Развитие логических приемов формирования понятий
методическая разработка по теме

Иванова Наталья Валерьевна

В материаах представлен план выступления, сопроводительная интерактивная презентация и раздаточный материал для коллег

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование понятий Иванова Н.В., МАОУ СОШ №11, г. Усть-Илимск

Слайд 2

Основные логические приемы формирования понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Логические основы формирования понятий являются универсальными знаниями на любых уроках.

Слайд 3

Мысленное разделение объекта на составные части Выделение признаков предмета АНАЛИЗ

Слайд 4

Мысленное соединение в единое целое частей объектов или его признаков, полученных в процессе анализа СИНТЕЗ

Слайд 5

Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. СРАВНЕНИЕ

Слайд 6

АБСТРАГИРОВАНИЕ Мысленное выделение одних признаков и отвлечение от других.

Слайд 7

Мысленное объединение однородных объектов. ОБОБЩЕНИЕ

Слайд 8

Основные логические приемы формирования понятия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Слайд 9

АНАЛИЗ

Слайд 10

л л л л о о о о т т т т е е е е

Слайд 11

Тема «Логические рассуждения» Определение потребности в информации при построении логического заключения В заданиях на определение достаточности информации для вывода описывается искусственная схема вывода (чтобы ученики не дополняли ее имеющимися знаниями из этой области) и приводится исходная информация для нескольких объектов, в том числе неполная

Слайд 12

Характеристика задания Уровень сложности I (базовый) Определение достаточности информации по одноуровневой схеме вывода: В заданиях присутствует набор правил вывода и исходная информация для 2 или более объектов, для которых надо сделать вывод В правилах вывода 2 исходных высказывания и 1 итоговый вывод По исходной информации для одного объекта можно сделать итоговый вывод, а для другого нет, так как не хватает информации

Слайд 13

Задание 1. Ответь на вопросы и запиши ответы с объяснениями в таблицу . Если над лесом летают белые чайки ИЛИ вдоль тропинок растут белые ромашки, то в лесу живет белый единорог. В Эринском лесу вдоль тропинок растут только синие колокольчики, а над Борским лесом летают белые чайки Достаточно ли информации, чтобы сделать правильный вывод о том, живут ли в этих лесах белые единороги? Если достаточно, то ответь, живут ли, а если недостаточно, то каких сведений не хватает? Лес Живет ли в лесу белый единорог? Эринский Борский

Слайд 14

Правила вывода Если над лесом летают белые чайки ИЛИ вдоль тропинок растут белые ромашки, то в лесу живет белый единорог. Исходная информация В Эринском лесу вдоль тропинок растут только синие колокольчики, а над Борским лесом летают белые чайки Живут ли в этих лесах белые единороги ? Вопрос Белые чайки Да Белые ромашки Лес Живет ли в лесу белый единорог? Эринский Борский

Слайд 15

Характеристика задания Уровень сложности II (высокий) ЧТО ИЗМЕНИТЬ??? Определение достаточности информации по одноуровневой схеме вывода: В заданиях присутствует набор правил вывода и исходная информация для 2 объектов , для которых надо сделать вывод В правилах вывода 2 исходных высказывания и 1 итоговый вывод По исходной информации для одного объекта можно сделать итоговый вывод, а для другого нет, так как не хватает информации двухуровневой итоговый вывод 4 исходных высказывания, 2 промежуточных вывода и 1 итоговый вывод

Слайд 16

Задание 2. Ответь на вопросы и запиши ответы с объяснениями в таблицу . Если на пещеру наложено заклятье холодного ветра ИЛИ в ней живут гномы, то в пещере спрятаны сокровища. Если в пещере нет эха И из пещеры дует холодный ветер, то на пещеру наложено заклятье холодного ветра. Если в пещере есть река И перед входом в пещеру растет плакучая ива, то в пещере живут гномы Из пещеры Коши дует только теплый ветер и перед входом растет плакучая ива. В пещере Лаплас нет эха и из нее постоянно дует холодный ветер. Достаточно ли информации, чтобы сделать правильный вывод о том, что в этих пещерах спрятаны сокровища? Если достаточно, то ответь, спрятаны или нет, а если недостаточно, то каких сведений не хватает? Пещера Спрятаны ли в пещере сокровища? Коши Лаплас

Слайд 17

Правила вывода Если на пещеру наложено заклятье холодного ветра ИЛИ в ней живут гномы, то в пещере спрятаны сокровища. Если в пещере нет эха И из пещеры дует холодный ветер, то на пещеру наложено заклятье холодного ветра. Если в пещере есть река И перед входом в пещеру растет плакучая ива, то в пещере живут гномы Вопрос Спрятаны ли в пещерах сокровища ? Сокровища спрятаны Заклятье холодного ветра Живут гномы Нет эха Дует холодный ветер Есть река Растет плакучая ива

Слайд 18

Правила вывода Из пещеры Коши дует только теплый ветер и перед входом растет плакучая ива. В пещере Лаплас нет эха и из нее постоянно дует холодный ветер . Сокровища спрятаны Заклятье холодного ветра Живут гномы Нет эха Дует холодный ветер Есть река Растет плакучая ива Исходная информация Пещера Спрятаны ли в пещере сокровища? Коши Лаплас Достаточно ли информации, чтобы сделать правильный вывод о том, что в этих пещерах спрятаны сокровища? Если достаточно, то ответь, спрятаны или нет, а если недостаточно, то каких сведений не хватает?

Слайд 19

Определение достаточности информации по трехуровневой схеме вывода: В заданиях присутствует набор правил вывода и исходная информация для 3 объектов , для которых надо сделать вывод В правилах вывода 8 исходных высказываний, 6 промежуточных и 1 итоговый вывод По исходной информации для одного объекта можно сделать итоговый вывод, а для второго - нет, так как не хватает информации, для третьего – нельзя прийти к выводу Характеристика задания Уровень сложности III (повышенный)

Слайд 20

Задание 3. Ответь на вопросы и запиши ответы с объяснениями в таблицу . Если дракон сильный И владеет магией, то он королевский. Если дракон старейшина ИЛИ огнедышащий, то он владеет магией. Если дракон большой ИЛИ быстрый, то он сильный. Если дракону больше 300 лет И он живет в пещере, то он большой. Если у дракона 2 хвоста ИЛИ размах крыльев больше 20 метров, то он быстрый. Если у дракона есть гребень на спине ИЛИ дракон желтый, то он огнедышащий. Если дракон говорит на 5 или более человеческих языках И у него золотые когти, то он старейшина Дракон Альдебаран синий с гребнем и двумя хвостами. Дракону Сириусу 350 лет, он зеленый, у него один хвост, а гребня нет. Размах его крыльев 14 метров. У него золотые когти. Дракону Арктуку 200 лет, у него 2 хвоста, но нет гребня. Он серый, знает 3 человеческих языка. Достаточно ли информации, чтобы сделать правильный вывод о том, эти драконы королевские? Если достаточно, то ответь, королевский дракон или нет, а если недостаточно, то каких сведений не хватает ? Дракон Королевский ли дракон Альдебаран Сириус Арктур

Слайд 21

Спасибо за внимание! Надеюсь, информация была полезной



Предварительный просмотр:

Логические приемы формирования понятий на уроках информатики

План выступления

  1. Логические основы формирования понятий являются универсальными знаниями на любых уроках.  Слайды  1-2
  2. Выделяют 5 основных логических приемов
  3. Учителя находят соответствие между понятиями и определениями
  4. Обсуждение при необходимости по слайдам 3-7
  5. Простые примеры
  6. Наибольшее затруднение у учащихся вызывает  СИНТЕЗ – умение собрать из кусочков единое целое – сделать верный вывод
  7. Решение задач учителями в роли учеников
  8. Рефлексия учителей


Предварительный просмотр:

Найди соответствие между понятиями и определениями

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  1. Сравнение

а.         Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое

  1. Абстрагирование

б.         Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

  1. Синтез

в.         Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

  1. Обобщение

г.         Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

  1.  Анализ

д.         Мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс.

Истина ИЛИ Истина => Истина

Истина ИЛИ Ложь => Истина

Ложь ИЛИ Истина => Истина

Ложь ИЛИ Ложь => Ложь

Истина И Истина => Истина

Истина И Ложь => Ложь

Ложь И Истина => Ложь

Ложь И Ложь => Ложь

Найди соответствие между понятиями и определениями

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  1. Сравнение

а.         Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое

  1. Абстрагирование

б.         Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

  1. Синтез

в.         Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

  1. Обобщение

г.         Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

  1.  Анализ

д.         Мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс.

Истина ИЛИ Истина => Истина

Истина ИЛИ Ложь => Истина

Ложь ИЛИ Истина => Истина

Ложь ИЛИ Ложь => Ложь

Истина И Истина => Истина

Истина И Ложь => Ложь

Ложь И Истина => Ложь

Ложь И Ложь => Ложь


Определение потребности в информации при построении логического заключения

В заданиях на определение достаточности информации для вывода описывается искусственная схема вывода (чтобы ученики нее дополняли ее имеющимися знаниями из этой области) и приводится исходная информация для нескольких объектов, в том числе неполная

Характеристика задания

Уровень сложности I (базовый)

Определение достаточности информации по одноуровневой схеме вывода:

  1. В заданиях присутствует  набор правил вывода и исходная информация для 2 или более объектов, для которых надо сделать вывод
  2. В правилах вывода 2 исходных высказывания и 1 итоговый вывод
  3. По исходной информации для одного объекта можно сделать итоговый вывод, а для другого нет, так как не хватает информации

Задание 1. Ответь на вопросы и запиши ответы с объяснениями в таблицу.

Если над лесом летают белые чайки ИЛИ вдоль тропинок растут белые ромашки, то в лесу живет белый единорог.

В Эринском лесу вдоль тропинок растут только синие колокольчики, а над Борским лесом летают белые чайки

  1. Достаточно ли информации, чтобы сделать правильный вывод о том, живут ли в этих лесах белые единороги?
  2. Если достаточно, то ответь, живут ли, а если недостаточно, то каких сведений не хватает?

Лес

Живет ли в лесу белый единорог?

Эринский

Борский

Задание 2. Ответь на вопросы и запиши ответы с объяснениями в таблицу

Если на пещеру наложено заклятье холодного ветра ИЛИ в ней живут гномы, то в пещере спрятаны сокровища.

Если в пещере нет эха И из пещеры дует холодный ветер, то на пещеру наложено заклятье холодного ветра. Если в пещере есть река И перед входом в пещеру растет плакучая ива, то в пещере живут гномы

Из пещеры Коши дует только теплый ветер и перед входом растет плакучая ива. В пещере Лаплас нет эха и из нее постоянно дует холодный ветер.

  • Достаточно ли информации, чтобы сделать правильный вывод о том, что в этих пещерах спрятаны сокровища?
  • Если достаточно, то ответь, спрятаны или нет, а если недостаточно, то каких сведений не хватает?

Пещера

Спрятаны ли в пещере сокровища?

Коши

 

Лаплас

 

Задание 3. Ответь на вопросы и запиши ответы с объяснениями в таблицу

Если дракон сильный И владеет магией, то он королевский.

Если дракон старейшина ИЛИ огнедышащий, то он владеет магией.

Если дракон большой ИЛИ быстрый, то он сильный.

Если дракону больше 300 лет И он  живет в пещере, то он большой.

Если у дракона 2 хвоста ИЛИ размах крыльев больше 20 метров, то он быстрый.

Если у дракона есть гребень на спине ИЛИ дракон желтый, то он огнедышащий.

Если дракон говорит на 5 или более человеческих языках И у него золотые когти, то он старейшина

Дракон Альдебаран синий с гребнем и двумя хвостами.

Дракону Сириусу 350 лет,  он зеленый, у него один хвост, а гребня нет. Размах  его крыльев 14 метров. У него золотые когти.

Дракону Арктуку 200 лет, у него 2 хвоста, но нет гребня. Он серый, знает 3 человеческих языка.

  • Достаточно ли информации, чтобы сделать правильный вывод о том, эти драконы королевские?
  • Если достаточно, то ответь, королевский дракон или нет, а если недостаточно, то каких сведений не хватает?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»

В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...

Формирование математических способностей учащихся через развитие логического мышления.

Данный материал вызыает интерес у учащихся, развивает мышление и дети с удовольствием сами гнаходят задачи интересного содержания....

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

«Приемы формирования познавательных универсальных логических действий на этапе усвоения определений»

Приёмы формирования познавательных универсальных логических действий на этапе усвоения определений...

Развитие логического мышления учащихся при формировании геологических знаний в школьной географии

Развитие логического мышленияучащихся  при формировании геологических знаний в школьной географии...