Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    "Способы выдачи домашних заданий". Выступление на семинаре.

    Матвеева Вера Владимировна

    Как живется молодому учителю в современной школе?

    Как найти общий язык с новым коллективом, как наладить общение с детьми, как научиться грамотно и правильно изъяснять свои мысли, как заинтересовать учеников своим предметом? Если Вы собираетесь связать свою жизнь со школой на ближайшие 10-30 лет, все равно придется искать ответы на эти вопросы. Материалы моего выступления на семинаре могут стать для кого-то теми тремя китами, на которых зиждется учительская судьба: опыт, креативность, любовь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_2017.docx47.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     гимназия г. Гурьевска

    Логотип гимназии

    Окружной семинар

     

    «Вовлечение в обучение: как быть интересным учителем»

    Советы «бывалых»

     Учитель высшей категории

    Матвеева Вера Владимировна

    Способы выдачи домашних заданий

    Можно выделить много видов домашних заданий (Д/З), исходя из определенных признаков. Будем опираться на теоретические основы и на мой практический многолетний педагогический опыт. Я не люблю начинать урок с опозданием, но не хочу и после уроков детей задерживать, поэтому практически всегда я даю Д/З в самом начале урока, причем до 9 класса включительно с записью на доске, даже несмотря на возможности электронного журнала.

    Итак, рассмотрим домашние задания.

    По способу выполнения: 1) устные, 2) письменные, 3) предметно-практические задания. Мы знаем, что есть задания, которые выполняются преимущественно устно (выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явление природы). Я заранее четко оговариваю с учениками на первых уроках, например, как сделать и оформить домашний опыт по физике, письменное печатное Д/З по естествознанию, сделать кроссворд, показав чистый так называемый его «скелет» и версию с ответами, вопросы к нему. В 5 – ых классах при изучении естествознания мы пользуемся электронной версией достаточно сложного учебника, я очень часто раздаю ученикам миниатюрные распечатки домашних опытов, вопросов для закрепления, так как пятиклассникам еще сложно уловить особенности Д/З.      

    В зависимости от методической цели, поставленной учителем: 1) задания на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами), 2) на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение), 3) на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала), 4) применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов). Конечно, имея, например, 2 урока физики в неделю в 8 классе и 30 - 32 ученика в одном классе, невозможно проверить Д/З у всех, но я при изучении ключевых тем прохожу обязательно по классу, просматриваю, допустим, наличие важного графика, таблицы, образца решения задачи, конспекта, а не написавшие ученики знают, что при отсутствии нужного задания я не поставлю отметку «2» сразу, они сами вписываются в так называемый «черный» список, получают конкретное время на ликвидацию долга и как правило задание делают и мне напоминают о нем, так как это спасает их от бесполезной двойки.  

    Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик: 1) исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения), 2) творческие (написание сочинений, стихотворений, проведение экспериментов, создание моделей, макетов, рисунков). Оба вида заданий играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении и закреплении знаний учащимися, но я особое внимание уделяю творческим заданиям. Не секрет, что физику, например, жалуют далеко не все ученики и я давно сделала вывод: если слабо успевает ученик, надо найти такой способ именно творческого Д/З, чтобы он смог себя раскрыть, подняться на ступеньку выше, отличиться в чем – то от других. В этом очень помогают изготовление моделей (например, фонтана, молекулы воды, шара Паскаля, вулкана, созвездия), создание тематических рисунков, причем с дальнейшей их выставкой, сочинение кроссвордов, собственных стихотворений (приветствуется и помощь родителей с обязательной на это ссылкой). В этом направлении, конечно, положительную роль играют проекты, над которыми я с удовольствием работаю вместе и с младшими школьниками, и со старшеклассниками в течении многих лет. Здесь творчество детей может быть неограниченным и часто восхищающим меня, получающим высокую оценку и на уровне гимназическом, и на уровне региональном, Российском.  

    Задания могут быть: 1) обязательными для всех школьников, 2) выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации). Вновь хочу повториться, если ученик не выполнил обязательное Д/З (традиционное или творческое), я никогда не ставлю сразу отметку «2», она бессмысленная, задание не будет выполнено, я набираюсь терпения, продлеваю срок до разумных пределов, четко его оговариваю, снижая, конечно, отметку вначале на один балл, затем до «3», сейчас возможно обращение через электронный журнал к родителям, классному руководителю, стараюсь добиться выполнения задания хотя бы на удовлетворительную отметку. Конечно, не всегда все так гладко проходит, но мои ученики знают: я даю им шанс на улучшение своей самооценки.    

    По степени индивидуализации задания: 1) общие, 2) дифференцированные (индивидуализированные), 3) индивидуальные. Основное назначение дифференцированных заданий - обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задания подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания. Мы знаем о разных уровнях самостоятельных и контрольных работ: начальный, средний, достаточный, высокий. Мои ученики всегда могут сами выбрать любой уровень для проверки знаний, знают по каким источникам готовиться, могут в конкретные дни во внеурочное время в кабинете готовиться к проверке знаний и даже решить на отметку дополнительные задания более высокого для них уровня. Я практикую так называемое отсроченное Д/З перед самостоятельными и контрольными работами, то есть сообщаю заранее задолго дату работы, четко сообщаю блоки задач разного уровня из конкретных задачников, приглашаю желающих решать задачи в кабинет физики, например, для восьмиклассников их днем внеурочных занятий является четверг. В старших классах гуманитарного профиля, изучающих естествознание, такое отсроченное Д/З практикуется перед конференциями и семинарами. Причем в этих классах в начале года происходит деление на группы с выбором руководителя, который отвечает за подготовку группы к конференциям, семинарам, отслеживает периодичность выступления, решает какие – то спорные вопросы, так как группа должна подготовить презентацию, тезисы выступления, доклад.

    По содержанию и основной функции, которую выполняют задания в процессе обучения:

    • Подготовительные задания к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

    Это осмысление сообщенных новых знаний учителем. Задания можно дать в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, сделать рисунки и кроссворды на определенную тему, подготовиться к ответам на вопросы,  собрать факты, провести наблюдения и опыты, собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке,  прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке. Такие задания обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их к обсуждению нового материала.

    • Задания, способствующие систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

    Они даются после изучения материала или после окончания рассмотрения темы. Полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, опоры, составление классификаций. Изученный материал выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи. Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

    • Задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

    Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы и т.д. Я, например, для запоминания формул предлагаю их написать на пяти ярких листочках бумаги, закрепить в пяти самых видных местах дома и не снимать в течение недели. Основной вид такого Д/З - упражнения, выполняя которые ученик закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы. Во время выполнения этих заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

    • Задания на применение полученных знаний на практике.

    Они даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашних условиях, например, мои ученики 8 класса очень любят проводить опыт «Мороженое под шубой». Такие задания связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

    Вспомним, что существуют Д/З: репродуктивные, конструктивные и творческие.

    Некоторые учащиеся могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке, они получают репродуктивные задания, например, прочитать статью из учебника, решить задачу с помощью формулы, провести опыт согласно инструкции.

    Более сложными являются конструктивные задания, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Копирование здесь не подходит, так как каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

    Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Даются творческие задания, во – первых, ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение, а во – вторых, ученикам, которые могут успевать удовлетворительно, но нестандартно мыслят, дружат с техникой, электричеством, моделированием. К творческой работе относится написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, изготовление моделей, макетов, составление задач, нахождение новых методов их решения.

    Таким образом, мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их выдачи. Конечно, красивые теории преломляются на практике и не всегда удачно, но я стараюсь не отчаиваться, продолжаю любить и понимать учеников, пытаюсь в каждом вызвать желание учиться и помогаю им в этом всеми способами, доступными мне и им. Девиз моей жизни: «Век жить, век работать, век учиться!» я в последнее время, несмотря на все неприятности, сопровождающие нашу педагогику, дополняю словами из своего стихотворения «Мечта»

    Каждый день я иду на работу

    С благодарностью богу, судьбе,

    Что мечта моя в жизнь воплотилась.

    «Так держать!» - говорю я себе.

    Ссылки

    http://apruo.ru/statyi/odrazovatelnie-statyi/243-vidi-domashniy-i-sposobi-ich-proverki.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

    Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

    E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx

    E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx...

    выступление на семинаре на тему "Игра на уроке немецкого языка"

    Может быть вам этот материал пригодиться. Буду рада...

    выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»

    Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...

    Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

    Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

    Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

    Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

    Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

    laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...