Программа кружка "Декоративно - прикладное искусство"
рабочая программа на тему

Кузьминова Елена  Николаевна

Программа кружка «Декоративно – прикладное искусство» предназначена для подростков 11- 16 лет, обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII вида. Занятия рассчитаны на 1 год обучения по 3 часа в неделю (всего102 часа).

Разработана программа как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя два раздела: «Основы рисунка, живописи. Графика» и «Основы творчества». Первый раздел посвящен ознакомлению с основами классического рисунка, цветоведения, правилами построения композиции, особенностями композиции в декоративно- прикладном искусстве, орнаменте. Второй раздел – это художественная обработка древесины: выпиливание и выжигание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dpi.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство».

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая  программа кружка «Декоративно – прикладное искусство» предназначена для учащихся  Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №5. Учащиеся школы имеют  задержку психического развития органического генеза, с неравномерным развитием мозговых структур, с нарушениями речевого развития (устной и письменной речи), углубленными социально-педагогической запущенностью.  

        Программа составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла, а так же Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы; Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:  однако она является модифицированной и не дублирует программный материал по труду и изобразительному искусству полностью, а углубляет и расширяет знания учащихся в области художественных традиций русского народа.

        В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

        Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд.

        Занятия декоративно- прикладным искусством являются эффективным средством приобщения учащихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы, самореализуясь и самоутверждаясь через творчество.

Основная цель программы:

Приобщение через декоративно-прикладное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество; воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, освоение знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; свойствах древесины, разнообразии народных промыслов,  связанных с обработкой этого материала.
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции), освоение теоретических знаний и практических умений по художественной обработке древесины (художественное выпиливание, выжигание)

В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

        Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя два раздела: «Основы рисунка, живописи. Графика» и «Основы творчества». Первый раздел посвящен ознакомлению с основами классического рисунка, цветоведения, правилами построения композиции,  особенностями композиции в декоративно- прикладном искусстве, орнаменте, то есть с необходимым минимумом для создания  самостоятельных эскизов будущих изделий. Второй раздел – это художественная обработка древесины: выпиливание и выжигание. Здесь учащиеся не только получат теоретические знания об истории и развитии промысла, свойствах материала, особенностях обработки, но и на практике будут выполнять творческие работы по готовым чертежам и своим эскизам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        Программа предназначена  для подростков 11- 16 лет и рассчитана на 1 год обучения 102 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа.

        Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, а так же обязательно проводятся реакционные, музыкальные и физкультурные паузы.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

ОСНОВЫ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ. ГРАФИКА

27

1.

Рисунок - основа изобразительного искусства.

15

2.

Основы композиции. Орнамент.

9

3.

Цвет. Основы цветоведения

3

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА

75

1.

Художественная  обработка  древесины. Выпиливание  лобзиком

48

5.

Художественное  выжигание

27

Итого 

102

Содержание учебного предмета

I.

ОСНОВЫ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ. ГРАФИКА

27

1.

Рисунок - основа изобразительного искусства.

15

Вводное занятие

1

Виды изобразительного искусства

1

Декоративно-прикладное искусство

1

Материалы и принадлежности для рисования. Организация рабочего места.

1

Упражнения на выполнение штриховки, тональной растяжки

1

Виды рисунка

1

Восприятие формы. Многообразие форм

1

Фигура и фон. Оптические иллюзии.

1

Изображение силуэтов ваз на различных фонах

1

Превращение плоскости в объем

1

Пропорции

1

Перспектива

1

Рисование с натуры геометрических тел

1

Освещение. Свет и тень

1

Рисование с натуры геометрических тел.  Передача формы светотенью.

1

2.

Основы композиции. Орнамент.

9

Композиция в художественных произведениях

1

Базовые принципы композиции

1

Упражнения на построении композиции на основе точки и нескольких линий

1

Передача ритма, движения, покоя

1

Сюжетно композиционный центр. Симметричные и асимметричные  композиции

1

Композиция из линий и геометрических фигур

1

Композиция в декоративно-прикладном творчестве

1

Орнамент

1

Построение орнамента в полосе, круге, квадрате

1

3.

Цвет. Основы цветоведения

3

Колористка

1

Упражнение на смешивание красок для получения новых цветов

1

Фантазийные изображения ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета

1

II.

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА

75

1.

Художественная  обработка  древесины. Выпиливание  лобзиком

48

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

Основы материаловедения. Виды шпонов и фанера

1

Основы материаловедения. Природные и производственные пороки фанеры

1

История резьбы по дереву от истоков до современности

1

Виды  резьбы  по  дереву. Плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба

1

Виды  резьбы  по  дереву. Резьба контурная, прорезная, накладная, объемная

1

Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия.

1

Материалы, инструменты и приспособления.

1

Технические приёмы выпиливания

1

Технические приёмы выпиливания. Практическая работа

1

Технические приёмы выпиливания. Практическая работа

1

Эскиз рисунка для выпиливания

1

Способы перевода рисунка

1

Выпиливание. Практическая работа

1

Выпиливание. Практическая работа

1

Выпиливание. Практическая работа

1

Выпиливание. Практическая работа

1

Шлифовка деталей. Способы, приемы работы.

1

Шлифовка деталей. Практическая работа

1

Способы соединения деталей

1

Сборка изделия

1

Оформление изделия. Способы. Приемы работы

1

Оформление изделия. Практическая работа

1

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

Прорезная и ажурная резьба

1

Работа над конструкцией изделия. Этапы работы от эскиза к изделию.

1

Работа над эскизом изделия.

1

Чертеж изделия.

1

Построение орнамента

1

Построение орнамента

1

Выбор материала. Перевод рисунка

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа

1

Отделка изделия. Практическая работа

1

Отделка изделия. Практическая работа

1

Отделка изделия. Практическая работа

1

Художественная отделка изделия

1

Художественная отделка изделия

1

Сборка изделия

1

Сборка изделия

1

Оформление работы

1

5.

Художественное  выжигание

27

Выжигание по дереву. История развития ремесла

1

Основы материаловедения.

1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

Организация рабочего места. Техника безопасности

1

Подготовка заготовок к работе.

1

Подготовка заготовок к работе. Практическая работа

1

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

Основные приёмы выжигания.

1

Выполнения приёмов выжигания Практическая работа

1

Рисунки для выжигания по дереву

1

Создание своего эскиза для выжигания

1

Способы перевода рисунка на поверхность изделия.

1

Выполнения приёмов выжигания Практическая работа

1

Выполнения приёмов выжигания Практическая работа

1

Отделка изделия. Виды, способы, основные приемы

1

Изготовление разделочной доски декорированной выжиганием.

1

Эскиз изделия. Выбор формы, создание рисунка.

1

Выбор материала, подготовка материала к работе

1

Выпиливание разделочной доски, подготовка к выжиганию

1

Выполнения приёмов выжигания Практическая работа

1

Выполнения приёмов выжигания Практическая работа

1

Выполнения приёмов выжигания Практическая работа

1

Отделка изделия. Практическая работа

1

Оформление работы

1

Подготовка работ к итоговой выставки

1

Оформление выставки

1

Итоговое занятие. Выставка работ

1

Планируемые результаты        

Воспитанники должны -

Знать:

  • материалы и принадлежности для рисования;
  • правила организации рабочего места рисующего;
  • виды рисунков и порядок работы над ними;
  • законы композиции и перспективы; 
  • основные  художественно-технические  средства рисунка  и    приемы
    рисования с натуры
     
  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории России их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития народного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Уметь:

  • анализировать   изображаемые   предметы,   визуально   определять   их пропорции;
  • компоновать рисунок на листе;
  • выявлять форму и объем предметов линейным рисунком
  • рационально организовывать рабочее место.
  • соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях народного промысла и изготавливать их;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке древесины, выжиганию;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами выпиливания;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе

Литература

  • Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
  • Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
  • Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М: Искусство, 1968.
  • Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
  • Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993
  • Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.
  • Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
  • Зайцева В.А. Основы творчества. Учебное пособие. 2006.
  • Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.
  • Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.
  • Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001
  • Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984
  • Рыженко В.И Выпиливание лобзиком- М.: Траст пресс, 1999.
  • Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
  • Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
  • Секачева А.В. и др. Рисунок и живопись. - М: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
  • Тихонов СВ. и др. Рисунок. - М.: Стройиздат, 1996.
  • Угаров Б. и др. Учебный рисунок. - М: Изобразительное искусство, 1995.
  • Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
  • Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Декоративно-прикладное искусство для детей с нарушенным слухом"

Программа разработана с целью помощи   детям с нарушенным слухом при поступлении в художественное училище. В программе разработаны занятия по тем видам росписи, по которым обучаются дети в училищ...

Авторская программа "Декоративно-прикладное искусство"

Пояснительная записка      Декоративно-прикладное искусство (лат.- украшать)- вид искусства произведения которого выполняя определённую утилитарно-практическую функцию, воплощ...

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»

Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....

Рабочая программа (декоративно прикладное искусство)

Рабочая программа кружка "Страна Мастеров"...

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начальн...

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта основно...

ПРОГРАММА "Декоративно - прикладное искусство" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 3 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. Направл...