О гигиене
методическая разработка по теме

Безрукова Анастасия Алексеевна

Рекомендации по гигиеническому воспитанию детей в школе (материал позаимствован из интернета)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_gigiene.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиеническое воспитание детей в школе

Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарныхмероприятий.

Школа должна привести в систему ранее полученные детьми гигиенические навыки, укрепить и развить их. В школе, соответственно возрасту детей, значение навыка должно быть объяснено, мотивировано его выполнение и подкреплено сознанием учащегося. При этом обязательно обеспечение внешних условий, содействующих, осуществлению воспитываемых навыков (умывальники, мыло, зубной порошок, щетки и т. д.).

Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младших классах школы. В средних и старших классах работа в этом направлении не должна прекращаться, а все усилия учителей, а также родителей должны быть направлены на закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся. Следует иметь в виду, что приобретенные учащимися в младших классах навыки, не закрепленные и не развиваемые в средних и старших классах, незаметно исчезают и нередко на смену им возникают антигигиенические привычки.

Воспитание гигиенических навыков у учащихся является неотъемлемой частью всей воспитательной и образовательной работы школы. Среди двадцати «Правил для учащихся» пять правил связаны с гигиеническим поведением. В основу воспитания гигиенических навыков и гигиенического образования надо положить правила поведения учащихся, а также материал учебных программ, в которые включены вопросы школьной гигиены.

После предварительного ознакомления учителя с уровнем гигиенических навыков и поведением детей с первых же дней пребывания их в школе и желательного ознакомления с санитарной культурностью семьи надо начинать систематическую работу по гигиеническому воспитанию школьников. Одновременно следует начинать работу по сообщению детям элементарных сведений по гигиене. Обучение детей элементарной гигиене необходимо органически связывать с работой по воспитанию гигиенических навыков, и, наоборот, работа по привитию гигиенических навыков должна закрепляться в беседах учителя по вопросам личной и общественной гигиены.

При изучении русского языка можно предложить тексты для чтения, переписки и диктанты отрывков, дающих детям элементарные сведения по гигиене. То же самое надо сказать и в отношении преподавания арифметики, при обучении которой можно давать учащимся задачи гигиенического содержания. При обучении чистописанию следует давать учащимся ряд гигиенических указаний. Так, в I классе, раньше, чем приступить к обучению письму, следует провести целый ряд подготовительных упражнений, служащих для развития кисти руки и глазомера. Особое внимание следует обратить на правильную посадку учащегося при письме, умение правильно держать карандаш, ручку с пером, умение правильно положить тетрадь. При исполнении предварительных упражнений главное внимание надо обращать на правильное движение карандаша и на правильные движения предплечья, пальцев и кисти. Особенно большие возможности для сообщения учащимся гигиенических сведений и привития им гигиенических навыков дает программа по физической культуре.

В средней школе при изучении учащимися ботаники представляется много возможностей для ознакомления их с гигиеническими вопросами. Особенно большие возможности имеются для преподавания учащимся средней школы основ гигиены при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету имеется материал, тесно связанный с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.

Наилучшей формой прохождения гигиенического материала, включенного в учебные программы, является урок. Необходимо в процессе учебной работы по гигиеническому воспитанию использовать все доступные в этом направлении методы, рекомендуемые дидактикой.

Преподавание вопросов гигиены следует вести с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах мотивировки, обосновывающие отдельные гигиенические положения, должны быть краткими и их следует обосновывать на наблюдениях и фактах из жизни и собственного опыта детей. При преподавании вопросов гигиены в начальной школе надо использовать объяснительное чтение. Для этого учитель использует буквари, книги для чтения, хрестоматии, в которые включен материал по охране и укреплению здоровья. Могут также быть использованы выдержки из детских журналов и разных детских книг.

При преподавании вопросов гигиены следует широко применять метод наглядности путем демонстрации таблиц, картин, плакатов моделей, отдельных предметов гигиенического обихода и проведения опытов. Можно также использовать доступные учащимся младших возрастов короткометражные фильмы (например, режим дня школьника и др.).

Большое значение имеют так называемые наглядные уроки по охране здоровья, проводимые в начальных классах. На этих уроках дети сами под руководством учителя обучаются правилам соблюдения тех или иных гигиенических навыков, например, умывания, чистки зубов и пр. Такие наглядные уроки имеют большое воспитательное значение, поскольку здесь сочетаются гигиенические знания с практическими гигиеническими навыками и поскольку сами дети проводят практические упражнения, дающие им возможность усвоить те или иные гигиенические навыки.

Гигиенические материалы, включенные в программы, должны планироваться учителем, как и всякий иной учебный материал.

Наряду с систематическим обучением детей и подростков гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания их в школе, необходимо проводить с ними внеклассную и внешкольную работу в области гигиенического воспитания и привлекать учащихся к общественной работе в области гигиены и санитарии. При этом следует тесно увязывать эту работу с массовой физкультурной работой. Весьма важно обеспечить участие ученических организаций в работе по гигиене школы, охране и укреплению здоровья учащихся.

Формы внеклассной и внешкольной работы в области гигиенического воспитания весьма разнообразны: беседы и лекции для учащихся по вопросам биологии и гигиены, чтение научно-популярной и художественной литературы санитарно-гигиенического содержания, выпуск санитарных стенных газет,демонстрации санитарно-просветительных кинофильмов, организация санитарных выставок, санитарные кружки, проведение праздников здоровья и т. п.

В работе санитарных комиссий принимают участие учащиеся младших и старших классов, а также учителя, в первую очередь классные руководители, и школьный врач. Школьный врач, как правило, является руководителем общешкольной санитарной комиссии, а по классам деятельность санитарных комиссий направляют классные руководители. Члены комиссии - учащиеся - должны помогать классным руководителям и школьному врачу в проведении санитарно-гигиенических мероприятий и следить за соблюдением детьми и подростками навыков личной гигиены (чистота рук, шеи, лица, ушных раковин, чистота белья и платья и пр.), за выходом их из классов во время перемены, за открыванием фрамуг в классе, за поведением школьников на улице и т. п. Члены санитарных комиссий - учащиеся - должны показывать сами образец чистоты, опрятности и точного выполнения правил личной и общественной гигиены.

В некоторых школах, особенно в младших классах, вместо санитарных комиссий учителем организуется санитарный актив из школьников, с которым он проводит систематические осмотры санитарного состояния классных и иных школьных помещений и состояния личной гигиены детей и подростков. В старших классах классному руководителю в его гигиенической работе помогают классные организаторы.

С целью облегчения работы учителей в области гигиенического воспитания и повышения уровня их знаний в области гигиены школьный врач, как компетентное в вопросах гигиены лицо, должен помогать учителям в этом направлении. Врачу следует проводить беседы с учителями по вопросам гигиены и обсуждать на педагогическом совете гигиенические мероприятия, подлежащие проведению в школе. В школьном педагогическом кабинете (там, где он имеется), а также в районном педагогическом кабинете необходимо создать специальную выставку или уголок по школьной гигиене.

Материал взят с сайта http://www.blackpantera.ru/gigiena/31480/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические советы при организации беседы о личной гигиене для девочек-подростков

  Вот уже 2ой год подряд я принимаю участие в конкурсе «Академия Олвейз», главной целью которого является пропаганда здорового образа жизни подрастающего поколения.Провести занятие н...

Урок-игра "Один день у кардиолога", посвященный гигиене сердечно-сосудистой системы

Данный урок хорошо проводить на стадии изучения темы "Гигиена сердечно-сосудистой системы". Здесь ребята представляют себя настоящими врачами и пациентами. Комиссия врачей на основании ранее подготовл...

Презентация на тему о здоровом образе жизни и гигиене

Презентация на тему о здоровом образе жизни и гигиене...

Презентация для внеклассного мероприятия на тему "Говорим о личной гигиене"

Презентация для внеклассного мероприятия с воспитанниками 7 класса VII вида обучения на тему: "Говорим о личной гигиене"...

Разработка внеурочного мероприятия по анатомии и гигиене: «Соревнование бригад скорой помощи».

Внеклассное мероприятие расчитано на учеников 8 классов.Цель мероприятия:дать возможность применить полученные знания на практике. Вызвать интерес к предмету анатомии и профессии медицинского работник...

Методическая рекомендация начинающим вокалистам о гигиене голоса. Смирнова М.Н.

Многие начинающие вокалисты иногда и не задумываются, как и почему голос нужно беречь. В этой статье подробно рассказано о важности и методах гигиены голоса. Берегите свое здоровье и голос!...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по гигиене и самообслуживанию

Цель: Целью обучения данному предмету является формирование у учащихся с нарушением интеллекта культурно-гигиенических навыков необходимых в повседневной жизни.  Задачи: §  Воспиты...