Методические разработки с одарёнными детьми
методическая разработка на тему

Зорикова Наталия Ивановна

Методическая разработка с одарёнными детьми содержит план работы, методические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми. 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг., предполагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях образования, обеспечивать им условия для максимального раскрытия их потенциала. Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.

Цель: создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

  • Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  • Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  • Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
  • Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 

 Принципы работы с одаренными детьми:

- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).

-  Принцип опережающего обучения.

- Принцип комфортности в любой деятельности.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

 Основные категории одаренных детей (виды одаренности):

По виду деятельности выделяют 5 групп:

1. Практическая одаренность:

- одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая

- сценическая

- литературно-поэтическая

- изобразительная

- музыкальная

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

 Этапы работы с одаренными детьми:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. 

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся. 

Цель 3 этапа: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи 3 этапа:

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые

способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

   Основные направления работы с одаренными детьми:

         выявление одаренных  обучающихся;

         создание банка данных «Одаренные дети»;

         разработка индивидуальных форм работы;

         внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

         использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

         создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

         развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

         включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

         разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы  и других образовательных учреждений города, области.

8. Основные формы работы с одаренными детьми

 Содержание работы с одаренными детьми

I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для  обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Проведение переводной и текущей аттестации  обучающихся в форме собеседования.
9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
10. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных  способностей: 
1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений  обучающихся.
2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Обращение внимания на  заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.
6. Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.

      Примерный план работы с одаренными детьми

Мероприятие

Ответственные

1

Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:

  • Творческое мышление
  • Толерантность
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Доминирование левого и правого полушария
  • Вы лидер?
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  • Поведенческая характеристика одарённых детей
  • Тест ШТУР

Классные руководители, психолог

2

  Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.

Проведение совещания по результатам диагностирования одарённых   обучающихся.

Администрация, психолог

3

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи  в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников  и психолога

Психолог, учителя- предметники

 

4

Утверждение индивидуальных  программ по работе с одарёнными детьми

Зам. директора по УВР

5

 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей

Администрация, руководители МО

6

Составление графика регулярных занятий с одарёнными  обучающимися.

Педагоги – предметники, зам по УВР

7

Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми

Библиотекарь
учителя- предметники

8

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся

Администрация, учителя - предметники

9

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

Учителя  - предметники

10

Привлечение  одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

Учителя  - предметники

11

Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в школьных, городских  олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

Учителя  – предметники, администрация

12

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Администрация, учителя – предметники

13

 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Учителя- предметники

14

Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, дней открытых дверей, консультаций  с психологом школы.

Учителя  – предметники, психолог, администрация

15

 Активизация  работы научного общества обучающихся и учителей

Администрация

16

Расширение системы дополнительного образования    для развития творческих способностей одарённых детей

Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники

17

 Осуществление  взаимодействия  с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

учителя – предметники, педагоги дополнительного  образования.

18

 Подготовка и проведение предметных недель и декад

Учителя – предметники, руководители МО

19

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции

Учителя- предметники

20

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

Учителя- предметники

21

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми

Руководители МО, учителя - предметники

22

Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся.

Администрация, руководители МО

23

Участие в  районном летнем лагере для одаренных детей

Администрация, учителя- предметники

24

Участие в международных играх

Учителя- предметники, администрация

25

Организация и проведение школьного конкурса «Ученик года»

Учителя – предметники, администрация

26

Участие во всероссийских  конкурсах по разным предметам

Учителя- предметники, руководители МО

27

Организация и проведение школьного творческого фестиваля «Звёздный дождь»

Педагоги дополнительного образования, классные руководители

28

Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях

Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования

29

Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований

Классные руководители, учитель физкультуры

30

Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

31

Ведение   элективных  и  факультативных курсов

Администрация

32

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми

Учителя- предметники

33

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

Учителя- предметники

34

Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»

Администрация

35

Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми

Администрация, руководители МО

36

Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускниками школы

Администрация

37

Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

Учителя- предметники, руководители МО

38

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

Учителя- предметники, администрация

39

Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

Учителя- предметники

40

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

Учителя – предметники

41

Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения

Учителя –предметники

42

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

  • на совещании при директоре
  • методических объединениях
  • на административном совещании
  • педсовете

Администрация

 Формы проведения мониторинга одаренных детей

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений обучающихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми

На педсовете

Внутришкольный контроль

По годовому плану

Творческие отчеты кружков и спортивных секций

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки

По годовому плану

Проектная деятельность

По годовому плану

Мониторинг динамики развития

По годовому плану

12. Показатели эффективной работы с одаренными детьми:

-          наличие базы данных;

-          участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;

-          наличие НОУ (научного общества учащихся);

-          участие  обучающихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;

-          участие  обучающихся в школьных и городских творческих конкурсах, обеспечение 100%  внеурочной занятости  обучающихся;

-          создание портфолио выпускника школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения

Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения...

Методическая разработка "Организация педагогического процесса с одарёнными детьми на предметах теоретического цикла ДШИ"

Методическая разработка об организации учебного процесса и формах работы с одарёнными детьми в ДШИ....

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Методические разработки по ведению образовательной деятельности с одарёнными детьми с использованием дистанционных технологий

В настоящее время мной разработан дистанционный курс «Основы исследовательской деятельности». Он построен следующим образом: на страницах школьного сайта, персонального сайта б...

Методическая разработка занятия с детьми по холодному фарфору

Научить детей работать с полимерной глиной...

Методическая разработка НОД с детьми подготовительной к школе группы "Краски осени" с использованием здоровьесберегающих технологий

Методическая разработка НОД с детьми подготовиетльной к школе группы "Краски осени" с использованием здоровьесберегающих технологий...

Методическая разработка «Занятия с детьми группы риска, направленные на повышение их уровня адаптации в ОУ»

Психолого – педагогическое сопровождение  детей  «группы риска» является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. С каждым г...