Проектная деятельность в ДОУ
консультация на тему

Беркович Анна Олеговна

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berkovich_a.o._proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Беркович Анна Олеговна

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад 209».

Проектная деятельность в ДОУ.

" Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить,

 а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить”.

                                                                Роджер Левин

Проектная деятельность в дошкольном учреждении – это одно из перспективных направлений организации образовательной деятельности, способствующее формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции у детей дошкольного возраста. Проектная деятельность помогает активизировать  познавательную деятельность детей в освоении окружающей действительности и всестороннем ее изучении, развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память, речь, мыслительные операции, помогает увидеть изучаемую проблему с разных сторон.

 Проектная деятельность предполагает применение метода проектов, целью которого является создание проекта по изучаемой или исследуемой проблеме.  Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически  и творчески мыслить. Метод проектов предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Проект, как итог применения метода проектов – это самостоятельная или коллективная творческая работа (завершенная работа), имеющая социально значимый результат. Другими словами, это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Что же дает проектная деятельность участникам образовательного процесса? 

  •  В группе  ДОУ создается благоприятная атмосфера для обучения.
  • Проект интегрирует различные аспекты знаний и действий.
  • Создается сообщество детей, воспитателей и родителей.
  • Проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности.
  • У детей появляется стимул для работы и познания, они учатся ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственными партнёрами.

Проектная деятельность в ДОУ имеет свою структуру, которая включает в себя содержание, функции и результат. Содержание проектной деятельности предполагает наличие замысла, плана проекта, его подготовку и проведение, оформление и проверку результатов. Функции могут быть: познавательная, рефлексивная, развивающая, воспитывающая. Результатами проектной деятельности являются, например: расширение и углубление предметных знаний, умение выдвигать и обосновывать гипотезы, умение выполнять эксперимент, умение представлять результаты и т.п.  Проектная деятельность в ДОУ включает в себя такие виды, как исследовательская (предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания); творческая (создается новый творческий продукт); нормативная (дети вырабатывают нормы и правила поведения в детском коллективе).

        В проектной деятельности ДОУ педагог выступает, как организатор детской продуктивной деятельности, консультант, эксперт, информатор. Педагог - это основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей, а также  родителей в решении проблемы. Кроме того, он выступает партнером детей и помощником в их саморазвитии

Педагог определяет этапы  выполнения проекта, продумывает содержание деятельности, подбирает практический материал. Учет  интересов детей, организация их деятельности без принуждения, доступная для понимания проблемная ситуация в проекте, предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы, ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с детьми творчества, соблюдение принципа последовательности в работе над проектом, совместное с педагогом достижение цели -  являются одними из важнейших условий успешной реализации проекта.

Проект в образовательной деятельности предполагает наличие пяти «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация, которые объединяются в портфолио проекта. Проекты классифицируются по составу групп участников проекта (индивидуальные, групповые, подгрупповые) и по срокам реализации (краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные).

Для того чтобы разработать проект, педагогу необходимо определить цель проекта, основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, определить состав участников проекта, составить план-схему (с указанием сроков и результатов), подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.), реализовать проект, представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка и др.), проанализировать результат.

На первом этапе реализации проекта педагог формулирует проблему (цель), определяет продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию,  формулирует задачу. Деятельность детей на первом этапе предполагает вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие и дополнение задач проекта. На втором этапе педагог помогает в решении задачи, планировании  и организации  деятельности. Дети на втором этапе объединяются в рабочие группы, распределяют роли или обязанности. На третьем этапе педагог оказывает практическую помощь,
направляет и контролирует осуществление проекта. У детей на третьем этапе формируются
  специфические знания, умения и  навыки, соответствующие задачам проекта. На четвертом этапе педагог готовит и представляет презентацию проекта, а дети готовят к презентации или представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить и о трех этапах в развитии проектной деятельности детей дошкольного возраста: 

I этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На данном этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, так как в этом возрасте  существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.  II этап -  развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок  реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

III этап -  творческий. Он характерен для детей 6–7лет. Педагогу на этом этапе важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Организация проектной деятельности в образовательном процессе несет в себе ряд значительных преимуществ, как для педагогов ДОУ, так и для воспитанников. Преимущества для педагогов: повышение профессионального уровня, формирование системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и педагогом, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), создание продукта, который можно предъявить социуму, что способствует успешному позиционированию образовательного учреждения. Преимущества для воспитанников: увеличивается интерес к обучению, возникает понимание того, как содержание одной исследуемой темы связано с другими темами и направлениями деятельности, достигается более глубокое и осознанное накопление умений и навыков необходимых для следующей ступени образования. Проектная деятельность способствует формированию у дошкольников целостного образа предмета, явления или события, помогает в решении образовательных задач в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся работать  самостоятельно,  в паре, и в партнерстве со взрослыми. Проектная деятельность реализует права детей на самостоятельный выбор учебных действий. В рамках проекта дети сами принимают решение о том, что именно они будут делать, в каком объеме и в какой последовательности. Работая в рамках проекта, каждый ребенок выполняет часть общей работы и получает индивидуальный образовательный результат, который можно предъявить родителям.

         Таким образом, проектная деятельность в ДОУ - это инновационное и перспективное направление организации  педагогической деятельности, которое занимает достойное место в системе дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность  способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов, личностному развитию воспитанников и обеспечивает качественные результаты дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...