение культурного наследия русского и белорусского народов, объединение исследовательских интересов в среде обучающихся, недостаточно сформированные исследовательские и проектные компетенции.

Цель – выпуск мультимедийного сборника и печатного сборника материалов анализа топонимов смоленско-витебского пограничья с точки зрения школьников.

Задачи:

- выделить смоленско-витебские приграничные зоны,

- собрать топонимический материал смоленско-витебского пограничья,

- изучить историю передвижения территориальной границы «Россия – Беларуссия»,

- расклассифицировать онимы, дать им характеристику, определить этимологию (при необходимости),

- сравнить топонимический материал смоленской и витебской территории,

- выявить наиболее ценные топонимические единицы с диалектной основой,

- сделать вывод о характере общности топонимических единиц и о различиях,

- найти общие языковые особенности,

- доказать, что топонимы являются важными единицами, репрезентирующими связь культурно-исторических традиций и национальных особенностей близ проживающих народов,

- создать видеорепортаж для телевизионной передачи по теме.  

Формы организации деятельности обучающихся – групповая, индивидуальная.

Ведущая деятельность – исследовательская.

Сфера применения результатов – учебная, социальная. Область – региональная топонимика.

Используемые технологии – языковая экспедиция, ареальный метод, сравнительно-сопоставительное изучение (лингвистическое, культурно-историческое) топонимического пространства, мультимедиа, моделирование географических карт.

Форма продукта проектной деятельности: 

- сборник материалов проекта (групповой отчет),

– мультимедийная презентация,

- видеоролик – телевизионный репортаж по теме.

Варианты использования материалов и продукта проекта:

в дальнейшем сборник материалов, мультимедийная презентация, видеоролик могут быть использованы для уроков краеведения, семинаров, могут стать базой для новых разработок.

Вид презентации продукта – стендовая защита/защита при педагогическом и учебном сообществе на конференции или конкурсе; издательский; компьютерный. (http://nsportal.ru/iov67)

Количество участников и их состав – 4 обучающегося СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» (2 обучающихся – 8 класс, 2 обучающихся 10 класс), 2 обучающихся ГУО «Гимназия № 4г. Витебск» (8 класс).

Время работы – средняя продолжительность – 2016-2018 уч.год

Формирующиеся УУД (универсальные учебные действия) –

Регулятивные (умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной).

Познавательные (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем).

Коммуникативные (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью).

Режим работы – внеурочный, внешкольный.

Материально-техническое оснащение – доступ к книжному фонду по теме проекта, компьютер, программное обеспечение для создания мультимедийного продукта, фото- и видео техника, оборудование для печатных и переплетных работ.

Кадровое распределение на проекте – ученики-исследователи, оператор для создания мультимедийного продукта, ученики– консультанты по истории, ученик – художник.

Учебно-методическое оснащение – книжный фонд по ономастике и истории русско-белорусских отношений, авторские видео лекции для обучения участников гимназии № 4 г. Витебск (автор – Иванова О.В.), учебно-методический материал по теме проекта в бумажном и электронном виде, методическая литература по проектной деятельности (Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2006, 320 с.), географические карты смоленско-витебского пограничья, тьюторские карты сопровождения.

Финансовые затраты – транспортные расходы на организацию языковой экспедиции, организация обобщающего занятия на базе лицея или гимназии, печатное оформление сборника, расходы на интернет подключения, телефонную связь.

Пояснительная записка к проекту

Существует большое число высказываний известных людей о необходимости изучения и сохранения языка. Например: «Язык не пойдет в ногу с образованием, не будет отвечать современным потребностям, если не дадут ему выработаться из своего сока и корня, перебродить на своих дрожжах» (В. Даль), «История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем» (Л.Толстой), «Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять (С. Довлатов), «Язык есть зеркало мыслей народа; умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в ее язык, выбивается на нем, как медаль» (Х. Сехадор).Как правило, учащиеся воспринимают их как некий постулат, глубоко не проникая в суть высказывания. Учитель-словесник обязан «взрастить» бережное и чуткое отношение к родному языку не просто рассказывая об этом. Основная сложность возникает при выборе методов и приемов, используемых учителем, на пути достижения образовательной цели. Одним из наиболее действенных способов является использование технология исследовательской деятельности. Учебное исследование и учебный проект – те виды работы, которые позволяют глубоко и, главное, самостоятельно вникнуть в суть вопроса.

Изучая историю и внутренние законы существования языка, анализируя особенности употребления тех или иных языковых единиц, учащиеся не просто изучат и поймут языковые механизмы, но и «прочувствуют» то наследие, которым владеют.

Долгосрочный международный учебный проект «История смоленско-витебское пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)» призван комплексно освятить языковые традиции двух пограничных регионов (Смоленск, Витебск) в совокупности представляющих единое этнокультурное пространство. В частности, опираясь на описание и сопоставление топонимов (особо важным является диалектная составляющая), учащимся необходимо самостоятельно осознать и показать единство культуры двух народов.

Актуальность выбранного направления объясняется двумя важными для школьного образования факторами:

- необходимость развития толерантности в обществе (уважительное отношение к языку и культуре другого народа), иллюстрирование исторической и духовной значимости своего народа на примере языка;

- развитие исследовательских компетенций обучающихся.

Так как над проектом работают восьмиклассники, возникает необходимость изучения большого теоретического материала, поэтому сам проект является составляющей частью – модулем - в отдельном междисциплинарном сетевом образовательном курсе по ономастике.

Этапы разработки учебного проекта:

  1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
  2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар, практикум…).
  3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение  нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации).
  4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
  5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
  6. Заключительный  (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

Соотношение реального проекта принятой формуле: «проект – это пять «П»:

  1. проблема,
  2. проектирование (планирование),
  3. поиск информации,
  4. продукт  (создание проектного продукта),
  5. презентация проектного продукта.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная траектория развития проектных и исследовательских способностей обучающейся СОГБОУИ «Лицея имени Кирилла и Мефодия» г. Смоленск

Осипенковой Виолетты, 8 «А» класс

Вид работы – учебный проект (с международным участием)

Тема учебного проекта:

«История смоленско-витебское пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)»

Тьютор – Иванова Ольга Викторовна

 

  1. Наблюдение во время классно-урочных занятий за учащимися, способными проявлять творческие способности, оригинально комментировать события и явления, связанные с языковыми характеристиками.

Виолетта быстрее остальных выполняет задание, связанные с логическим мышлением. Обоснованно представляет свою точку зрения. Применяет знания, полученные индивидуально из дополнительной литературы. Проявляет заинтересованность в заданиях повышенной сложности. Устная и письменная речь Виолетты развита на хорошем уровне, что позволяет давать содержательные ответы. Кругозор ученицы достаточно широкий.

  1. Мотивация способных учащихся к занятиям в области ономастики. Проведение анкетирования ономастического содержания.

В результате анкетирования была выявлена заинтересованность ученицы в продолжении получения дополнительной информации по ономастике. Сначала заполнение анкеты вызвало затруднения, но Виолетта не остановилась. Попросила помощи у родителей и с интересом закончила анкету. Это говорит о том, что ученицу не останавливают трудности, что в проектной и исследовательской деятельности является важной психологической основой.

  1. Тестирования, выявляющие признаки одаренности учащегося совместно с педагогом–психологом лицея.

Результаты тестирования показали высокую способность Осипенковой Виолетты в области филологических наук.

По методике А.Савенкова, у Виолетты выявлена высокая степень развития следующих видов одаренности: интеллектуальная, техническая. Данные результаты не являются, на наш взгляд, оптимальными для работы лингвистического направления (что объяснимо, так как ученица обучается на физико-математическом профиле), но для оказания индивидуальной помощи и  составляется план сопровождения.

  1. Коррекция плана работы в связи с выявленными признаками одаренности и с учетом принципов одаренности.

Коррекция плана работы, составленного тьютором изначально, практически не понадобилась.

  1. Обучающее занятие по основным терминам ономастики. Теория вопроса.

Обучающие занятия в области ономастики проходили в форме видео лектория, эта форма была заранее заявлена, так как проект выполняется в рамках сотрудничества с гимназией № 4 г. Витебска р. Беларусь. Лекторий по теме.

  1. Творческая беседа на выявление интереса в определенной области ономастики. Определение темы проекта или исследования. Планирование основных этапов.

Беседа является необходимым этапом для учащихся негуманитарных профилей. Первоначальная заинтересованность в работе над данным проектом объяснялась случайным фактом. Виолетта обнаружила, что название населенного пункта Рудня существует на территории Смоленской области и на территории республики Беларусь. Подобный интерес вызвало и название Буда.

Такого рода историко-языковое наблюдение самой ученицы и явилось началом большой интересной проектной работы по ономастике.

Во время беседы в обязательном порядке выясняются увлечения обучающегося.

Виолетта с 4 лет учится в английской гимназии English Profi (4 раза сдавала Кембриджские экзамены Startis, Movers, KET, PET. Всегда на наивысший балл;
изучает польский язык в Доме польском в Смоленске;
посещает театральный кружок "Школа творчества" в МБУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"; поступила в заочную школу СУНЦ г. Москва (русский язык); занимается в "Детской видеостудии" при поддержке Сергея Михалкова в Центре творчества г. Смоленска.

  1. Теоретический период.

Изучение материала книги И. Бондалетова «Основы ономастики». Рекомендованы материалы из трудов А. Суперанской и Сусловой.

  1. Сбор материала по теме.

Сбор материала состоял из нескольких этапов:

- языковая экспедиция на приграничную территорию Россия-Беларусь,

- консультации с профессором Смоленского государственного университета Королевой И.А.,

- работа с картами приграничных территорий,

- изучение справочных материалов по теме проекта.

  1. Анализ и комментирование полученных результатов.

Мультимедийный файл: https://yadi.sk/i/AwPGOznH37Q46C

  1. Выявление недостающей информации для полного оформления работы.

Мультимедийный файл: https://yadi.sk/i/AwPGOznH37Q46C

  1. Оформление и представление работы.
  2. Исправление недочетов. Прогнозирование возможных вопросов и замечаний. Подготовка к защите проекта.

13.Защита работы. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Задание участникам проекта

Период: июнь-сентябрь 2016 г.

- Для Захарова Михаила, 10 В:

подготовить исторический справочный материал по теме проекта (время этнического формирования белорусов, зона формирования – карта, передвижение территориальной границы с 14 века по наше время с указанием причин).

Оформить материал следует в виде презентации.

- Для Осипенковой Виолетты, 8 В:

определить современную границу порубежья Россия- Беларусь, составить топонимический список территорий пограничья (на территории России), в составе языковой экспедиции собрать материал, демонстрирующий осведомленность жителей пограничной зоны об этимологии названий населенных пунктов.

- Для Латкович Ирмы, Большаковой Екатерины, 8 класс:

определить современную границу порубежья Беларусь-Россия, составить топонимический список территорий пограничья (на территории Беларуси), в составе языковой экспедиции собрать материал, демонстрирующий осведомленность жителей пограничной зоны об этимологии названий населенных пунктов.

 



Предварительный просмотр:

Отчет 1

(июнь-сентябрь 2016)

Осипенкова Виолетта, 8 «А» класс

«История смоленско-витебское пограничья

 в зеркале имен собственных (топонимы)»

Непосредственная работа над проектом началась в августе 2016 года с языковой экспедиции в один из населенных пунктов порубежья Россия-Беларусь, г. Рудня, где нами был проведен социологический опрос и собран материал, демонстрирующий осведомленность жителей пограничной зоны об этимологии названия города.

В рамках проекта данный вид исследования был необходим для объективного получения информации, для подтверждения необходимости существования подобного проекта и для расширения знаний.

C:\Users\Admin\Desktop\Витебск\МОЙ ПРОЕКТ\Измененные фото Рудня\IMG_0028_1.jpg

Первая экспедиция не позволила собрать достаточного объема информации, в связи с чем, мы повторили выезд, что стало возможностью для проведения второй языковой экспедиции.

Результаты двух языковых ученических экспедиций мы оформили видеороликом и фотоотчетом.C:\Users\Admin\Desktop\Витебск\Виолетта.JPG

Первое задание по проекту включало составление топонимического списка территорий пограничья (на территории России), подобный список с белорусской стороны должны составить наши партнеры из гимназии № 4 г. Витебска.

Результаты работы оформлены в мультимедийный файл: http://nsportal.ru/iov67;

https://yadi.sk/i/AwPGOznH37Q46C.

Международной научной конференции «Ономастика в Смоленске и  Витебске: проблемы и перспективы исследования»,



Предварительный просмотр:

Иванова Ольга Викторовна

СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия»

e-mail: olga-filolog@bk.ru

Осипенкова Виолетта Андреевна

СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия»

e-mail: violetta.osipenkova@icloud.com

УДК 81 ’ 373 ’ 21

Учебный проект «История смоленско-витебского пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)». Начало опыта

Ключевые слова: учебный проект, смоленско-витебское пограничье, языковая экспедиция; географическая и историческая общность.

В статье рассказывается о начальном этапе изучения топонимического пространства смоленско-витебского пограничья ученицей 8 класса физико-математического профиля лицея имени Кирилла и Мефодия (г. Смоленск) в рамках международного учебного проекта совместно с гимназией № 4 г. Витебска.

Наш учебный проект («История смоленско-витебское пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)») носит международный и междисциплинарный характер. Запущен как отдельная составляющая в программе взаимообучения в области ономастики между двумя образовательными учреждениями: СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» г. Смоленск (Российская Федерация) и ГУО «Гимназия № 4 г. Витебска» (р. Беларусь) в 2016 году.

Вопрос, который лег в основу работы, может показаться на первый взгляд не достойным внимания, но дать ответ на него сумеет только специалист: «По какой причине на территории Смоленской области и Витебской области существую одинаковые названия населенных пунктов – Рудня, Буда?»

Мы выдвинули гипотезу: приграничные топонимы Смоленска и Витебска сформировались и развивались под общим воздействием языковых и культурно-исторических особенностей двух народов – русских и белорусов.

Для подтверждения гипотезы приняли решение сначала обратиться к историческим фактам, доказывающим постоянное передвижение территориальной границы между Россий и Белоруссией.

Актуальным наш проект считаем по причине угасания интереса к языковой истории среди школьников России и Беларуси, сохранения культурного наследия русского и белорусского народов, объединения исследовательских интересов в среде обучающихся, недостаточно сформированных исследовательских и проектных компетенций.

Задачи проекта: выделить смоленско-витебские приграничные зоны, собрать топонимический материал смоленско-витебского пограничья, изучить историю передвижения территориальной границы «Россия – Беларусь», расклассифицировать топонимы, дать им характеристику, сравнить топонимический материал смоленской и витебской территории, сделать вывод о характере общности топонимических единиц и о различиях, доказать, что топонимы являются важными единицами, подтверждающими связь культурно-исторических традиций и национальных особенностей близ проживающих народов.

В данной статье говорим о первом этапе работы. Отправной точкой стала языковая экспедиция в город Рудня (Смоленский район) для обоснования актуальности проекта. К жителям и гостям города мы обратились с вопросом: «Почему город Рудня называется именно так?»

Мониторинг результатов первой экспедиции показал, что собранного материала недостаточно, поэтому состоялась вторая языковая экспедиция, в рамках которой мы уточнили недостающие данные: пол респондентов, возраст, образование, владение другими языками, какое отношение к Рудне имеют респонденты, встречалось ли подобное название населенного пункта где-либо, кроме Смоленской области.

Результаты опроса доказали необходимость существования нашего проекта. Отчет о проведенных языковых экспедициях был оформлен в мультимидийный файл (http://nsportal.ru/iov67; https://yadi.sk/i/AwPGOznH37Q46C).

Из материалов отчета: «из 50 опрошенных человек 30 вступили в диалог; в опросе приняли участие четыре возрастные категории (7-17 лет, 17-35 лет, 35-55 лет, старше 55 лет); у 28 % возникли серьезные затруднения с воспроизведением значения слова «Рудня»; разнообразные варианты дали 77% мужчин и 23% женщин; наиболее качественные ответы дали респонденты в возрасте от 35 до 55 лет; респонденты, владеющие иностранными языками, быстрее улавливали связь, языковую общность слов «руда-кровь, из польского, родня–рудня, из французского; респонденты школьного возраста хорошо знают версию «Рудня от руды»; респонденты, имеющие высшее образование, легче идут на контакт; понимают необходимость изучения этимологии 90%».

C:\Users\Admin\Desktop\Диаграммы Рудня\2.png

C:\Users\Admin\Desktop\Диаграммы Рудня\5.png

Очевидным стал факт невозможности получения ответа от жителей Рудни на вопрос: почему на территории Смоленской и Витебской областей существуют населенные пункты с одинаковым названием.

Приступая к следующему этапу нашего проекта, мы выяснили, что топонимия Смоленской и Витебской областей уже исследовалась (Васильева, 2012, 2014, Генкин 2011, Королева 2012, 2014, Картавенко 2009, 2012, Мезенко с 1995 по 2012). В диссертационном исследовании Евсеевой О.С. «Топонимия смоленско-витебского пограничья: структурно-семантический аспект» подробно представлен корпус официальных топонимов пограничья. Автор изучает исторические процессы, способствующие возникновению сходства и различия, а также национально-культурные особенности номинации приграничных населенных пунктов.  

Территорию смоленско-витебского приграничья для своего проекта мы определим не только по материалам современных географических карт, но и на основе исторических критериев.

Основное внимание будет уделено сходным названиям на территории обоих государств (Рудня, Буда). Из данных СОЭ выяснено, что «село Рудня (под названием Родня) впервые упоминалось в летописи под 1363 годом. Сначала оно входило в состав Смоленского княжества; в конце было завоевано князем Андреем Ольгердовичем Полоцким в 1404 и оказалось на границе Великого княжества Литовского… в состав России Рудня окончательно вошла в 1919 году» (СОЭ 2003, с. 393). С XVI века на приграничных территориях обнаруживается взаимное русско-белорусское влияние, что предположительно объясняет существование одинаковых названий.

 Ведущий ономаст Беларуси А.М. Мезенко считает, что именно культурные коды лежат в основе всей топонимической лексики.

Попробуем разгадать некоторые из них. Наша работа продолжается.

Литература

Васильева Т.Ю. Коды культуры – ойконимия: проблема взаимосвязи // Смоленск и Смоленщина в именах и названиях: история и современность. Сборник статей по материалам докладов и сообщений конференции (Смоленск, 4-5 октября 2012 г.). Смоленск: Маджента, 2012. – С. 65-69.

Васильева Т.Ю. Принципы номинации населенных пунктов Белорусского Поозерья //На хвалах мовы. Мiнск: Беларуская навука, 2014. – С. 58-62.

Генкин В.М. Ойконимы Витебщины и Смоленщины, связанные с ремесленной деятельностью жителей // Десятые Поливановские чтения. Смоленск: Маджента, 2011. – С. 114-117.

Картавенко В.С. Становление русской топонимической системы: проблемы историко-лингвистического исследования. Ч.1. Смоленск: Смол ГУ, 2009. 160 с.

Картавенко В.С. Становление региональной топонимической системы (Западный регион России): автореф. дис… докт.филол. наук. Смоленск, 2012. 48 с.

Королева И.А. Смоленская ономастика. Смоленск: Маджента, 2012. 220 с.

Королева И.А. Географичекие названия смоленско-витебского приграничья как обозначения объектов культурно-языкового ландшафта / Материалы для исследования культурно-языкового ландшафта смоленско-белорусского приграничья. Вып. 1. Смоленск: Смол ГУ, 2014. – С. 49-61.

Мезенко А.М. Белорусская ономастика. Топонимика. Минск: Элайда, 2012. 260 с.

СОЭ. Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. 624 с.

Ivanova Olga Viktorovna

SOGBOUI "Lyceum named after Cyril and Methodius"

e-mail: olga-filolog@bk.ru

Osipenkova Violetta Andreevna

SOGBOUI "Lyceum named after Cyril and Methodius"

e-mail: violetta.osipenkova@icloud.com

UDC 81 '373' 21

Educational project "The history of Smolensk-Vitebsk borderlands in the mirror of their own names (toponyms)." Home experience.

Keywords: educational project, Smolensk-Vitebsk borderlands, linguistic expedition; geographical and historical community.

The article describes the initial stage of toponymic space learning of Smolensk-Vitebsk borderlands by the physical and mathematical 8th form profile student of the Lyceum named after Cyril and Methodius, (Smolensk) in the framework of the international educational project in conjunction with the gymnasium number 4 of Vitebsk.



Предварительный просмотр:

Первый этап (реализация программы) – мотивация, активизация.

 

Анкета-опросник

 (анкету следует распечатать, заполнить без помощи взрослых

 и других источников информации)

Следующий этап – отсканировать и переслать по адресу: olga-filolog@bk.ru

ФИО (полностью)________________________________________

Место учебы (полностью)_____________________________________________

Возраст, класс_______________________________________________________

1. Интересовались ли Вы историей вашего имени?

2. Продолжите заполнение списка соответствий русских имен их французскими и английскими аналогами: Екатерина – Катрин, Георгий – Жорж, Мария -             ?, Елена -              ?, Николай -             ?, Сергей -               ?

3. Какое русское имя скрывается за иноязычными вариантами Иоханаан – Жан – Джон – Ян – Жуан – Хуан? =

4. Чем отличаются формы употребления имен: Александр – Саша – Саня – Шура?

5. Какие ассоциации, на ваш взгляд, вызывают у русского человека следующие имена (например, Емеля – символ лени): Кощей и Баба Яга ………………., Василиса……………., Иуда…………….., Сусанин…………….., Цербер……………., кот Леопольд…………….? Продолжите этот список.

6. Назовите человеческие качества, которые легли в основу появления следующих прозвищ: Психолог…………….., Батон………………., Юла…………….., Дын-дык………….., Цирлих – манирлих…………….., Рыбий глаз………………….., Румяный колобок………………….., Пузень…………………, Пиявка…………………, Зелень………………………, Грузин…………………, Фанера………………….., Таракан………………..

7. Знаете ли Вы, что имя Рабиндранат Тагор имеет следующие компоненты: Рабиндра (Бог Солнца), Натх (муж), Тхакур (каста землевладельцев). Сформулируйте, кем был этот человек соответственно компонентам имени.

8. Топонимы – это названия населенных пунктов (стран, городов, улиц и т.д.). Существует понятие официальной топонимии и неофициальной, например, в Смоленске – Кисель=Киселевка, Кукуево=Ситники, Колхозка=Колхозная площадь. Расшифруйте следующие неофициальные топонимы Смоленска: Меды……………….., Педы……………………, Физы……………………., Соха…………………, Третьим будешь?..............................., Рога и копыта…………………………, Колеса………………….., Артуха…………………., Китайская стена……………………., Тропа Хо Ши Мина…………………, Молодуха, Чулочка……………………..

Благодарим за участие!



Предварительный просмотр:

Анкета

(проводится в рамках совместного международного учебного проекта

«История смоленско-витебское пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)»

(СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» и ГУО «Гимназия № 4 г. Витебск»)

Перед заполнением анкеты оформите, пожалуйста, данные для упрощения обработки соцопроса.

- Укажите Ваш пол -

- Укажите Ваш возраст –

- Укажите Ваше образование –

- Сколькими языками Вы владеете -

- Вы являетесь уроженцем Рудни; проживаете в Рудне в силу личных обстоятельств; гостите (подчеркните нужное).

Вопросы

  1. Знаете ли Вы этимологию названия районного поселения Рудня?

  1. Встречалось ли Вам подобное название населенного пункта где-либо, кроме Смоленской области?

  1. Стоит ли изучать историю названий населенных пунктов родного края в школе и почему?

Благодарим за сотрудничество.



Предварительный просмотр:


Этимологическая справка

РУДНЯНСКИЙ РАЙОН (муниципальное образование “Руднянский район”), расположен в западной части Смоленской области, вдоль границы с Республикой Беларусь. На территории Руднянского района (в 2 км к западу от д. Цегельня Любавичского административно-территориального сельского округа) находится самая западная точка Смоленской области (координаты 54° 48 с. ш. и 30° 46 в. д.).

Руднянский район образован в 1929 г. на территория бывших Оршанского и Смоленского уездов. Площадь 2111,4 кв. км. Население 31,3 тыс. чел., в т. ч. 15,2 тыс. – городское (1998 г.). Средняя плотность населения – 14,8 чел. на 1 кв. км. Центр – г. Рудня. На территории района находится 2 городских поселения (г. Рудня и рабочий посёлок Голынки); 231 сельский населенный пункт (в т. ч. 16 – без постоянного населения), объединенные в 18 сельских территориально-административных округа (1998 г.). Средняя людность сельских поселений – 75,2 чел. Крупнейшие сельские населенные пункты (чел., 1998 г.): пос. Понизовье – 1146, д. Чистик – 945, д. Березино – 870.

Нынешний центр Руднянского района, расположенный в пограничной с Белоруссией полосе, не всегда входил в состав Смоленского края: одно время это было торговое местечко Могилевской губ., затем волостное село Витебской губ.

В названии города Рудни (Б.А. Махотин "К живым истокам Смоленщины в географических названиях") нашел отражение тот период в истории Смоленщины, когда на ее территории значительного развития достигло рудное дело - выплавка железа из местной болотной руды. Руднями назывались места, где происходила переработка такой руды. Это название перешло потом многим смоленским селениям. Слово РУДНЯ, а также его синоним РУДНИЦА попали в смоленскую деловую письменность во второй половине ХVII в. Московские дьяки и подьячие вели переписку со смоленскими воеводами об открытии на территории Смоленщины "железных заводов" (в древнерусском языке подобные заводы назывались словами ДОМНИЦА, ДОМНЯ). Их смоленские корреспонденты именовали "железные заводы" только РУДЯМИ или РУДНИЦАМИ, а рабочих – РУДНИКАМИ. Эти слова не вошли в общерусский литературный язык, сохранившись как местные, диалектные наименования. "И нам бы, холопем твоим, велеть в Смоленске и в Смоленском уезде и в пригородах сыскать рудников и велеть в Смоленском уезде на речке Олше, где сыскана железная руда, завесть рудню и всякие рудницкие снасти и заводы, и делать неоплошно с великим радением из тои руды железо" – 1670 г. (Журнал "Историк марксист", 19З5. – № 1.).

В смоленский диалект слово РУДНЯ вошло из старопольского языка. Не исключено в данном случае и посредство старобелорусского языка, в который РУДНЯ могло попасть раньше, чем в смоленский диалект.

Известный смоленский филолог Е.Н. Борисова отмечала: «Смысловое значение названия раскрывается в связи с древнерусским словом руда - "кровь". Кровь и руда имеют сходство по цвету. Рудный означает "красный, красноватый". В местных говорах Смоленщины рудый-то же, что и рыжий.

Не одно столетие прошло с тех пор, как перестала плавиться болотная руда в специальных печах - рудницах. Исчезли и рудни, как места, где сосредоточивалось рудное хозяйство с его различными службами. Но память о них осталась в названиях более двух десятков селений, среди которых на первом месте стоит город Рудня».

Справка составлена в рамках совместного международного учебного проекта

 «История смоленско-витебское пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)»

(СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» и ГУО «Гимназия № 4 г. Витебск»)



Предварительный просмотр:

Результаты языковой экспедиции в рамках учебного проекта

https://yadi.sk/i/AwPGOznH37Q46C.



Предварительный просмотр:

Копилка заданий исследовательского характера, в том числе для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Попробуй прочитать:

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:

ярсадленполпаркшумтузлейарабшелпорог 

Расшифруйте фразу на русском языке:

Шыр – пыр ю пяпюфгы зэлемъгый чесрыг,

Фед гяг, фед гяг, зэлэмъгый чесрыг.

Найдите слово:

Один из антонимов слова СВЕТ и омоним слова, обозначающего большое количество.

В  одном значении синоним слова УНИКАЛЬНЫЙ, в другом – антоним слова ГУСТОЙ.           В одном значении антоним слова ТЕСНЫЙ, в другом – синоним слова РАЗМАШИСТЫЙ.

Антоним слова СТРОГОСТЬ и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

Синоним слова ЯЗЫК и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

Синоним слова ЛЕС  и омоним  слова, обозначающего сверло, бурав.  

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.  

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

 ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО:

  1. Надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошныйнеотвязный, докучный.
  2. Огорчиться, заплакать, расплакаться, разреветься, возрыдать.
  3. Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка.
  4. Поразить, победить, потрясти, ошеломить, огорошить, ошарашить.
  5. Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь.
  6. Дышать, глядеть, слышать, видеть.
  7. Речь, ночь, дочь, плачь.
  8. День, пень, лень, конь.
  9. Сказуемое, глагол, подлежащее, дополнение.
  10. Конечно, нарочно, игрушечный.
  11. Что, чтобынечто.
  12. Чувствобаловствода здравствует.
  13. Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

Совпадает ли в данном предложении количество букв О и

звуков О?

Звонят во все колокола.

Всегда ли сырое бывает мокрым? Составьте словосочетания со словом СЫРОЕ.

Угадайте, какие слова, имеющие значение «промежуток», пропущены в следующих строках:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Называется…

На время что-то прекратив,

Мы объявляем…

Если вы устали слишком,

То дают вам…

После урока непременно

Звонит звонок на ….

 Какая разница в значении слов, помещенных ниже? Составьте предложения с этими словами.

Волчонок – волчок

Гостиница – гостиная

Греческий – грецкий

Дворовый- придворный

Замерзший – замерший

Поступок- проступок

Хозяйский – хозяйственный

Разослать – разостлать

 Сколько слов записано?        

Орган, жаркое, обмер, парить, полка, бегом, безобразный, бронировать, бросок, боек, кругом, ловлю, просыпать, пропасть, долги, пали.

Английское year  и немецкое Jahr связаны этимологически с русскими словами ЯРОВОЙ и ЯРКИЙ. Как вы думаете, почему?

 

Слова РЕВНИВЕЦ и РЕВНИТЕЛЬ синонимы?

Объясните различие в лексических значениях слов ЗАЧИНЩИК и ЗАЧИНАТЕЛЬ.

ШАРАДЫ:

  1. Если взять корень от слова ПОЛАГАТЬ, приставку от слова ПРИРОДА, суффиксы от слова ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, окончание от слова ВЕЛИКОЕ, то получим слово, обозначающее признак предмета.    
  1. Возьмите приставку от слова СДАЧА, корень от слова ПРЯЖА, суффикс от слова РАСТЕНИЕ. Какой  термин у вас получился? Объясните его значение.  

       

  1. Глеб имеет назади,

А Борис напереди,

Баба две имеет сряду,

А без этого наряду

Не спризнал бы бабы свет;

А у девки только нет.

(1763 г. В.И.Майков.)              

4. Я ни воздух, ни вода,

Быть землею мне не можно,                                                              

И не огнь я, то неложно.

Но я в воздухе всегда

И по нем всегда летаю,

И всегда желаньем таю

Устремиться в небеса;

Но препятство обретаю.

Жизни нет моей часа:

Я по ветру разношуся,

Человека не страшуся.

А его я иногда

И вредить собой умею.

Только тела не имею,

Ни души от божества,

А рожусь из вещества;

Жизнь моя дотоле длится,

Как престану я родиться.

(1773 г. В.И.Майков)                

5.   Часть первая моя  в турецкой стороне

 Гроза для янычар и часто для султана;

Вы окончание хотите знать во мне?

Оно в Германии отличьем служит сана;

А целое мое – у россиян

Есть имя знатных и крестьян.

(А.А.Бестужев-Марлинский)            

6.   Лишенный головы, ни рыба я, ни зверь,

Но ползаю в воде и в пищу пригожуся;

Мне дайте голову- с водой соединюся,

И вас развеселю. Узнаете ль теперь?

( А.А.Бестужев – Марлинский)            

 7.  С Е торопят, если  знают,

      Что   не долго уж до срока.

      С И учительница часто

      Говорит в конце урока.                  

  1. Делать с И спокойно нужно,

Если слушаешь урок,

Будешь с Е еще не скоро:

Не пришел еще твой срок.                

  1. С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е же делать нелегко,

Коль забрался высоко.                    

  1. С буквой Е ты делай в хоре

      И таланта не таи.

      Принял горькое лекарство –

      Делай быстро с буквой И.                      

  1. С буквой А с грибами сделай,

Ешь, не бойся ничего!

Не открыть малышке двери –

Помоги-ка с буквой О.                            

  1. С И нам долго находиться

       Можно в городе, в селе.

       При еде, чтоб не давиться,

       Надо сделать с буквой Е.                

13  Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй – частица, вместе - зверь,

Живет в лесу, на ульи падок,

Ну, угадал его теперь?                                

14.Первый – предлог, за ним – другой.

   Вот первый слог перед тобой…

   Второй же очень нужен мне.

  Он над диваном на  стене

  Не  для одной красы висит-

  В нем лампа яркая горит.

 Сложить  два слога можно,

 Но… будьте осторожны.                                  

15.Первый слог мой – предлог,

Второй достоин порицанья,

А вместе все –

Животного названье.  

                                    

Какой частью речи является слово СМЕЛ в предложениях:

1. Один против всех!? Как он смел!                      

 2. Как он смел обманывать меня!?                        

Замените эти слова синонимами.

Какими частями речи могут быть слова:

ДАЛИ, ЖГУТ, СТИХ, ПИЛА?                            

ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК?

Составьте по два предложения с этими словами так, чтобы они были разными частями речи.

Две последние буквы слов известны. Определите, какой частью речи может быть каждое слово, и приведите примеры.

  1. –ло;
  1. – ти

Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы: ЛОГ, ГОЛ, ПАРА, ДУБ, РАБ.

 Обычно сливаясь с предлогом, существительное приобретает суффикс и превращается в прилагательное: за Уралом -  Зауралье, за городом -  загородный. А какое существительное остается без изменений? 

Образуйте краткую форму прилагательных  – ЕН или – ЕНЕН?

Бессменный - бессменен,

бесчувственный – бесчувствен,

низменный – низмен,

величественный - величествен,

необыкновенный – необыкновенен,

естественный – естествен,

искусственный – искусствен,

неприкосновенный – неприкосновенен,

легкомысленный – легкомыслен,

ответственный – ответствен,

многочисленный – многочислен,

несомненный – несомненен,

мужественный – мужествен,

невежественный – невежествен,

откровенный – откровенен,

свойственный – свойственен,

торжественный – торжественен,

современный – современен,

своевременный – своевременен.

Замените приставку в слове  загораживать, чтобы оно стало обозначать «оправдывать виноватого, избавлять его от ответственности». 

Подберите к этим устаревшим словам родственные слова, активно употребляющиеся в нашей речи.

Персты, шелом, кика, коло, чаять, тщание.

Определите род существительных: 

георгин, ботинки, овощи, ведерки, тюль, толь, какао, лебедь, кофе, тапка.

 Даны 16 слов:

Нож, вол, год, дар, луг, паж, мел, рай, астра, ров, гол, нет, зал, быт, вал, ай.

Вычеркните в каждом слове по одной букве так, чтобы из оставшихся получился текст пословицы. Запишите ее. 

Дайте лексическое значение слов «маринист», «пейзажист»,

«баталист».

Назовите известных вам пейзажистов, маринистов, баталистов.

Отметьте слова, в которых подряд идут два гласных звука:

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, оазис, пианино, каучук.

Определите, в какой профессиональной сфере деятельности могли возникнуть следующие фразеологизмы.

  1. Не тратить пороху, встретить в штыки, принять бой.
  2.  Подвести итог, сбросить со счетов, предъявить счет.
  3. Взять фальшивую ноту, петь с чужого голоса, знать свою роль.
  4. Выиграть дело, сдать в архив, положить под сукно.
  5. Приложить силы, привести к общему знаменателю, найти точку опоры, катиться

      по наклонной плоскости.

  1. Отделать под дуб, без сучка без задоринки, точить лясы.

Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными.

Единый, один (момент, миг).

Карий, коричневый (глаза, костюм).

Крепкий, сильный (дружба, впечатление).

Тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание).

Истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными:

Принять, предпринять (исследование, решение).

Повысить, усилить (внимание, интерес).

Исправить, устранить (ошибки, недочеты).

Основать, обосновать (теорема, теория).

Приведите примеры фразеологических оборотов, пришедших в литературный язык:

1) из речи музыкантов и артистов;

2) из речи моряков;

3) из речи столяров;

4) из речи рыбаков, охотников.

Какие устойчивые выражения русского языка соответствуют приведенным иноязычным фразеологизмам?

1. His heart sank into boots (англ., буквальный перевод: его сердце упало в его ботинки).

2  Jak kosol w studnie     (польск., буквально: как козел в колодец).

3  Eile mit Weile    (нем., буквально: спеши с медленностью).

Раньше прибором для измерения времени служили водяные часы: время определялось количеством воды, вытекающей из сосуда. Какие фразеологические обороты отразили этот способ измерения времени?

Местоимение:

  1. Какие три местоимения самые чистые?  
  2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?
  3. Какое местоимение требует чистоты?                        
  4. Какое местоимение можно считать самым хвастливым  и скромным?
  5. Какое местоимение является помощником прилагательного?    
  6. Какие местоимения, дружа с частицами, недолюбливают предлогов?
  7. Какие три местоимения не имеют именительного падежа?
  8. Какие местоимения употребляются только в именительном падеже?
  9. Какие три местоимения могут быть и личными и притяжательными?

10. Какие два местоимения различаются в косвенных падежах только ударением?  

11. Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам

       и числам?

12. Припомните слова (существительные, прилагательные), образованные

      от местоимений.            

13. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное,

      обозначающее спортивный термин?                    

14. Объясните смысл и морфологические признаки местоимений в пословице

      о двуличном человеке: При тебе - за тебя, без тебя – на тебя.

15.Вспомните крылатые выражения, составленные из местоимений.

 В данном диалоге заменены фразеологизмы, попробуйте их восстановить.

Я в этом деле кошку проглотил.                    

А вы говорите, что я работаю, закатав штанины.          

Если и дальше будете колотить городки, в конце месяца сохранитесь с ухом.

По особенностям речи человека можно довольно точно установить область или город, откуда он родом или где жил долгое время. Недаром существует в народе пословица: «Что город, то норов, что деревня, то обрядня (обычай), что двор, то говор».

В Смоленской области записано высказывание: «Гаворка же у усех дирявень разныя: у их тыкая, у нас -  другая».

Огромную работу по сбору диалектных материалов проделал В.В.Даль. Начало его знаменитому толковому словарю положило слово «замолаживает», услышанное у ямщика. Как вы думаете, что означает это слово?  

НАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНО. Объясните орфограммы.

Прежде чем вся 7я сядет о5 за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

В чем заключается различие аббревиатур и графических сокращений? Найдите в списке примеров графические сокращения, расшифруйте их.

Вуз, СМИ, к/т «Луна», пн., сб., х/б, р-н, 10 л, см., правило на стр. 21, 100 об/мин., б/у, 60 дм, завуч, 2 млрд, ф-ка «Элегант», ц/га, ж.-д., 25 м/с, зарплата 3000 руб.в мес., ОРТ.

 В  чем заключается особенность графических сокращений  гг.,вв.? Какие из графических сокращений в разговорной речи переходят в аббревиатуры?

Вв. , гг. указывают на мн.число.В разговорной речи проявляется тенденция произносить графические сокращения подобно аббревиатурам , без расшифровки : 100 рэ, 5 кэгэ, они эмоционально окрашены : цэу, хэбэ.

Среди устаревших слов выделяются архаизмы и историзмы. Распределить. Объяснить значение слов.

Кадетский корпус, ямская станция, адский камень, уездный город, титулярный советник, станноприимный дом, антонов огонь, столбовая дворянка, станционный смотритель, потешные огни, купчая крепость, верстовой столб, малороссийское наречие, возмутительные листы, долговая тюрьма.

 Четвертое лишнее:

            Собрат, современник, солист, соученик                

            Десять, сорок, тьма, темнота                                

            Остряк, добряк, здоровяк, молодняк 

                  

 Установить различие в составе слов:

     Автомобиль – авторучка

     Фотография – фотоаппарат

Одинакового ли они происхождения?

Превращение слов: выстроить «цепочку» превращений:

    Волк – коза, река - море, ночь - день, тесто – булка

В корнях каких слов отсутствуют гласные?

   

Это было очень давно. На Украине – при царе Тимко, в Польше – при царе Сверчке, в Чехии – при царе Голыше. А при ком это было в России?

Допустим, что перед вами имена существительные: РАШОК, ДУЧЕК, БРУЖОК, ЛАЖЕК. Можно ли расставить в них ударение? Почему?

Четвертое лишнее:

Монокль, пенсне, очки, линзы

Путь, конь, дочь, речь

Сделать кое-что, сделать что-то, сделать что-нибудь, сделать что угодно

Пара, парить, парный, парами

Три, триста, девятьсот, тысяча

Зависимый, склоняемый, необитаемый, неумолкаемый

Обруч, круча, ручка, поручать

Он, ты, ее, их

Красный, брусничный, малиновый, вишневый

Владелец, кормилец, наглец, страдалец

Наклонение, время, лицо, спряжение

Разить, разбить, разуть, разнять

Два, двойка, двойник, двести

Три, тру, трешь, трете

Мороз, хоровод, город, порох

Масса, ванна, килограмм, ссора

Всходить, светать, светить, сиять

Солнце. Весеннее солнце. Светит солнце. Солнечно.

Веко, вечный, вековечный, век

Весны, весне, весну, весной

Листики, листы, листья, листва

Отдать, раздать, создать, издать

Принести, приклеить, приоткрыть, пришить

Баранчик, баранка, баран, баранина

Темно(глазый), темно(русый), светло(головый), светло(волосый)

Тогда, когда, иногда, всегда

Масл..ное пятно, масл..ный блин, масл..ная краска, масл..ный крем

Найдите пару, противоположную по смыслу:

 Ни зги не видно, заваривать кашу, коломенская верста, чуть свет, сидеть на чужой шее, сидеть сложа руки


  Не покладая рук, хоть иголки собирай, воспрянуть духом, как кошка с собакой, расхлебывать кашу, от горшка два вершка, на ночь глядя, жить своим горбом

Объяснить значение фразеологизмов.

Водой не разольешь, считать ворон, закидывать удочку, играть первую скрипку, открывать Америку, ждать с моря погоды, зарубить на носу, петь с чужого голоса.

Сколько слов записано?

Орган, жаркое, обмер, парить, полка, бегом, безобразный, бронировать, бросок, боек, кругом, ловлю, просыпать, пропасть, долги, пали.

 

Как нужно произносить слово ХАОС – с ударением на первом слове или втором? А, может быть, верны оба варианта? Тогда объясните, когда употребляется каждый из них?

Почему в русском языке несклоняемые названия иностранных газет чаще всего воспринимаются как слова ж.р.? (ЮМАНИТЕ), городов – м.р. (ТОКИО, РИО-ДЕ-ЖЕНЕЙРО), названия рек – ж.р. (МИССУРИ, ТАХО).

Сколько стоит книга, если за нее нужно заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько?

Сколько разных форм могут иметь такие формы «полки», «полками»?

Подберите синонимичные фразеологизмы. Какие фразеологизмы мы употребляем, когда?

Человек ленится

Говорим о чем-то малом, о небольшом количестве

Если человек неожиданно удалился

Когда хотим сказать, что дело было очень давно

В древнерусском языке под ударением произошел переход Э после мягких согласных в звук О, например НЕСТЬ – НЁС. Однако некоторые слова не подчинились этому закону: НАДЁЖНЫЙ, но НАДЕЖДА, НЁБО, но НЕБО, НАПЁРСТОК, но ПЕРСТ и т.д.  Почему так получилось?

 

Правильно ли относить к числительным слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? Какой частью речи являются слова МНОГО, МАЛО?

Сколько человек сидело за столом в каждом приведенном примере? Свой ответ обоснуйте.

1) За столом сидели хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я.

2) За столом сидели хозяйка дома, ее сестра – подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я.

Вряд ли вы надевали это, но если это расплести, то получится то, что вас согреет в холодную погоду.

Как известно, все сущ. на – ач – обозначают лиц. А какое – название машины?

Замок, теремок, лесок, песок, венок, ленок, мирок, курок, листок, приток.  Выделить те, в  которых суффикс – ок.

От слова ШАХТА – ШАХТЁР. Можно ли образовать еще одно сущ.?  

Могут ли сущ. МАСЛО, ЖИР, СОЛЬ, СТАЛЬ употребляться во мн.ч.?

Какой лев не страшен беглой гласной?

 

Какая ласка любит беглую гласную?

Замените русскими сложными словами:

каллиграфия                                          

орфография    

апатия                                                    

гуманный                                               

эгоизм                                              

оптимистический

характерный 

В какой басне И.Крылова встречается слово «забияка»  м.р.?

В какой сказке А.С. Пушкина слово «лебедь» ж.р.? Из чего это можно заключить?

  

Записать сущ. со словами, обозначающими меру объема, веса, длины, виды тары, упаковки + пример из художественной  литературы ( -у, ю).

Керосин, бензин, уксус, мед, перец, сахар, горох, лук, виноград, сыр, чай, квас, суп, песок, хворост, ситец, клей, жир, изюм, рис

Объясните разницу между словами:

Черкешенка – черкеска, китаянка – китайка, кореянка – корейка.

В каком значении употребляются КУБАНКА, ВЕНГЕРКА?

Объясните с помощью глаголов корень в словах ЗАПОР, ЗАМОК.

 

Подберите слова, в которых приставка ПОД -  имела бы значение «часть в целом», «немного, дополнительно».

В каких словах приставка НА имеет значение  «вдоволь, досыта»?

Известно, что на стыке приставки и корня  иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писать тройные?

 

Отметьте ударение. В каких словах перенос ударения образует новое слово? В каких изменяет только форму слова?

В классе вымыли полы. – Сергей вычистил полы пальто.

Столяр сделал новые полки.- По дороге день и ночь неслись вооруженные полки.

Он уже окончил школу. – Старый мостик был уже.

Открыты все окна. – Я стою у окна.

Собрались директора всех школ города. – Учителя собрались в кабинете директора.

Я мою руки. -  Дай мою книжку.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Укажите сначала фразеологизмы со словами – антонимами, затем – со словами синонимами.

Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.

Соедините слова так, чтобы получился фразеологизм.  Дайте толкование.

Азбука                                         верста

Сиамские                                    грамота

Коломенская                              кафтан

Анютины                                   конюшни

Филькина                                   Аладдина

Тришкин                                     муки

Авгиевы                                     близнецы

Троянский                                  Морзе

Лампа                                         глазки

Домоклов                                   конь

Танталовы                                меч

Нить                                          Прометея

Огонь                                         победа

Валаамская                               Ариадны

Пиррова                                    ослица

Ящик                                         Пондоры

Мамаево                                   пята

Ахиллесова                              столпотворение

Китайская                               узел

Вавилонская                            хохот

Гордиев                                   Мономаха

Демьянова                              побоище

Гомерический                         стена

Шапка                                      уха

Эзопов                                     язык

Подберите синонимы.

Бить баклуши, болеть душой, в ежовых рукавицах, во все лопатки, водить за нос, втирать очки, галопом по Европам, дамоклов меч, денно и нощно, души не чаять.

Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочетаемости с паронимами МАСЛЯНЫЙ – МАСЛЕНЫЙ.

БАК, БУМАГА, ВЗГЛЯД, ГЛАЗА, ГОЛОС, ЗАПАХ, КАРТИНА, КРАСКА, ЛАК, ЛАМПА, ЛИЦО, ЛУЖА, ПЕЙЗАЖ, ПЛЕНКА, ПОЛОТЕНЦЕ. ПОРТРЕТ, ПЯТНО, РЕЧЬ, РУКИ, СЛОВА, УЛЫБКА.

Найдите устаревшие слова, укажите их лексическое значение. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов.

  1. Я, детушки, не чван! Вы знатности моей

Не трусьте.   (В.Жуковский)                      

2. Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать меня конфидентом ваших тайн.  (Ф.М.Достоевский)

3.И шли года…Гулял в степях

Лишь буйный ветер на просторе…

Но вот скончался Мономах,

И по Руси туга и горе. (А.Майков)

Исправьте ошибки.

 

Когда обман раскрылся, я зарекся не врать.

Встревоженные жены всю ночь поджидали своих суженых.

Спешно были заказаны и пошиты костюмы для торжественной церемонии.

Не следует относиться к этому человеку серьезно: он факир на час.

От каких слов можно образовать формы множественного числа?

Дно графина. Дно (моря). Горе. Кочерга. Лапша. Пшено


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

 Научного общества учащихся

 «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ»

DSCN7301

17 апреля 2006 году на основании приказа № 59/1/Р в Смоленском Педагогическом лицее было открыто научное общество учащихся «Малая Лицейская Академия». Президентом и основателем общества, основоположником основных принципов работы с одаренными детьми была заслуженный учитель Российской Федерации Елена Валентиновна Авдеева.

С 2011 года руководителем общества учащихся является учитель русского языка и литературы Ольга Викторовна Иванова.

Иванова-в-кепке

Научное общество сменило название – «Малая Академия» - в связи с изменением названия и статуса учебного заведения, но цели, задачи и основные направления работы остались прежними.

C:\Users\99999\Desktop\шляпа книги.jpg

Научное общество учащихся «Малая Академия» – добровольное творческое объединение школьников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов, ученых и других специалистов. НОУ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.

Цель работы НОУ

Создание условий для саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности учащегося в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской деятельности в различных областях знания.

Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей в соответствие с выстроенной индивидуальной траекторией сопровождения.

Членство в обществе

  1. Участвовать в работе НОУ могут школьники и учителя 8-11-х классов, студенты вузов, училищ, коллеждей, сотрудники учреждений, ученые на добровольной основе, социальные партнеры.
  2. Членами НОУ являются лица, постоянно занимающиеся научно- и учебно-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельно исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов НОУ, а также педагоги, руководители кружков, спецкурсов.

Содержание и формы работы НОУ:

1. Создания банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков.

2. Создание системы взаимоотношения с внешкольными учреждениями, вузами и родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.

3. Забота о социальной защите и поддержке одаренных детей с привлечением различного рода спонсорских средств.

4. Организация и проведение отдельных исследовательских работ.

5. Проведение научно-практических конференций.

7. Издание сборников исследовательских работ учащихся НОУ.

8. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

9. Организация производственной практики для членов НОУ.

10. Организация обучающих занятий с целью обучения правилам создания исследовательских проектов.

Принципы работы НОУ:

  • свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
  • индивидуализация образовательной траектории учащихся;
  • создание условий для самореализации личности;
  • социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
  • культурологический подход как возможность объединения гуманитарного и естественно-научного направлений.

Направления НОУ:

  • гуманитарные науки и краеведение;
  • физика;
  • иностранные языки;
  • естественные науки;
  • математика;
  • история и обществознание;
  • информатика;
  • психология;
  •      спорт и безопасность  жизнедеятельности.

C:\Users\99999\Desktop\шляпа.jpgC:\Users\99999\Desktop\победа 1.jpg

Социальные партнеры:

  1. МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленск.
  2. МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского».
  3. МБОУ СОШ № 33.
  4. ГУО «Гимназия № 4» г. Витебск р. Беларусь.
  5. ОГОУ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус».
  6. Военная академия ПВО РФ им. маршала Советского Союза А.М. Василевского.
  7. Министерство природных ресурсов и экологии РФ Национальный парк «Смоленское Поозерье».
  8. Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» г. Москва.
  9. Издательский дом «Первое сентября».
  10. Лаборатория ОБГУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи».
  11. ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет».
  12. Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского.
  13. Центральная детская библиотека им. А. Мишина.
  14. ОБГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж».
  15. ООО «Смолтелеком».
  16. Смоленская епархия.

Награды НОУ

D:\МЛА\Фото медалей и сов\DSCN4280.JPG

Малой медалью награждаются учащиеся, активно проявившие себя в учебно-исследовательской и проектной деятельности в течение текущего учебного года.

                        Медалью имени М. Ломоносова награждаются учащиеся 11-х классов за активную исследовательскую и проектную работу, высокие достижения в учебе, проявленные за все годы обучения в школе.

H:\Фото медалей и сов\P1016978.JPG

Главной наградой, БОЛЬШОЙ УЧЕНОЙ СОВОЙ, награждаются лучшие учащиеся, показавшие наивысшие результаты в учебной и внеклассной деятельности, отмеченные высокими оценками за исследовательскую и проектную работу, внесшие свой посильный вклад в учебно-исследовательские проекты.  

C:\Users\99999\Desktop\сова 1.jpg

ПАЯМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Структура исследовательской работы

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление.
  3. Основные обозначения и сокращения (если необходимо).
  4. Введение.
  5. Главы основной части (с краткими и четкими выводами по каждой главе).
  6. Заключение по работе.
  7. Список использованной литературы.
  8. Приложения (если необходимо).

Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, излагается суть поставленной научной задачи или новых разработок, цель собственного исследования, направления и методы решения.

Следует отметить, что введение читается первым из всех разделов исследовательской работы всеми заинтересованными лицами.  По нему составляется первое, трудноизменяемое представление о работе.

Первая глава, как правило, содержит обстоятельный обзор научной литературы за последние годы, известных исследований; материалы, повествующие о том, что необходимо выполнить для решения поставленных задач и как это сделать наиболее рационально. Кратко проводится анализ работ своих предшественников, где исследователь должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными.

Вторая глава может быть посвящена изложению теоретического обоснования решаемой задачи, с применением его для достижения поставленной цели. Функция второй главы - дать теорию вопроса в общем виде.

Третья глава, как правило, содержит экспериментальное обоснование решения задачи, описание методов экспериментальных исследований, оценку точности, анализ опытных и теоретических результатов. Функция третьей главы - конкретизировать обобщенное теоретическое решение задачи. Здесь же можно дать описание новых устройств, программных средств или иных "новшеств" и опыт проверки их работоспособности, дать описание новых методов или новой технологии проведения экспериментальных исследований. Особую ценность имеют конкретные примеры.

Четвертая глава (если позволяет материал) содержит решение конкретной задачи со всеми обоснованными и разработанным методиками, моделями, условиями, зависимостями и т.п. Здесь приводится структура и описание разработанного вами проекта, устройства, программного обеспечения. Обсуждению и оценке результатов следует посвятить отдельный параграф. Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной с представлением графической информации, табличных данных, диаграмм. Сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе и по эффективности. Следует указать на возможность обобщений, дальнейшего развития методов и идей, использования результатов вашей работы в смежных областях, но с соблюдением необходимой корректности.

В заключении подводятся итоги исследовательской работы. Формулируются основные выводы по результатам исследований. Приводятся сведения об апробации результатов.

В приложении, как правило, размещаются материалы дополнительного, справочного характера, на которые ученик-исследователь не претендует как на свой
личный вклад в науку. Это - таблицы, графики, диаграммы, программы и результаты решения задач, выводы формул и т.п.

В главах при необходимости могут быть параграфы, пункты, подпункты.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Слово "Содержание" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

В тексте исследовательской работы не допускается:

применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы; применять для одного и того же понятия различные термины; произвольные словообразования; сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту, так и в конце его. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок I".

Если в работе используются таблицы, то текст в них может быть напечатан 12 шрифтом.

В качестве приложения к работе может быть использована презентация.

Требования к оформлению исследовательской работы


В настоящее время все научно-исследовательские работы оформляются на персональных компьютерах, а именно в текстовом редакторе Microsoft Word.

Параметры страницы:

  • формат А4 (210х297);
  • ориентация книжная;
  • поля страницы: верхнее - 2,8; нижнее - 2,4; левое - 3; правое - 1,5;
  • колонтитулы: верхний - 2; нижний - 1,25;
  • нумерация страниц - по центру, вверху;
  • Шрифт - Times New Roman, 14 пунктов, обычный.
  • Выравнивание по ширине страницы.
  • Абзацный отступ 1,27 (5 знаков).
  • Интервал полуторный.
  • Текст размещается на одной стороне листа.
  • Нумерация начинается по порядку с титульного листа (цифру номера на нем не ставят), на следующем листе ставят цифру -2 и т.д.
  • Объем для исследовательских работ не ограничивается. Как правило, исследовательская работа школьника среднего и старшего звена школы составляет не более 20 страниц.

Пример оформления  титульного листа

СОГБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»


Иванов Николай
ученик 11 класса А

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ СМОЛЕНСКОГО ШКОЛЬНИКА

 В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ


Научный руководитель:

П.И. Николаев, учитель русского языка

 

Смоленск 2014 /2015 

 Список использованной литературы – важная составляющая любой работы. Это данные, показывающие осведомленность исследователя в научной среде, это материал, позволяющий проанализировать состояние вопроса «до вас» и наметить перспективы работы. Исследовательская работа, претендующая на звание научная, без списка литературы не принимается и не считается личным вкладом.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сноски на указанные издания в работе подаются в соответствии с номером издания в списке литературы.

        

C:\Users\99999\Desktop\сова 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии.

К современному образованию сегодня предявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, правильно работать с ней, творчески решать проблемы...

Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...