Чтение без понимания.
методическая разработка на тему

Землянко Наталья Викторовна

Чтение без понимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_bez_ponimaniya.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

   Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста. 



Чтение без понимания.


    Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.

    Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.
Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.

Традиционные упражнения на понимание текста:

  • найти в незнакомые слова и узнать их значение;
  • озаглавить текст, разделить его на абзацы;
  • составить план;
  • выделить основную мысль и тему текста;
  • найти в тексте описание природы или героя;
  • ответить на вопросы по тексту.
    Есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом имеют  хороший  эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.

    Упражнения для работы со словом и предложением:


На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды. 


Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими способами:

  • Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
  • Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
  • Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.
  • Соединение начала и конца предложения.
  • Распространение предложений.
  • Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых "несуразиц".
  • Составление рассказа или предложения по ключевым словам.

    Упражнения на понимание и осмысление всего текста:
  •  Восстановление логической последовательности текста (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).
  • Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).
  • Определение содержания текста по иллюстрациям.
  • Подбор иллюстрации к тексту.
  • Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события в этом случае).
  • Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  • Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).
  • Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.
  • Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").
  •  Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.
  • Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).


Что дают ученикам такие упражнения?
В результате систематического использования подобных упражнений на уроках ученики могут научиться:

  • воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
  • находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
  • с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
  • видеть текстовые "сигналы" — ключевые слова, образы;
  • читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
  • осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
  • размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
  • при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке

данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.

С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...

Чтение на понимание Немецкий язык

Чтение на понимание , тестовая работа для 8-9 классов...

Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе

Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...

контроль чтения с пониманием основного содержания

Данный текст используется для контроля понимания основного содержания прочитанного для учащихся 9 класса....

Стратегии чтения и понимания текста. ЕГЭ.Английский язык.

Стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ по английскому языку....