Интерактивные формы обучения
статья на тему

Волкова Наталья Александровна

Выступление на тему "Интерактивные формы обучения" знакомит с основными особенностями интерактивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_formy_obucheniya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Современная педагогика постоянно обращается к проблеме развития мышления, так как в процессе обучения необходимо формировать у ребёнка умения выделять главное, сравнивать, синтезировать, проводить параллели, делать выводы, определять следствия. Разработаны как отдельные дидактические приёмы, так и формы занятий: нестандартные уроки стали нормой в практике учителей.

Сегодня очень много говорят об интерактивных формах обучения. В переводе с английского интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии диалога с кем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Интерактивное обучение – это прежде всего форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским методам. Ученик – не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою состоятельность и необходимость.

Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия.

Интерактивные формы нацелены на:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • саморазвитие обучающихся.

Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстниками ученик чувствует себя комфортнее. Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителем наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение. Процесс решения проблемы становится не менее важным, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики  является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.

Для чего используется интерактивная методика? Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:  

         - учащиеся не только получают информацию, они вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;

            - учащиеся прорабатывают идеи более  глубоко, так как они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;

                                     - учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт, а это больше, чем знания любого отдельного ученика;

- учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.

Часто на уроках работают и отвечают на вопросы только сильные ученики, остальные молчат. Ученик должен в достаточной мере доверять учителю, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно если существует вероятность неправильного ответа.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали своё мнение и идеи, учитель может использовать следующие приёмы:

  1. Всегда благодарите их за высказанные мнения.
  2. Не говорите, что считаете их ответ неверным, вместо этого поинтересуйтесь, что думают другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить свою точку зрения.
  3. Старайтесь выбирать не только активных, но и пассивных учеников. У них могут быть очень оригинальные мысли, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приёмов, упражнений, специальных технологий. Причём в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группах, коллективно:

  • Поиск соответствий
  • Ранжирование
  • «Мозговой штурм»
  • «Карусель»
  • «Мозаика»
  • Совместный проект
  • Кейс-метод
  • «Синтез идей»
  • «Выбери позицию»
  • «Большой круг»
  • Дебаты.

     Существует также множество других видов заданий, которые могут быть интерактивными, всё зависит от творчества учителя.

Рассмотрим некоторые приёмы.

Ранжирование. Задание «Что важно для меня?» При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только пять вещей из следующего списка: бутылка воды, компас, карта, зонтик, верёвка, ручка, хлеб, очки, книга, часы. Выберите из списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, затем менее важные.

Поиск соответствий. Задание: работая в парах, определите, какое произведение принадлежит каждому писателю.

Писатель                                  Произведение

Н.Некрасов                                   «Бородино»

А.Пушкин                                     «Бежин луг»

М.Лермонтов                                «Метель»

И.Тургенев                                    «Крестьянские дети»

Верно/неверно. При выполнении этого приёма учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

Утверждения верно/неверно

А.С.Пушкин – великий русский писатель.

Первые сказки А.С.Пушкину читала няня Арина Родионовна.

Сказка – это вымышленный рассказ.

«Сказка о рыбаке и рыбке» – это народная сказка.

Каждая сказка А.С.Пушкина носит поучительный характер.

При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет,  то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Используя интерактивные методы обучения, учитель может столкнуться с определёнными трудностями.

  • Ученики могут ошибаться.
  • Трудно оценивать работу учеников.
  • Сложно держать рабочую атмосферу в классе.
  • Высокий темп урока.
  • Обиды из-за распределения ролей.
  • Поведенческие проблемы среди детей.
  • Необходимость длительной подготовки к уроку и др.

Напрашивается вопрос: можно ли проводить любой урок, используя интерактивные формы обучения? Сегодня материал, система вопросов и упражнений в учебниках распределяются так, что любой урок можно проводить, используя интерактивные формы обучения. Но учитель должен постоянно изобретать что-то новое, быть творцом. Придётся тренироваться в организации ведения диалога, в умении оценивать ученика, создавать моменты рефлексии. Ведь «горизонт открывается идущему вперёд».

Список литературы

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011
  2. О.В Донскова. Интерактивные формы обучения «Алгоритм успеха. Русский язык и литература» №2 «Вентана-граф» 2015
  3. http://gdabdullova.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15:2013-11-21-14-36-13&catid=2:2012-01-24-10-20-34&Itemid=6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе....

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО.

Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести пос...

Интерактивные формы обучения

Технология критического мышления, используемая на уроках русского зыка и литературы...

Урок-проект как интерактивная форма обучения

Статья содержит материал, обобщающий опыт работы над такой формой урока,как проект....

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития на уроках ИЗО и технологии

Интерактивные формы обучениякак средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.    Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании ...

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, ...