Обучение фонетике и произносительным навыкам учащихся при изучении английского языка в начальном звене
методическая разработка на тему

Анастасия Владимировна Гелюс

Овладение иностранным языком необходимо начинать с изучения  фонетической  системы  данного  языка.  Правильное произнесение звуков   обуславливает  верную  передачу  мысли,  с  одной  стороны,  и  правильное  понимание  речи  с  другой.  Каждый  язык  обладает  особым, специфическим  набором  укладов  и  движений  органов  речи,  а  также  особым  режимом  дыхания  и  голосового  напряжения,  что  позволяет  говорить  об  артикуляционной  базе  языка  (articulatory  basis  of  the  language). Данные методические рекомендации представляют решения основных  задач обучения  фонетики  на  начальном  этапе изучения английского языка и  обучению:1. правильному произнесению звуков; 2. интонации;  3. изучению знаков транскрипции. В данном исследовании и предлагаются мною методические  приёмы для  фонетической  отработки английских  звуков,  примеры  заданий и указания  по выполнению  работ, что вполне возможно использовать учителям английского языка, работающим в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫМ

НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ»

Определение слова «фонетика» как науки о звуке заложено в самом названии, образованном от греческого слова «звук».

ФОНЕТИКА – одна из областей лингвистики, предметом которой является  изучение  звучащей  речи.  В  потоке речи звуки  взаимодействуют, меняют  свою  окраску  и  характер  звучания.  Эти явления также изучаются  фонетикой.

Овладение иностранным языком необходимо начинать с изучения  фонетической  системы  данного  языка.  Правильное произнесение звуков   обуславливает  верную  передачу  мысли,  с  одной  стороны,  и  правильное  понимание  речи  с  другой.  Этому способствует сопоставление звуков родного  и  иностранного  языка.  Например, в  русском  языке  отсутствует  такая  характеристика  звуков,  как  долгота  и  краткость, и  поэтому  долгое  или  краткое  произнесение  звука  не  обладает  смыслоразличительной  функцией  в  русском  языке.  Другой  пример  -  произнесение  звонких  согласных  в  конце  слов.  В  русском  происходит  оглушение  и  слова  «кот»  и  «код»  звучат  одинаково  - [кот].  В  английском  языке  конечные  фонемы  имеют  смыслоразличительную функцию  в  словах  cot [kɔt] и cod [kɔd]  - «детская  кроватка»  и  «треска».  Нарушение нормы произношения может приводить к  полному  искажению  смысла.

                Звуки  производятся  в  результате  работы  органов  речи,  находящихся  в  определенных  положениях. Положения и движения органов речи  при  произнесении  определенных  звуков  называются  их  артикуляциями (articulations), изменение  тона  голоса  -  интонацией  (intonation).  Запись  с  помощью  системы  знаков  звукового  обозначения  называется  транскрипцией  (transcription).  Транскрипционная запись обычно  помещается  в  квадратные  скобки.

                Каждый  язык  обладает  особым, специфическим  набором  укладов  и  движений  органов  речи,  а  также  особым  режимом  дыхания  и  голосового  напряжения,  что  позволяет  говорить  об  артикуляционной  базе  языка  (articulatory  basis  of  the  language).

Основные  задачи обучения  фонетики  на  начальном  этапе должны  основываться  на  обучение:

1.        правильному произнесению звуков;

2.        интонации;

3.        изучению знаков транскрипции.

На  протяжении  всего  курса  обучения смыслоразличительной  функцией  в  начальной  школе  учителю  следует  самым  внимательным  образом  следить  за  произношением  учащихся,  обеспечивать  каждому  ученику  достаточно  большую  тренировку. Для того чтобы обучить учащихся хорошему произношению  на  английском  языке, необходимо  с  первых  уроков  и  на  протяжении  всего  курса  начального  этапа  держать  его  в  центре  внимания  и  обеспечивать  каждому  достаточно  большую  тренировку  в  произнесении  усваиваемого  материала,  используя  с  этой  целью  хоровую  и  индивидуальную  формы  организации  работы  учащихся.   Очень  важно,  чтобы  хоровая  работа  не  носила  формального  характера.  Во  время  произнесения  хором учителю  нужно  выработать  у  себя  умение  слышать  учеников,  как  дирижеру  в  оркестре  следить  за  исполнением  партии  каждым  инструментом.  При  проведении  тренировки  необходимо, чтобы  каждый  ученик  принял  в  ней  участие  и был  активным  в  проведении  этой  коллективной  формы  деятельности по выработке  произносительных  навыков  на  английском  языке. Только  хоровой  работы  недостаточно.  Необходимо перемежать её с индивидуальной  формой  проговаривания.  В целях  создания благоприятного  климата  на  уроке  следует  первыми  вызывать  тех, у  кого  это  хорошо  получается, с  тем,  чтобы  более  слабые  учащиеся  имели  возможность  ещё  раз  услышать  образец.

Наряду с тщательной отработкой нового   материала   следует  предусматривать  на  каждом  уроке  специальную  фонетическую  зарядку,  выполнение  которой  может  протекать  в  указанных  выше  формах.  Материалом этой зарядки  может  быть  звук,  слово,  словосочетание,  предложение  и  даже  целые  рифмовки.  Фонетическую  зарядку  можно  проводить  с  голоса  учителя,  а  лучше  при  помощи  звукозаписи.

В  задачу  учителя  на начальном  этапе  изучения  детьми  английского  языка  входит  обучение  их  работе  со  звукозаписью. Нужно   научить  учащихся  слушать,  слышать  и  точно  имитировать  услышанное.  В  этом  случае  у  учащихся вырабатываются  навыки  работы  со  звукозаписью,  положительное,  серьёзное  отношение  к  этому  обучающему  средству,  а  у  учителя  появляется  возможность  индивидуализировать  процесс  постановки  произношения. Звуковые  домашние  задания  позволяют  с  первых  уроков  ориентировать  детей, а  также  их  родителей,  на  систематическую  профилактику  со  звукозаписью,  когда  учащиеся  сами  или  по указанию  учителя  прослушивают  и  повторяют  за  диктором некоторые  из  прошлых  заданий.

Как бы  мы  не  старались  научить  учащихся  правильному  произношению  на  английском  языке, всё – таки они  будут  допускать  ошибки.  Исправление  ошибки  учителем  всегда  должно  носить  обучающий  характер.  Учителю  нужно  понимать  природу  ошибки  и  в  зависимости  от  её  характера  выбирать  экономный  и  действенный  приём  исправления. Например,   если  во  фразе  My  father  is  a  worker  учащийся  вместо  [ə:]  произносит  [ ɔ:] ,  то  это  меняет  смысл  фразы.  Такую   ошибку  непременно  нужно  исправлять  путём  повторного  объяснения  и  показа  артикуляции  звука.  Если  ребёнок  во  фразе  The  tiger  eats  meat в  слове  eats  произносит  краткое  [ I ] вместо  долгого  [ i:],  то  фраза  становится  бессмысленной.  Необходимо  отработать  долготу  гласного. Или  учащийся произносит  [did] с  русским  [и].  Достаточно  ребёнку  правильно  произнести  [d]  c  кончиком  языка  на  альвеолах,  чтобы  избежать  этой  ошибки.

Итак, если   учитель  обладает  хорошим  произношением  на  английском  языке,  широко  использует  звукозапись  на  уроке  и  учит  детей  работать  с  ней  дома  или  в  кабинете  после  уроков,  тем  самым  формируя  у  них  фонематический  слух,  самоконтроль  и  самокоррекцию,  то  это  обеспечивает  учащимся  вполне  приличное  аппроксимированное  произношение,  то  есть  такое  произношение,  которое  необходимо,  чтобы  акт  коммуникации  состоялся.  Хорошо   отработанная  произносительная  сторона  высказываний  учащихся  во  время  тренировки  готовит  их  к  осуществлению  говорения  как  вида  речевой  деятельности  при  применении.

Таким   образом,  работа  над  произношением  должна  строится  исходя  из  особенностей  английских  звуков  с  учётом  русского  языка.  Все  английские звуки  условно  можно  разделить  на  три  группы.  

Первая  группа  - звуки,  идентичные  в  английском  и  русском  языках,  например  [m, b, s,  z, k,  g ].  Они  не  требуют  специального  обучения.   Учащиеся  овладевают  ими  путём  переноса.

Вторая  группа – звуки,  отличающиеся  от  аналогичных  в  русском  языке. Они  требуют  коррекции,  например  [ t, d, n, l, e].   Учащимся  следует  показать, чем  они  отличаются  и  как  их  нужно  произносить.  

Третья  группа  звуков  требует  от  учителя  самого  пристального  внимания.  При  работе  над  звуками  этой  группы,  такими,  как [ w, h, r, ou,  ɵ,   ð,  ɛə,   uə, h, j],  необходимо  объяснить  артикуляцию  и  добиться   хорошего  осознанного  произнесения  их  учащимися  как  изолированно,  так  и  в  словах,  словосочетаниях,  предложениях.

Большую  помощь  при  работе  над  звуками  играет  показ.  Так,  например,  обучая  звуку  [ ɵ ],  можно  использовать  собственные  ладони,  как  бы  открывая  их.  Межзубные  звуки  хорошо  показать  на  кукле,  которую  легко  сделать  из  бумаги ( нарисовать  мордашку,  прорезать  щель  для  рта  и  просунуть  «язык»).

   

Методические  приёмы для  фонетической  отработки

английских  звуков

(Возможные  приёмы.        Примеры  заданий.

Указания  по выполнению  работ.)

1.Осознанная  имитация на  основе  объяснения  учащимся  артикуляции  звуков        Произнесите  [ɵ],  поставив кончик  языка  между  зубами . Приём  используется  при  ознакомлении  со  звуками,  артикуляцию  которых  можно  и  нужно  объяснить  детям.  Например, [w, ɵ, r].

2.Имитация,   основанная  на  осознании  различий  в  произнесении  звуков: внутри  английского  языка  и  в  сопоставлении  с  русским  языком.

Произнесите   пару   звуков [ e--    ]. Сравните   русское [Т]   и  английское [t]. Приём  используется  в  тех  случаях,  когда  можно  «оттолкнуться»  от  уже  известного  учащимся  английского  звука  или  когда  звуки в  русском  и  английском  языках  хотя  и  близки,  но различаются  по  артикуляции.

3.Простая имитация.        Произнесите звук [ f ] и затем  слово  five [ faiv ]. Приём  используется  при  работе  над  звуками  [b, v, k, g, s, z ] и др.

4. Дифференциация   звуков  на  слух. Прослушайте   звуки  и  поднимите  руку  тогда,  когда  услышите  отрабатываемый  звук.        Учитель произносит звуки,    например: [ I, i:, e, u, u: ]. При   звуке  [ i ]  дети  должны   поднять  руку.

5.Произнесение   звуков,  звукосочетаний, слов,  словосочетаний,  связного  текста  типа  рифмовки  за  учителем.        Повторите за мной.        Следует использовать  хоровую  и  индивидуальную  формы  работы  учащихся в  выработке  произносительных  навыков.  Индивидуальная  работа  ведётся  в  последовательности:  сильный  -  средний  -  слабый  ученик.

6.  Произнесение  за  диктором.        Слушайте   и   повторяйте.        Следует использовать   хоровую  и  индивидуальную  формы  работы  учащихся в  выработке  произносительных  навыков.  Индивидуальная   работа   ведётся  в  последовательности:  сильный  -  средний  -  слабый  ученик.

7.  Чтение  букв, буквосочетаний, слов,  словосочетаний, предложений, текста  по  образцу. Прочитайте  за  мной  буквы  p, d, l, m. Прочитайте  за  мной  буквосочетания:  ck, sh,  th,  ch, ng.        Слова   сгруппированы  по  определённому  правилу  чтения.  Предвидя   трудности  в  чтении  предложений  и  текста  в  целом,  следует  снять  их  путём  выделения  трудных  мест и  хоровой  и  индивидуальной их  отработки  до  прослушивания  образцового  чтения  диктора.

8. Использование  при  чтении  транскрипции.         Посмотрите на букву, произнесите  звук,  который  она  передаёт,  на  основе  знака,  стоящего  в  квадратных  скобках. Прочитайте  слово  по  транскрипции. Частичная  транскрипция  даётся  с  первых  уроков обучения  чтению.

Полная транскрипция даётся в сносках и в словаре.

   

Список  использованной  литературы

1.        Верещагина И. Н., Притыкина Т. А.  Книга  для  учителя  к  учебнику  английского  языка  для  II класса  школ  с  углублённым  изучением  английского  языка. – М.: Просвещение, 1995.

2.        Меркулова Е. М.  Английский  язык  для  студентов  университетов.  Введение  в  курс  фонетики. -  СПб.: Издательство  Союз, 2000.

3.        Рогова Г. В., Верещагина И. Н.  Методика  обучения  английскому  языку на  начальном  этапе  в  общеобразовательных  учреждениях: Пособие для  учителей  и  студентов  пед.  вузов. – М.  Просвещение,  1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

Приемы формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

В статье содержится обзор приемов формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе....

Сборник упражнений для формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка

Разработанный сборник предназначен для обучающихся третьего класса и включает в себя упражнения на активное слушание и осознанное воспроизведение для формирования слухопроизносительных навыков на урок...

Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».

Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...