Конспект вводного занятия "Знакомство с миром вышивания"
методическая разработка на тему

Воинкова Елена Алесандровна

Познакомить обучающихся с историей возникновения предметов и материалов, необходимых для вышивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnoe_zanyatie_po_vyshivke.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: « Чудеса в мире вышивания»

Возраст обучающихся: 7 – 9 лет

Тип занятия: вводное

Цель: Создание атмосферы быстрого знакомства, преодоление комплекса опасения, недоверия, формирование у обучающихся интереса к данному виду деятельности.  

Задачи:

Обучающие: Вызвать интерес и стремление обладать необходимыми знаниями и умениями.

Познакомить обучающихся с историей возникновения предметов и материалов, необходимых для вышивания.

Формирование предметно-деятельностной компетентности.

Развивающие: Содействие разностороннему развитию обучающихся и развитие их познавательных интересов.

Воспитательные: Формирование норм взаимоотношений между обучающимися в группе и формирование информационно-коммуникативной компетенции.

Необходимый материал: Цветок ромашка, напёрстки, простые карандаши, пяльцы большие и маленькие, нитки мулине, иглы вышивальные №1, №2, позолоченные иглы, булавки, игольницы, ножницы, ткань (ситец, бязь), коробочка для рукоделия, кроссворд, магнитофон.

 Выставка детских работ « Ступеньки к мастерству ».

Словарные слова: Пяльцы, моток, мулине.

Ход занятия

Организационный момент:

В начале нашего занятия нам необходимо познакомиться. Меня зовут Елена Александровна (в руках цветок ромашка). Я работаю в Доме детского творчества,  люблю заниматься рукоделием (вязанием, вышиванием), играю в волейбол, развожу комнатные растения, обожаю готовить сладкие блюда и угощать друзей (передаю цветок девочке). Вы по очереди  назовите свои имена и расскажите немного о себе, передавая цветок. Ну, вот мы и познакомились.

Основная часть:

Я знаю, что вы пришли в творческое объединение «Чудеса в мире вышивания» чтобы научиться красиво и правильно вышивать. А что для этого  нам необходимо мы узнаем, отправившись в сказочное  путешествие.              

В некотором царстве в некотором государстве жила-была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, на голове ушко, сзади длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный, колючий. Чуть что не так сразу колоться. Вместе с Иголочкой во дворце жили родственники, королева Ниточка с сестрицами, король Напёрсток, граф Ножницы, граф Утюг и графини Катушки - весёлые подружки принцессы Иголочки.                                              

Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а её преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь сами старались скрыться подальше от её колючего нрава. А чтобы принцесса не капризничала, давайте посадим её на трон - специальную подушечку игольницу.

 Представьте себе, что наш дворец превратился в коробочку для рукоделия,  в которую каждая девочка-вышивальщица должна положить необходимые инструменты. Главное место в коробочке для рукоделия отводится принцессе Иголочке, которую мы обязательно должны вколоть в игольницу, а потом только положить в коробочку. Как вы думаете, почему? (чтобы она не потерялась).

Игла - это настоящая помощница. В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а продырявленными колючками или рыбными косточками (показ иллюстраций). С тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся различных видов и размеров.

Для вышивания применяются разные иглы: тонкие - для лёгких тканей (показ игл) и толстые - для плотных (показ игл). Ушко иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было вдеть нитку. Позолоченная игла имеет специальное покрытие, защищающее её от ржавчины, которая затрудняет  нормальное скольжение иглы в ткань.  

Что ещё необходимо положить в коробочку для рукоделия?

В этом нам поможет цветок ромашка. Кто желает первым оторвать лепесток? (написано слово – напёрсток)

Кажется, напёрсток существовал всегда. Но это не так. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Но когда это произошло, не сможет сказать никто. Известно только, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением этих вещиц.

Напёрсток должен плотно обхватывать средний палец рабочей руки, но не сжимать его.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном?

Что это? (напёрсток)

Сегодня напёрсток продолжает незаметно,         но верно служить человеку.

Давайте напёрсток положим в коробочку для рукоделия.

Отрываем следующий лепесток.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

Что это? (ножницы)

Правильно, ножницы. Сейчас эту загадку знает каждый ребёнок. А ведь было время, когда даже взрослые не то, что загадки - самих ножниц не знали. Потому что их ещё не изобрели. Когда требовалось что - нибудь разрезать брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто - то соединил ручки двух ножей прижимистым мостиком. Получились первые ножницы - для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи».

А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И получился замечательный инструмент, про который сложена загадка.

Где люди используют ножницы? (на швейной фабрике, в хирургическом кабинете, в школе на уроках труда, дома). Правильно. И нам тоже без них не обойтись.

Кладём ножницы в коробочку для рукоделия.

Отрываем ещё один лепесток у ромашки (написано слово «булавка»).

Булавка такая же острая, как игла, только нитку в неё ни вдеть и служит она для временного скрепления деталей (показ на изделии).  Самым древним родственником булавки были шипы растений. Не случайно слово «булавка» происходит от латинского «шип» или «колючка».

У маленькой булавки богатая история. Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь булавки использовались больше для украшения, чем для скрепления деталей.

Булавку мы тоже кладём в коробочку для рукоделия.

Давайте оторвём следующий лепесток.

Не связана - как дорожка,

А связана - так одёжка (нитки).

Нитками древнему человеку служили жилы и шерсть животных, собственные волосы, перья птиц. С помощью таких «ниток», человек мог прикрепить к коже мелкие камешки, ракушки, жемчуг и другие природные материалы.  В наши дни для вышивания используются разноцветные нитки мулине (хлопчатобумажная пряжа скрученная из шести нитей).

Давайте вместе произнесём это слово и запомним. Молодцы!

Пригодны также шерстяные нитки (показ ниток). Давайте нитки положим в коробку для рукоделия.

Отрываем следующий лепесток ромашки (написано слово «ткань»).

 Первобытный человек в качестве материалов для вышивки использовал шкуры животных. С появлением прялки и ткацких станков вышивкой стали украшать домотканые полотна, изготовленные из волокон натурального растительного и животного происхождения: льна, конопли, крапивы, шерсти животных.

          Для вышивания лучше всего подходят натуральные ткани: хлопковые,  льняные, шёлковые. Начинающим вышивальщицам желательно выбирать  однотонные ткани неярких расцветок, чтобы видеть наложения стежков во время вышивания. Ткань должна быть плотной, но не жёсткой, иначе будут болеть руки. Первой нашей работой будет салфетка, поэтому лучше принести бязь или лён (показ ткани).

Ткань тоже кладём в коробочку для рукоделия.

Давайте оторвём последний лепесток у ромашки.          

 Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где пройдёт там след остаётся (карандаш).

Карандаш нам необходим,  чтобы переводить рисунок на ткань. Его мы тоже   кладём в коробочку.

А вот без этого инструмента мы не сможем обойтись ни одно занятие. Он называется пяльцы (показ). Давайте вместе произнесём это слово. Молодцы!

Пяльцы предназначены для того, чтобы во время вышивания ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков (демонстрация ткани в пяльцах).

Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные и пластмассовые пяльцы. Они состоят из двух обручей, входящих один в другой (показ). Для начала приобретите маленькие  пяльцы (диаметр 15см). Внимательно посмотрите, чтобы не было зазубрин и трещин, чтобы оба кольца плотно, без просветов соединялись друг с другом. Выбранные пяльцы подержите в руках и попробуйте почувствовать, нравятся ли они вам, приятны ли рукам. Если вас всё устраивает, это ваш инструмент.

Кладём пяльцы в коробочку для рукоделия. И закрываем крышечкой.

Занятия вышиванием требуют от мастерицы большого усердия, сосредоточенности. Кисти рук и глаза находятся в постоянном напряжении, поэтому необходим отдых. Давайте и мы с вами отдохнём.

Физкультминутка:

Гимнастика для рук –

Мы вышивали, вышивали.

Наши пальчики устали,

А сейчас мы отдохнём.

И опять вышивать начнём.

 Гимнастика для глаз –

Зажмите глаза на 3 – 5 сек., а потом откройте (упражнение укрепляет глазные мышцы). Повторите 3 – 5 раз.

Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, а затем на кончик своего носа 2 – 3 сек. (упражнение снимает утомление) Повторите 3 – 5 раз.

Массируйте веки подушечками пальцев в течение 1 мин., делая круговые движения (упражнение расслабляет мышцы глаз).

Опустите голову и посмотрите на пол перед собой, поднимите голову и посмотрите на потолок над собой. Закройте глаза на 3 – 5 сек., откройте и можете садиться на свои места.  

Труд - дело очень важное,

Порой, небезопасное.

Правила должны вы знать,

Безопасность соблюдать.  

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Не бегай с ними по квартире-

Так можно сделать харакири.

Коль просит кто - то, не зевай,

Вперёд колечками подай/

Оля попроси ножницы у Кати. Катя как правильно передать? (кольцами от себя) Правильно.

Игла в работе весела,

Она тонка и так мала.

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку.

И затаится в беспорядке…

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

Иголка всегда должна быть в игольнице.

Заключительная часть:

Давайте вспомним, что нам необходимо приготовить к следующему занятию. Для этого нам необходимо составить слова, подбирая их половинки из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке. Найденные слова соедините стрелками:

кара

пяль

мули

нож

тка

ндаш

сток

игол

ницы

не

цы

иголь

ка

нь

була

напёр

ница

вка

 

Среди наших девочек есть умелицы, которые выполняют работу красиво, аккуратно и с душой. Взгляните на эту выставку, которая называется «Ступеньки к мастерству». Какие здесь представлены чудесные вещи: салфетки, открытки, картины, воротники. Каждая вещь вышита с любовью! И  каждая вещь соответствует своему практическому назначению.

Что можно сказать о людях, которые это вышивали? Это трудолюбивые люди, добрые, у них золотые руки, в эти работы они вложили свою душу (называются фамилии, имена девочек).

Вот и подошло наше занятие к концу. Мне было очень приятно с вами познакомиться и работать. И я уверена, что мы обязательно с вами встретимся, для того чтобы научиться чему-то новому. Ещё раз всем большое спасибо, занятие наше окончено.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по театральному творчеству

Данная разработка представляет конспект самого первого занятия по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству "Постижение". Основная цель данного занятия- заинтересовать ребя...

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»  для детей 5-6 летТема: Черно-белое  королевствоЦель: Знакомство  с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...

конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"

Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы"  (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...

Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"

Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы".  Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...

Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения

Вводный урок литературы в 10 классе. Тема: "Русская литература 19 века. Основные этапы развития  России и русской классической литературы"....

Творческий дневник учащегося объединения "Чудеса в мире вышивания"

Созданный творческий дневник помогает увидеть насколько учащийся продвинулся вперёд в своих начинаниях, в какой точке пути сейчас находится....