Формирование речевой компетентности на уроках геометрии
статья (8 класс) по теме

В статье приведены методы и приёмы для формирования речевой компетентности на уроках геометрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ

Коммуникативная компетенция позволяет учащимся в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Речевая компетентность способствует развитию коммуникативной компетенции. В свою очередь уроки геометрии одновременно с окружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков, должны способствовать формированию и развитию их речевой компетентности.

Устные занятия по математике – это одно из сильнейших средств повышения качества знаний учащихся. При небольшой затрате времени устные занятия позволяют учащимся решить на уроке большое количество задач и упражнений по закреплению и углублению изучаемого материала, восстановлению в памяти учащихся ранее пройденного материала. Так -же устные занятия позволяют формировать грамотную математическую речь.

Формирование и в дальнейшем развитие речи зависит от ряда условий. Необходимо активизировать речевую практику учащихся, побуждать их к речевому общению на основе развития познавательного интереса.[1]

Возможны следующие методы и приёмы для формирования речевой компетентности:

1. Беседа. Побуждение учащихся к определению темы урока, цели, задач. (8 класс. Тема «Четырёхугольники». Предлагаются рисунки четырёхугольников.

- Рассмотрите геометрические фигуры.

- Чем они похожи?

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?)

2. Работа с книгой и проверка выполненного задания. Направлена на закрепление верного произношения и написания геометрических терминов. Для этого, по мере изучения раздела возможно проведение словарного диктанта, включающего в себя различные задания: на исправление орфографических ошибок в слове, на соотнесение слова и его значения, на нахождение неверного значения слова, на написание значений геометрических терминов, на заполнение пропусков. (8 класс. Тема: «Параллелограмм». Словарный диктант.)

3. Упражнения. Способствуют развитию связной речи учащихся. Они учатся отвечать на вопросы, формулировать вопросы, комментировать, выполняемые действия составлять план решения задачи, аргументировать собственный выбор, доказывать точку зрения, рассуждать при решении задачи, запоминают образцы высказываний, составляют подобные задачи. (8 класс. Возможна работа в группах.  Как не влезая и не срубая дерево узнать его высоту?)

4. Дискуссия. По отдельным темам, по прочитанному тексту, по рассказанному материалу составить вопросы. В конце занятия выбирают наиболее оригинальные и отвечают на них. Таким образом, учатся формулировать основную мысль занятия или текста, верно составлять предложения, использовать наиболее уместные по смыслу слова, запоминают математические термины, тренируют фантазию и мышление. (8 класс. Теорема Пифагора. Начало дискуссии возможно со следующей задачи. На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от более высокой пальмы появилась рыба?)

5. Проблемный метод. Создание и решение проблемной ситуации. (7 класс. Работа в группах. Одна группа чертит тупоугольный треугольник, вторая - прямоугольный, третья - равносторонний. Найти сумму углов в треугольниках. Сделать вывод.)

6. Познавательная игра.[2],[3]

7. Рефлексия. В конце занятия вслух подводим итоги, обсуждаем, что нового узнали, какие новые термины изучили, достигли ли поставленных целей и задач. Обсуждаем ход выполнения домашнего задания.[4]

Так же полезно развитие мелкой моторики для формирования речевой компетентности. Для уроков геометрии строить стереометрические модели. Заготавливать шаблоны четырёхугольников, треугольников. Работать на интерактивной доске, выполняя сенсорные интерактивные задания по геометрии.[5]

Описанные методические приемы формирования и развития речевой компетентности представляют систему, которая обеспечивает качественный прорыв учащихся в области развития интеллектуального мышления.

        Хорошо развитая устная и письменная речь учеников качественно отличает их от сверстников: они любопытны, пытливы, педантичны к прочитанному и услышанному.        Такие учащиеся более успешны в обучении и в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Глейзер Г.Д. Повышение эффективности обучения математике в школе [1] //.  М. Просвещение- 1999.- С.42-45.
  2. Кропотова Л.А. Современные подходы к проектированию урока. Методическое пособие.- Новокузнецк :Издательство МОУ ДПО ИПК, 2004. – С. 78.
  3. goo.gl/ETSYLg
  4. goo.gl/S9Ctup
  5. goo.gl/EWNffy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ

Материал презентации позволит организовать эффективную подготовку к ЕГЭ....

Обобщение педагогического опыта "Уроки риторики как средство формирования речевой компетентности учащихся"

В данной работе отражены условия возникновения и становления опыта, показана актуальность и перспективность, выявлена ведущая педагогическая идея, подчеркнута его новизна, помещено приложение, включаю...

Мастер-класс "Формирование речевой компетентности школьников на уроках английского языка"

Под речевой компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими языка для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на ф...

Доклад к педсовету "Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"

Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"...

Пути формирования речевой компетентности.

Одна из основных задач обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности  осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное обще...

Формирование речевой компетентности учащихся

В статье рассматривается вопрос о речевой компетентности учащихся. Эта проблема, на мой взгляд, актуальна, потому что снижается уровень культуры общения. Несомненно, перед каждым учителем встает ...