"Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС"
статья на тему

Гладышева Наталья Викторовна

Выступление на методическо объединении классных руководителей "Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главное управление образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное  учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2»

Материалы выступления

на методическом объединении

классных руководителей

«Внеурочная деятельность

в рамках воспитательной работы школы

и ФГОС»

  подготовила и выступила:

классный руководитель 5 класса

Н.В. Гладышева

Рубцовск, 2016

Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

             Внеурочная образовательная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это целенаправленная образовательная деятельность,  отличная от классно - урочной системы, организуемая в свободное от уроков время, направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы и обеспечение дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

             Задачами внеурочной деятельности являются:

  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  •  развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;
  • расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • формирование умений, навыков социального общения людей;
  • расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Внеурочная деятельность способствует:

  • благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизации учебной нагрузки обучающихся;
  • улучшению условий для развития ребенка;
  • учету возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

            Основные модели организации внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования 
  • модель «Школы полного дня»
  • оптимизационная модель 
  • инновационно - образовательная модель.

               Модель дополнительного образования

опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

              Модель «Школы полного дня». Основой для этой  модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

             Оптимизационная модель. 

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог- организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

           Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Нормативно правовой базой  программы внеурочной деятельности КГБОУ «РОШИ №2» является:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2013 г. № 273-ФЗ
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015г. №35850)
  3. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

КГБОУ «РОШИ №2» определила оптимизационную модель внеурочной образовательной деятельности, которая реализуется через учебный план Учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Данная модель внеурочной образовательной деятельности создана на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники (учителя, педагог- организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель и др.)

Координатором внеурочной деятельности является заместитель директора по воспитательной работе и классный руководитель, которые взаимодействуют с другими педагогическими работниками (а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ) с целью максимального удовлетворения запросов обучающихся и организуют внеурочную деятельность в группе.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

              Работа по организации внеурочной образовательной деятельности осуществляется на основе годовых и других видов планов, рабочих программ и учебно- тематических планов, утвержденных директором Учреждения

             Внеурочная образовательная деятельность в КГБОУ «РОШИ №2» имеет основные направления развития личности, исходя из ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:

  • спортивно-оздоровительное;
  • социальное;
  • нравственное;
  • общекультурное.

Данные направления реализуются через коррекционно-развивающую и развивающую область, которые предполагают организацию коррекционно – развивающей и кружковой работы, направлены на решение собственных педагогических и коррекционно - развивающих задач.

Направления внеурочной образовательной деятельности реализуются через такие виды деятельности как: 

  • аудиторные и внеаудиторные занятия
  • экскурсии
  • концерты
  • выставки
  • экспедиции и др.

             Для организации различных видов внеурочной деятельности используются  различные общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивные залы, библиотека,  кабинеты начальных классов, кабинет музыки и ритмики, кабинет педагога- психолога, учителя- логопеда, кабинет для кружковой работы.

            Направления внеурочной образовательной деятельности реализуются через следующие формы:

  • беседы
  • конкурсы
  • выставки
  • олимпиады
  • культпоходы
  • экскурсии
  • социальная проба
  • игры
  • занятия  по конструированию, рисованию, творчеству
  • занятия спортом
  • беседы о ЗОЖ
  • арттеропия
  • тетраализация  и т.д

            Занятия проводятся во второй половине дня по отдельно составленному расписанию (1-2 занятия с группой в день). Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 30 минут.

     

            Образовательные программы внеурочной деятельности разработаны педагогами школы-интернат в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий, рассмотрены на методических объединениях и утверждены директором.

           С целью фиксации занятости обучающихся классный  руководитель организует ведение индивидуальной карты занятости обучающегося.

           Учёт тем и посещаемости производится в журнале внеурочной деятельности.

           

           Участие обучающихся во внеурочной  образовательной деятельности осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями.

          Формами оценки результатов внеурочной образовательной деятельности являются:

  • портфолио внеучебных достижений,
  • выставка творческих работ,
  • участие в различных конкурсах, проектной деятельности и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе.

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также  акцентируется внимание на воспитательные возможности  учебных проектов.Ключевые слова: проектная технология, деяте...

Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС

Презентация к выступлению на методическом объединении классных руководителей "Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС"...

выступление на тему "Внеурочная деятельность в структуре воспитательной работы"

выступление на тему "Внеурочная деятельность в структуре воспитательной работы"...

Презентация педагогического совета на тему "Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы"

В плане педсовета рассматриваются:1. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников.2. Организация внеурочной деятельности в рамках воспитательного пространства ГБОУ Школа № 105...

Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы.

Выступление на педсовете:Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы....

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»

Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...