Мастер-класс "Создание проблемной ситуации в технологии ПО"
консультация по теме

Черных Алена Юрьевна

Как пробудить у ребенка желание учиться? Какие средства помогают формировать личностный смысл учения? На эти актуальные вопросы, волнующие современных педагогов, можно найти ответ, погрузившись в освоение инновационных технологий. Проблемное обучение даёт возможность выстраивать уроки в соответствии с законами мыслительной деятельности. Материал данного мастер-класса, надеюсь, поможет учителям актуализировать  отличительные особенности названной технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Создание проблемной ситуации в технологии проблемного обучения»

Цель: практическое освоение  участниками мастер-класса опыта создания проблемной ситуации на уроках русского  языка

Задачи:

  1. актуализировать знания по проблемному обучению (далее ПО),
  2. охарактеризовать отличительные особенности технологии ПО, показать результативность ее применения на уроках русского языка;
  3.  раскрыть  продуктивные способы и приемы постановки проблемы;
  4. провести фрагмент занятия в данной технологии со слушателями;
  5. организовать самостоятельную работу участников мастер-класса по созданию проблемной ситуации по обозначенной теме;
  6. провести дискуссию и рефлексию по результатам совместной деятельности.

I. Мотивационный этап.

Добрый день, уважаемые участники мастер-класса! Представим себе ситуацию: урок русского языка в 5 классе. Тема «Буквы А, О в корне гар, гор».  У нас есть возможность заглянуть в параллельные 5А и 5 Б.

Итак, урок в 5А:

1 ученик у доски, остальные в тетрадях пишут под диктовку учителя:

Гореть, загорать, угореть, загар.

Представим, что ученик у доски ошибся и написал загАрать, т.к. проверил словом «загар», а у детей в классе другие варианты. Возникает ситуация, когда учащиеся осознают недостаточность знаний для решения учебной задачи и выдвигают версии относительно правописания буквы в корне.

Урок в 5 Б классе:

Та же ситуация, но после ошибки учащегося учитель объясняет, что он написал слово неправильно, и рассказывает правило написания гласных А, О в корне.

Вопрос: как вы думаете, в каком случае у обучающихся возникнет потребность в учении?

II Актуализация знаний

Мир постоянно развивается, возникают новые технологии, на человека направляется колоссальный поток информации. Как в нем не потеряться? Как стать успешным в обществе?

Современному педагогу для того чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг (а пока мы используем этот термин!),  необходимо владеть передовыми образовательными технологиями. Но это второстепенно. Первостепенной задачей является формирование гармонически развитой личности.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, благодаря которым возможно эффективно и результативно организовать деятельность учеников. Какие технологии, виды обучения отвечают запросам современной школы, способствуют развитию всех групп общеучебных умений? На мой взгляд, именно проблемно-диалогическое  обучение способно обеспечить развитие школьников, формирование их общих учебных умений. Это и организационные умения – планировать свою деятельность; и интеллектуальные умения – результативно мыслить и работать с информацией в современном мире; и оценочные умения – самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор; и коммуникативные умения – общаться, взаимодействовать с людьми.

В процессе проблемно-диалогического обучения, если оно выстроено правильно, обучающийся проходит все звенья научного творчества:

  • постановка проблемы,
  • поиск решения,
  • выражение решения,
  • реализация продукта

А это значит, что проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.  Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

• побуждающий от проблемной ситуации диалог;

• подводящий к теме диалог;

• сообщение темы с мотивирующим приемом.

 Побуждающий от проблемной ситуации диалог

 Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

  1. Давайте на примере рассмотрим, как подвести учеников  к осознанию  проблемы на уроке русского языка.

         Фрагмент урока «Причастный оборот»

III. Проведение  фрагмента занятия

Давайте на примере рассмотрим, как подвести учеников  к осознанию  проблемы на уроке русского языка, а значит, повысить мотивацию к обучению.

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети. Мне очень приятно вас видеть. Скажите, пожалуйста, как можно выразить чувство  радости при встрече с хорошими людьми? (Может, для этого нужно сделать какой-нибудь подарок?)

Учитель: А какой подарок преподносят чаще всего?( Наверное, цветы)

Учитель: Конечно, и я тоже хочу вам подарить  вот этот цветок. Слайд№1

Учитель: Это необычный цветок. Почему? (Потому что у него на лепестках слова).

Учитель: Предположите, какое задание вам предстоит выполнить? (Нам нужно построить из слов   предложение).

Учитель: Хорошо. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

  • Запишите построенное вами предложение в тетрадь.
  • Прочитайте, что у вас получилось. Ученики читают свои варианты предложения.

На экран выводится материал  для проверки Слайд №2

Выглянувшее солнце осветило лесную поляну.

Учитель: Есть ли в данном предложении  слова, связанные с темами предыдущих уроков.

(В нем есть причастие «выглянувшее»).

Учитель: Вспомните, что такое причастие. ( учитель с помощью магнитов размещает на доске   ключевое слово ПРИЧАСТИЕ) Слайд №3 (с цветком из  5 лепестков)

Учитель: Ребята посмотрите, какой чудесный цветик-семицветик! Он помог нам повторить темы предыдущих уроков. (Почему «Семицветик»? Там же 5 лепестков!)

Учитель: Значит, где-то еще 2 лепестка потерялись.

(учитель выводит на экран цветок с 7 лепестками, 2 из которых якобы «потерялись» во время просмотра) Слайд №4 (из-за, туч)

Учитель: Можно ли включить эти слова в наше предложение? (Да, можно).

Учитель: Составим  предложение устно.  (учитель  оформляет  предложение на  подготовленных листах на доске)

Учитель: У нас получилась другая синтаксическая единица? (Нет. У нас получилось предложение).

Учитель: А из  чего состоит предложение? (или: из каких синтаксических единиц состоит предложение?) (Предложение состоит из словосочетаний).

Учитель: Что такое словосочетание? (или какие части выделяются в словосочетании?) (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

(учитель размещает ключевые слова на доске с помощью магнитов)

Главное слово               Зависимое слово

Учитель: Выпишите из данного предложения словосочетание с причастием.

Учитель: Ребята. Как вы думаете, почему у вас получились разные варианты? Причастие одно в предложении, почему словосочетаний несколько?(предположения)

Учитель: Какая модель словосочетаний вам знакома?

2. Постановка цели урока

Учитель: Объясните особенности данных словосочетаний.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какой у вас возникает вопрос.

(мы не знаем, какие особенности у словосочетаний с главным словом причастием)

Учитель: Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

(  Речь на уроке пойдет о словосочетаниях с главным словом причастием).

Учитель: Что должны выяснить сегодня на уроке? (цель)

(Мы должны выяснить особенность таких словосочетаний).

Учитель: Какую работу нужно провести, чтобы выяснить особенности?

Ученики предполагают: возможны такие ответы: необходимо выяснить, какие отношения между причастием и существительным в таких словосочетаниях, какова  их синтаксическая роль,   сделать выводы, сверить с учебником и поработать с языковым материалом для закрепления.

Учитель: Можем ли мы сформулировать и записать тему прямо сейчас? (Нет, мы не знаем, как называются такие словосочетания).

Уважаемые участники! Выскажите, пожалуйста,  своё мнение по поводу эффективности использованных приемов.

(ответы)

IV. Усвоение знаний (опыт работы по созданию проблемной ситуации на уроках)

Уважаемые участники! Давайте попробуем смоделировать  проблемную ситуацию на уроке изучения нового материала (открытия  новых знаний) по теме  «Выделение причастного оборота на письме»

Работа по моделированию проблемной ситуации (тема задается ведущим мастер-класса)

V. Демонстрация «учебных продуктов» c последующим  обсуждением.

VI. Рефлексия

Уважаемые коллеги! Технологию проблемного обучения я начала осваивать с 2008 года. Считаю её наиболее продуктивной для развития  мыслительных способностей обучающихся, формирования  метапредметных результатов.

В процессе многолетней работы я поняла, что именно  проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении. От того, насколько удалось активизировать мыслительную деятельность учащихся, пробудить их интерес, зависит эффективность обучения, а значит, и результативность всего образовательного процесса. В процессе применения ПО происходит следующее:

- усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;

- развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;

- формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;

- создание условий для всестороннего развития личности.

Специальными  функциями проблемного обучения являются:

- формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;

- формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;

- накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практических проблем и задачи художественного отображения действительности;

- формирование мотивов, потребностей учения, т.е. создание таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных.

 Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности.

Чтобы проблемное обучение было эффективным, учитель должен реализовать следующие ключевые условия:

- интерес учащихся к содержанию проблемы;

- посильность решения проблемы для учеников данного возраста и уровня подготовленности;

- значимость для ученика информации, получаемой при решении проблемы;

- диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных учащимися.

  Системное использование в педагогической практике ПО позволяет достигать отличных результатов. Так, за последние 5 лет в классах, где я преподаю русский язык в технологии ПО, наблюдается позитивная динамика учебных достижений и внеурочной деятельности обучающихся. Дети демонстрируют положительные  результаты во время государственной итоговой аттестации, (в 2012-2013 учебном году обучающиеся 11 А класса на ЕГЭ показали средний балл – 69). Участвуя в различных творческих и предметных конкурсах, обучающиеся также демонстрируют высокие результаты (за последнее время увеличилось количество призеров и победителей интеллектуальных испытаний всех уровней).  

Итак, сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной деятельности обучающихся с усвоением новых знаний.

 И в завершении я предлагаю вам сформулировать вопросы, которые остались после нашего занятия.

(формулировка вопросов: приём «Чистая доска»)

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода разрешения проблемных ситуаций на уроках технологии"

В данной статье предлагается познакомиться с опытом использования на уроках технологии метода решения проблемных ситуаций. Материал будет интересе и всем тем кто собирается заниматься проектной ...

Конспект"Урок алгебры в 8 классе с использованием технологии « проблемной ситуации»."

Урок с постановкой проблемной ситуации по теме:" Арифметический квадратный корень".Для 8 класса....

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Статья "Развитие финансовой грамотности посредством реализации игровых технологий и решения проблемных ситуаций"

Основной потребностью современной школы является воспитание человека с развитым экономическим мышлением, готовым к жизни в условиях рыночной экономики. Если раньше экономические проблемы искусственно ...