Интерактивные формы обучения
статья по теме

Технология критического мышления, используемая на уроках русского зыка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_formy_obucheniyaword.docx98.17 КБ
Файл interaktivnye_formy_obucheniyaword.docx98.17 КБ

Предварительный просмотр:

Хотим рассказать о таком виде стихов как Сенквейн. Появившийся во Франции,
Cеквейн поражает своей лаконичностью и емкостью. 
Правила его сложения таковы:
1 строка: 1 существительное
2 строка: 2 прилагательных
3 строка: 3 глагола
4 строка: 1 фраза (4-5 слов)
5 строка: 1 существительное.


Вот некоторые секвейны: 

1.Маленький принц.
2.Загадочный, любознательный.
3.Размышлял, желал, мечтал.
4.Маленький принц мечтал вырастить розу

Горький

Скромный, чуткий, великий

Мечтал, верил, надеялся, любил

Великий писатель земли Русской, оставивший нам бессмертные творения: великолепные рассказы, романы, пьесы, сказки, очерки…

V.  Вывод. Игра «Сенквейн».

 

1 существительное

Толерантность

2 прилагательных

уважительное

различное

3

глагола

признавать

защищать

сохранять

Фраза из 4 слов

Право человека быть разным

Вывод

Закон

 

Кластеры – карты ума

Прием «Кластер» предполагает предварительную подготовку учителя: ключевое понятие урока (допустим «Имя существительное») записывается в центре страницы, вокруг располагаются 8 – 10 пустых квадратов. Учитель просит называть возникающие у учеников слова-ассоциации с заданным понятием («именование», «предмет», «реальность», «абстрактность», «склонение», «связь с другими словами» и т.д.), фиксирует их в пустых квадратах в порядке озвучивания. Затем объекты-ассоциации выделяются, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация по группам на основе общности признаков («значение», «грамматические признаки»). Результат проведенной операции – наглядное представление ключевого понятия урока и его параметров; ученики, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную на экране, формулируют задачи урока.

Сенквейн - это пятистишье,  в котором

1 строка

1 существительное

Толерантность

2 строка

2

прилагательных

уважительное

различное

3 строка

3

глагола

признавать

защищать

сохранять

4 строка

Фраза

из 4 слов

Право человека быть разным

5 строка

Синоним существительного

Закон

получается так, что первая и последняя строки связаны между собой по определённому смыслу.

ок
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов. 
Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но мы, педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагаем стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

С и н к в е й н

Учитель
Добрый, знающий
Учит, воспитывает, 
помогает
Старый друг лучше 
новых
Мастер

Ученики
Шумные, активные
Учатся, занимаются, 
познают
Без труда не выловишь рыбку
Подопечные

«Ну и при чем здесь стихи?» – спросите вы. А это действительно стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании, как вы уже, наверное, заметили, существуют определенные правила.
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 
УЧИТЕЛЬ
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ
3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
МАСТЕР
Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Попробуйте придумать свои синквейны на темы: ученик, учитель. Отметим, что не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста:

Циклон
Бушующий, ревущий
Закручиваясь в вихре 
смерти
Сражается 
с жестокостью
Ужаса

Ветры
Теплые и струящиеся
Заставляют качаться 
цветы
Всегда качаясь 
и окутывая
Так нежно

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как малыши-первоклассники, так и выпускники-одиннадцатиклассники. Причем школьники пишут синквейны не только на уроках литературы или истории. Например, выпускники на уроке физики после изучения темы «Электромагнитная индукция» написали проверочную работу в форме синквейнов. 
Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Например, после изучения темы «Почвы» в курсе географии один из школьников написал такой синквейн:

Почва
Глинистая или песчаная
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное – перегной
Кормилица

Кроме того, синквейн, написанный учеником, позволяет учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Так, на одном из уроков истории дети написали синквейны, среди которых был и такой:

Революция
Беспощадная, кровавая
Крушит, уничтожает всех
Не дай нам Бог
Смерть

Учительница сразу отметила, что в настроении ребят присутствует некоторая агрессия. Это позволило ей скорректировать дальнейший ход урока.
Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи. 
Такие стихотворения можно писать и дома, устраивая конкурсы в семье. Проверяя домашнее задание, родители могут выбрать самые интересные термины и одновременно со своим ребенком написать синквейны на эти темы.
Для начала лучше потренироваться на более простых темах, например еда, брат, выходной. А потом переходите к более важным для обучения терминам.

Хайку
Существует много разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Хайку (или хокку) – это японская стихотворная форма в три строки. 
В классическом хайку в первой и третьей строках – по пять слогов. Во второй – семь слогов. Хайку обычно выражает первое впечатление писателя от окружающего мира или какого-то события.

Нежный, заботливый,
Мягкий ветерок играет среди берез,
Дружески дующий ветер.
Школьникам можно предложить написать хайку 
по такой схеме:
Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или 
«Я видел» кого-то или что-то
Я БЫЛ ЛИСТОМ
Строчка 2: Место и действие (где и что делал)
РАСТУЩИМ В ЛЕСУ, ДАВАЯ ПИЩУ
Строчка 3: Определение (как?)
НЕ ЖЕЛАЯ ТОГО

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Попробуйте написать хайку на темы: осенний лес, холодный камень, жареный цыпленок. Важно не только написать стихотворение, но и обнародовать его. Прочитайте стихотворения своим родственникам, друзьям.

Диаманты
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: 
определение 
(2 прилагательных)
строчка 3: действие 
(3 причастия)

строчка 4: ассоциации 
(4 существительных)

строчка 5: действие 
(3 причастия)

строчка 6: определение 
(2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

ЛИСТ ДЕРЕВА

рождение

зеленый, яркий

светящийся, растущий, цветущий 

жара, движение, 
солнце, пища

увядающий, замедленный, туманный

коричневый, старый

смерть

 

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. 
Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский.
Стихи можно не только писать, но и рисовать. При этом нет необходимости заменять слова на символы. Американские педагоги в книге «Инвайронментальное образование в школах» предлагают интересный художественный ход, который с успехом может быть использован особенно для работы с младшими школьниками. 
Пусть ребята представят стайку рыб в море. Попросите их назвать все прилагательные, которые характеризуют эту стайку рыб. Они могут сказать такие слова, как: серебристый, играющий, юркий, гладкий, стремительный, плывущий. Записывайте их на доске.
А теперь попросите представить этот косяк рыб, нарисовать мысленно картинку его движения в море. Каждый может высказать свои представления. Они могут быть такими: Солнечным днем у поверхности воды быстро движется стайка серебристых рыбок. 
После этого объясните своим ученикам, что слова можно написать так, чтобы они по форме напоминали стайку рыб в море. Напишите их вместе с ребятами.

Можно дать ученикам похожее задание и на более сложную тему, например химическая реакция.
Использование стихотворных форм на стадии рефлексии (синквейн, хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления и становления навыка выражения чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала более творческим. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи. В этих стихах одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. 
Я уверен, что писать синквейны, хайку, диаманты может каждый. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.

В качестве творческих заданий можно предлагать ученикам попробовать сочинять синквейны и диаманты

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила:

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 

Она

Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает 

Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, неученье – тьма

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга 

У нас получалось следующее:

Обломов 
Беспечный, мягкий
Спит, мечтает, любит, восхищается
Воплощение вечной безмятежности
Романтик 

(Кречетова Валерия)

Обломов 
Вялый, апатичный
Спит, бездействует, брюзжит, отмахивается
Трата впустую жизни
Обломовщина 

(Лёкин Михаил)

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во–первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния учеников, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения, нравится ли им оно, определить отношение детей к тому или иному персонажу. 

Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь.
Создайте своё стихотворение на основе данного, сохранив стиль поэта и каждую чётную строку.

Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю. 
Свет не слепит, упоительный, чистый, 
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою. 
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою. 

Может получиться, например, такое:

Снова родимые сердцу просторы
Я узнаю. 
Синие дали нежат мне взоры,
Словно в раю.
К речке знакомой, родной, безмятежной,
Вышел, стою.
Тёплые волны ласкают прилежно
Душу мою. 
Как хороши вы, просторы безбрежные,
В дивном краю.
Слушаю сердцем звучащую нежно
Сказку свою.

(Гой Анна)

На уроке по творчеству Маяковского В.В. автор предложила детям работу описательного характера в стиле футуристов . Всего семь минут работы на уроке под руководством учителя – и замечательные собственные творения, в которых в творческой манере осмыслен весь материал урока (работы ребят прилагаются).

Очень важно уже на уроке создать мотивирующее творческую деятельность каждого начало. Это может быть задание, чаще всего неожиданное для учеников, обязательно личностное - так называемая образовательная напряженность, искусственно или естественно созданная учителем. Например, на уроке по «Гранатовому браслету» Куприна используем такое начало: на доске – запись «Любовь должна быть…».

Предлагаем ученикам продолжить запись с точки зрения определения собственной позиции к поставленной проблеме, не учитывая на данном этапе авторскую. В тетрадях появляются записи: «Светлой, взаимной, долговечной, преданной, искренней…». А в одной – «Любовь просто должна быть!» Создание образовательной среды обеспечивает условие для создания учениками собственного образовательного продукта. 

Далее предлагаем обратиться к авторскому определению, добавляя к записанному на доске «трагедией». Почему? После этого – работа с материалом, смешение слов, событий, явлений. Из этого “хаоса” потом последует создание своего текста. Это – личное решение образовательной ситуации.

«Любовь должна быть трагедией... Наверное, это так. Ведь настоящее всегда определяется через страдание, и самое высокое чувство – натянутая струна, которая, взяв самую высокую ноту, рвётся, подарив миру величайшее наслаждение. Такой стала любовь бедного телеграфиста для Веры Николаевны, такой ощущал её и сам влюблённый. И всё-таки, так хочется взаимности…». (Котельникова Ю.)

Из опыта обучения сочинению

После изучения любого произведения, как правило, учащимся даётся задание написать сочинение. Предполагается проверка знания текста и понимание основной идейной направленности изученного произведения. Для учащихся чаще всего это – один из не самых неприятных моментов. Таким образом, в результате учитель читает подчас аккуратно переписанные работы из многочисленных сборников, издаваемых сегодня. Для учителя это - первостепенная проблема. Соответственно, встаёт вопрос: что предпринять, чтобы максимально исключить порой бездумное переписывание. Ведь вопрос: «Почему у меня снова «три»?» - заставляет в сотый раз объяснять очевидное. Целесообразно при продумывании тем сочинений предлагать такие, которые стали бы итогом собственного взгляда на прочитанное, и не как иначе. Темы, предполагающие необычную жанровую форму подачи (письма, обращения, эссе, интерпретации образа героя в собственном ключе в любом жанре и т. п.) помогают решить проблему. Конечно, это будут работы, разные по уровню развития ребят, но это будут ИХ работы! 

Сочинение - интерпретация образа героя в собственном ключе в любом жанре.

Вот пример из практики. После изучения творчества Ф.М. Достоевского учащиеся получают задание: раскрыть образ героя (неважно, какого, пусть определятся сами) в любой жанровой форме, но с условием подачи его в непривычной для него обстановке. Получаем нечто совершенно удивительное (приводится лучшая работа): 

Взорами Аглая повела, 
В испуге ближе подтянула ступни ног
И стала облаком бела.
И незабудок пламенных венок
Она в смущеньи уронила.
Но брови вскинула надменно
И, не дослушав, перебила:
«Откуда этот гул вселенной?
Крылами чёрными нетопыря
Зачем ты мажешь небо, и заря
Зачем затемнена тобой?
И для чего, надувшись гордою совой, 
Холодной тенью попрал вечерние мечты?
Что хочешь ты?

Верно и тонко схваченный образ – результат предыдущей работы над образами - заставляет поражаться возможностям наших обычных учеников. Или такое. Рассмотрены стихотворения 1-го и 2-го тома «трилогии вочеловечения» А. Блока. Почувствовав, насколько заворожила, увлекла блоковская Незнакомка из «Снежной маски», пока не остыл пыл в ребятах, даём задание откликнуться на прочувствованное в ходе работы над стихотворениями. Удачная работа будет зачтена как итоговая. С трепетом открываешь сданные учениками сочинения, и удовлетворение чувствуешь непередаваемое.

Замер скрип пустых качелей
В мёрзлом выдохе земли.
Ты, влюблённая в метели,
По губам считаешь дни.
В мраморных ладонях город
Смял косматые деревья.
Твоих душ стеклянный холод
Колыбель его лелеет.

(НикитинЕвгений)

Здесь уже не только перекличка с изученным автором (вот уже и самостоятельно выполненная стилизация!), но и (что особенно важно!) взгляд на проблему из сегодняшнего дня. 

Результативность

Подходы к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы, описанные в данной работе, на практике показывают как результат безусловное повышение интереса детей к изучаемому предмету. Немаловажным фактом является то, что ученики, и «слабые» и «сильные», в сочинениях выражают собственный взгляд и собственную позицию по отношению к описанному автором в произведении. Многие достигают значительных успехов в создании створческих работ, о чём свидетельствуют экзаменационные работы выпускников, конкурсные творческие работы. За последние пять лет не было параллели, в которой бы не насчитывалось двух-трёх пишущих ребят. Некоторые из них – члены литературного объединения «Парус» в г. Бийске и продолжают заниматься творчеством, выйдя из стен школы. Но главное то, что мальчишка, ещё вчера убеждавший вас в том, что в этом мире нет места добру и ты в нём – лишь ненужная песчинка, завтра скажет, осознавая значимость собственного «я» в общем течении времени и пространства:

Пуще, время коний скок!
Время – топотом в висок.
Мнёт копытами года,
Рвёт столетий повода.
И рассыпалась игриво
Вещих звёзд ночная грива.
Каждый луч – строка в странице.
Время, нам ли торопиться?
Нам ли мчаться по годам?
Знаю, Время, знаю – нам!

 Новаторство Маяковского

Модель мира

                                                             

                                                      Поэтический язык


             

Новые слова        Образность

                                                                   (метафоры, сравнения)

                                                                «новая» рифма

новая система стихосложения

(тоническая)

Прием «Составление кластера»

 

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

 

Прием «Пометки на полях»

 

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с

прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с

имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и

требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а

вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в

процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,

заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным

источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по

этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно

получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.

 

Имя  существительное -  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? V

   Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V       Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. +

       Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением  по падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существительные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. Во множественном  числе существительные  не  различаются  по  склонениям +

     Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. V Имена  существительные  в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +

 

 Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»

 

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

                  3

                 У

                 х

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста

следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

 

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяетрефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 

Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса).

 

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

  1. 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  2. 2 – два прилагательных к первому существительному;
  3. 3 – три глагола к первому существительному;
  4. 4 – два словосочетания с существительными;
  5. 5 – три глагола ко второму существительному;
  6. 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает                                                                               Известный город, маленькая деревня               

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

                                                                

 

 

 

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

 

Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

 

Тема «Местоимение».

  1. Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.
  2. В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

 

Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после

обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

 

 Прием «Лекция со стопами»

 

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный

поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ОРФОГ-

РАММЫ

УЧАТ

ПИСАТЬ

ГРАМОТНО

ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

ЗАПОМ-НИТЬ

СУЩ. Ж. Р. С ШИП. НА КОНЦЕ

ЗНАТЬ ПРАВИЛО

РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь

В КОРНЕ ПЕРЕД  БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И

ГЛ. 2-ГО Л. С ЛИЧ. ОК.

ЗНАТЬ ПРАВИЛО

 

 

В заключении любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:

 

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

 

Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

 

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

 

Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.

 

Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

 

Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.

 

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

 

Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в

развитии!

 

На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!

 

Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.

 

Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.

 

Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть  нарушением

школьной дисциплины.

 

Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

 

На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

 

Больше всего дети утомляются в бездействии.

 

Почаще ставьте себя на место ребенка.

 

Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

 

Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!

 



Предварительный просмотр:

Хотим рассказать о таком виде стихов как Сенквейн. Появившийся во Франции,
Cеквейн поражает своей лаконичностью и емкостью. 
Правила его сложения таковы:
1 строка: 1 существительное
2 строка: 2 прилагательных
3 строка: 3 глагола
4 строка: 1 фраза (4-5 слов)
5 строка: 1 существительное.


Вот некоторые секвейны: 

1.Маленький принц.
2.Загадочный, любознательный.
3.Размышлял, желал, мечтал.
4.Маленький принц мечтал вырастить розу

Горький

Скромный, чуткий, великий

Мечтал, верил, надеялся, любил

Великий писатель земли Русской, оставивший нам бессмертные творения: великолепные рассказы, романы, пьесы, сказки, очерки…

V.  Вывод. Игра «Сенквейн».

 

1 существительное

Толерантность

2 прилагательных

уважительное

различное

3

глагола

признавать

защищать

сохранять

Фраза из 4 слов

Право человека быть разным

Вывод

Закон

 

Кластеры – карты ума

Прием «Кластер» предполагает предварительную подготовку учителя: ключевое понятие урока (допустим «Имя существительное») записывается в центре страницы, вокруг располагаются 8 – 10 пустых квадратов. Учитель просит называть возникающие у учеников слова-ассоциации с заданным понятием («именование», «предмет», «реальность», «абстрактность», «склонение», «связь с другими словами» и т.д.), фиксирует их в пустых квадратах в порядке озвучивания. Затем объекты-ассоциации выделяются, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация по группам на основе общности признаков («значение», «грамматические признаки»). Результат проведенной операции – наглядное представление ключевого понятия урока и его параметров; ученики, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную на экране, формулируют задачи урока.

Сенквейн - это пятистишье,  в котором

1 строка

1 существительное

Толерантность

2 строка

2

прилагательных

уважительное

различное

3 строка

3

глагола

признавать

защищать

сохранять

4 строка

Фраза

из 4 слов

Право человека быть разным

5 строка

Синоним существительного

Закон

получается так, что первая и последняя строки связаны между собой по определённому смыслу.

ок
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов. 
Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но мы, педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагаем стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

С и н к в е й н

Учитель
Добрый, знающий
Учит, воспитывает, 
помогает
Старый друг лучше 
новых
Мастер

Ученики
Шумные, активные
Учатся, занимаются, 
познают
Без труда не выловишь рыбку
Подопечные

«Ну и при чем здесь стихи?» – спросите вы. А это действительно стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании, как вы уже, наверное, заметили, существуют определенные правила.
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 
УЧИТЕЛЬ
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ
3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
МАСТЕР
Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Попробуйте придумать свои синквейны на темы: ученик, учитель. Отметим, что не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста:

Циклон
Бушующий, ревущий
Закручиваясь в вихре 
смерти
Сражается 
с жестокостью
Ужаса

Ветры
Теплые и струящиеся
Заставляют качаться 
цветы
Всегда качаясь 
и окутывая
Так нежно

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как малыши-первоклассники, так и выпускники-одиннадцатиклассники. Причем школьники пишут синквейны не только на уроках литературы или истории. Например, выпускники на уроке физики после изучения темы «Электромагнитная индукция» написали проверочную работу в форме синквейнов. 
Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Например, после изучения темы «Почвы» в курсе географии один из школьников написал такой синквейн:

Почва
Глинистая или песчаная
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное – перегной
Кормилица

Кроме того, синквейн, написанный учеником, позволяет учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Так, на одном из уроков истории дети написали синквейны, среди которых был и такой:

Революция
Беспощадная, кровавая
Крушит, уничтожает всех
Не дай нам Бог
Смерть

Учительница сразу отметила, что в настроении ребят присутствует некоторая агрессия. Это позволило ей скорректировать дальнейший ход урока.
Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи. 
Такие стихотворения можно писать и дома, устраивая конкурсы в семье. Проверяя домашнее задание, родители могут выбрать самые интересные термины и одновременно со своим ребенком написать синквейны на эти темы.
Для начала лучше потренироваться на более простых темах, например еда, брат, выходной. А потом переходите к более важным для обучения терминам.

Хайку
Существует много разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Хайку (или хокку) – это японская стихотворная форма в три строки. 
В классическом хайку в первой и третьей строках – по пять слогов. Во второй – семь слогов. Хайку обычно выражает первое впечатление писателя от окружающего мира или какого-то события.

Нежный, заботливый,
Мягкий ветерок играет среди берез,
Дружески дующий ветер.
Школьникам можно предложить написать хайку 
по такой схеме:
Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или 
«Я видел» кого-то или что-то
Я БЫЛ ЛИСТОМ
Строчка 2: Место и действие (где и что делал)
РАСТУЩИМ В ЛЕСУ, ДАВАЯ ПИЩУ
Строчка 3: Определение (как?)
НЕ ЖЕЛАЯ ТОГО

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Попробуйте написать хайку на темы: осенний лес, холодный камень, жареный цыпленок. Важно не только написать стихотворение, но и обнародовать его. Прочитайте стихотворения своим родственникам, друзьям.

Диаманты
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: 
определение 
(2 прилагательных)
строчка 3: действие 
(3 причастия)

строчка 4: ассоциации 
(4 существительных)

строчка 5: действие 
(3 причастия)

строчка 6: определение 
(2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

ЛИСТ ДЕРЕВА

рождение

зеленый, яркий

светящийся, растущий, цветущий 

жара, движение, 
солнце, пища

увядающий, замедленный, туманный

коричневый, старый

смерть

 

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. 
Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский.
Стихи можно не только писать, но и рисовать. При этом нет необходимости заменять слова на символы. Американские педагоги в книге «Инвайронментальное образование в школах» предлагают интересный художественный ход, который с успехом может быть использован особенно для работы с младшими школьниками. 
Пусть ребята представят стайку рыб в море. Попросите их назвать все прилагательные, которые характеризуют эту стайку рыб. Они могут сказать такие слова, как: серебристый, играющий, юркий, гладкий, стремительный, плывущий. Записывайте их на доске.
А теперь попросите представить этот косяк рыб, нарисовать мысленно картинку его движения в море. Каждый может высказать свои представления. Они могут быть такими: Солнечным днем у поверхности воды быстро движется стайка серебристых рыбок. 
После этого объясните своим ученикам, что слова можно написать так, чтобы они по форме напоминали стайку рыб в море. Напишите их вместе с ребятами.

Можно дать ученикам похожее задание и на более сложную тему, например химическая реакция.
Использование стихотворных форм на стадии рефлексии (синквейн, хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления и становления навыка выражения чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала более творческим. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи. В этих стихах одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. 
Я уверен, что писать синквейны, хайку, диаманты может каждый. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.

В качестве творческих заданий можно предлагать ученикам попробовать сочинять синквейны и диаманты

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила:

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 

Она

Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает 

Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, неученье – тьма

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга 

У нас получалось следующее:

Обломов 
Беспечный, мягкий
Спит, мечтает, любит, восхищается
Воплощение вечной безмятежности
Романтик 

(Кречетова Валерия)

Обломов 
Вялый, апатичный
Спит, бездействует, брюзжит, отмахивается
Трата впустую жизни
Обломовщина 

(Лёкин Михаил)

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во–первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния учеников, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения, нравится ли им оно, определить отношение детей к тому или иному персонажу. 

Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь.
Создайте своё стихотворение на основе данного, сохранив стиль поэта и каждую чётную строку.

Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю. 
Свет не слепит, упоительный, чистый, 
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою. 
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою. 

Может получиться, например, такое:

Снова родимые сердцу просторы
Я узнаю. 
Синие дали нежат мне взоры,
Словно в раю.
К речке знакомой, родной, безмятежной,
Вышел, стою.
Тёплые волны ласкают прилежно
Душу мою. 
Как хороши вы, просторы безбрежные,
В дивном краю.
Слушаю сердцем звучащую нежно
Сказку свою.

(Гой Анна)

На уроке по творчеству Маяковского В.В. автор предложила детям работу описательного характера в стиле футуристов . Всего семь минут работы на уроке под руководством учителя – и замечательные собственные творения, в которых в творческой манере осмыслен весь материал урока (работы ребят прилагаются).

Очень важно уже на уроке создать мотивирующее творческую деятельность каждого начало. Это может быть задание, чаще всего неожиданное для учеников, обязательно личностное - так называемая образовательная напряженность, искусственно или естественно созданная учителем. Например, на уроке по «Гранатовому браслету» Куприна используем такое начало: на доске – запись «Любовь должна быть…».

Предлагаем ученикам продолжить запись с точки зрения определения собственной позиции к поставленной проблеме, не учитывая на данном этапе авторскую. В тетрадях появляются записи: «Светлой, взаимной, долговечной, преданной, искренней…». А в одной – «Любовь просто должна быть!» Создание образовательной среды обеспечивает условие для создания учениками собственного образовательного продукта. 

Далее предлагаем обратиться к авторскому определению, добавляя к записанному на доске «трагедией». Почему? После этого – работа с материалом, смешение слов, событий, явлений. Из этого “хаоса” потом последует создание своего текста. Это – личное решение образовательной ситуации.

«Любовь должна быть трагедией... Наверное, это так. Ведь настоящее всегда определяется через страдание, и самое высокое чувство – натянутая струна, которая, взяв самую высокую ноту, рвётся, подарив миру величайшее наслаждение. Такой стала любовь бедного телеграфиста для Веры Николаевны, такой ощущал её и сам влюблённый. И всё-таки, так хочется взаимности…». (Котельникова Ю.)

Из опыта обучения сочинению

После изучения любого произведения, как правило, учащимся даётся задание написать сочинение. Предполагается проверка знания текста и понимание основной идейной направленности изученного произведения. Для учащихся чаще всего это – один из не самых неприятных моментов. Таким образом, в результате учитель читает подчас аккуратно переписанные работы из многочисленных сборников, издаваемых сегодня. Для учителя это - первостепенная проблема. Соответственно, встаёт вопрос: что предпринять, чтобы максимально исключить порой бездумное переписывание. Ведь вопрос: «Почему у меня снова «три»?» - заставляет в сотый раз объяснять очевидное. Целесообразно при продумывании тем сочинений предлагать такие, которые стали бы итогом собственного взгляда на прочитанное, и не как иначе. Темы, предполагающие необычную жанровую форму подачи (письма, обращения, эссе, интерпретации образа героя в собственном ключе в любом жанре и т. п.) помогают решить проблему. Конечно, это будут работы, разные по уровню развития ребят, но это будут ИХ работы! 

Сочинение - интерпретация образа героя в собственном ключе в любом жанре.

Вот пример из практики. После изучения творчества Ф.М. Достоевского учащиеся получают задание: раскрыть образ героя (неважно, какого, пусть определятся сами) в любой жанровой форме, но с условием подачи его в непривычной для него обстановке. Получаем нечто совершенно удивительное (приводится лучшая работа): 

Взорами Аглая повела, 
В испуге ближе подтянула ступни ног
И стала облаком бела.
И незабудок пламенных венок
Она в смущеньи уронила.
Но брови вскинула надменно
И, не дослушав, перебила:
«Откуда этот гул вселенной?
Крылами чёрными нетопыря
Зачем ты мажешь небо, и заря
Зачем затемнена тобой?
И для чего, надувшись гордою совой, 
Холодной тенью попрал вечерние мечты?
Что хочешь ты?

Верно и тонко схваченный образ – результат предыдущей работы над образами - заставляет поражаться возможностям наших обычных учеников. Или такое. Рассмотрены стихотворения 1-го и 2-го тома «трилогии вочеловечения» А. Блока. Почувствовав, насколько заворожила, увлекла блоковская Незнакомка из «Снежной маски», пока не остыл пыл в ребятах, даём задание откликнуться на прочувствованное в ходе работы над стихотворениями. Удачная работа будет зачтена как итоговая. С трепетом открываешь сданные учениками сочинения, и удовлетворение чувствуешь непередаваемое.

Замер скрип пустых качелей
В мёрзлом выдохе земли.
Ты, влюблённая в метели,
По губам считаешь дни.
В мраморных ладонях город
Смял косматые деревья.
Твоих душ стеклянный холод
Колыбель его лелеет.

(НикитинЕвгений)

Здесь уже не только перекличка с изученным автором (вот уже и самостоятельно выполненная стилизация!), но и (что особенно важно!) взгляд на проблему из сегодняшнего дня. 

Результативность

Подходы к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы, описанные в данной работе, на практике показывают как результат безусловное повышение интереса детей к изучаемому предмету. Немаловажным фактом является то, что ученики, и «слабые» и «сильные», в сочинениях выражают собственный взгляд и собственную позицию по отношению к описанному автором в произведении. Многие достигают значительных успехов в создании створческих работ, о чём свидетельствуют экзаменационные работы выпускников, конкурсные творческие работы. За последние пять лет не было параллели, в которой бы не насчитывалось двух-трёх пишущих ребят. Некоторые из них – члены литературного объединения «Парус» в г. Бийске и продолжают заниматься творчеством, выйдя из стен школы. Но главное то, что мальчишка, ещё вчера убеждавший вас в том, что в этом мире нет места добру и ты в нём – лишь ненужная песчинка, завтра скажет, осознавая значимость собственного «я» в общем течении времени и пространства:

Пуще, время коний скок!
Время – топотом в висок.
Мнёт копытами года,
Рвёт столетий повода.
И рассыпалась игриво
Вещих звёзд ночная грива.
Каждый луч – строка в странице.
Время, нам ли торопиться?
Нам ли мчаться по годам?
Знаю, Время, знаю – нам!

 Новаторство Маяковского

Модель мира

                                                             

                                                      Поэтический язык


             

Новые слова        Образность

                                                                   (метафоры, сравнения)

                                                                «новая» рифма

новая система стихосложения

(тоническая)

Прием «Составление кластера»

 

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

 

Прием «Пометки на полях»

 

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с

прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с

имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и

требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а

вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в

процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,

заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным

источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по

этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно

получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.

 

Имя  существительное -  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? V

   Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V       Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. +

       Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением  по падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существительные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. Во множественном  числе существительные  не  различаются  по  склонениям +

     Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. V Имена  существительные  в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +

 

 Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»

 

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

                  3

                 У

                 х

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста

следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

 

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяетрефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 

Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса).

 

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

  1. 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  2. 2 – два прилагательных к первому существительному;
  3. 3 – три глагола к первому существительному;
  4. 4 – два словосочетания с существительными;
  5. 5 – три глагола ко второму существительному;
  6. 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает                                                                               Известный город, маленькая деревня               

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

                                                                

 

 

 

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

 

Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

 

Тема «Местоимение».

  1. Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.
  2. В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

 

Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после

обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

 

 Прием «Лекция со стопами»

 

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный

поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ОРФОГ-

РАММЫ

УЧАТ

ПИСАТЬ

ГРАМОТНО

ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

ЗАПОМ-НИТЬ

СУЩ. Ж. Р. С ШИП. НА КОНЦЕ

ЗНАТЬ ПРАВИЛО

РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь

В КОРНЕ ПЕРЕД  БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И

ГЛ. 2-ГО Л. С ЛИЧ. ОК.

ЗНАТЬ ПРАВИЛО

 

 

В заключении любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:

 

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

 

Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

 

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

 

Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.

 

Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

 

Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.

 

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

 

Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в

развитии!

 

На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!

 

Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.

 

Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.

 

Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть  нарушением

школьной дисциплины.

 

Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

 

На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

 

Больше всего дети утомляются в бездействии.

 

Почаще ставьте себя на место ребенка.

 

Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

 

Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе....

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО.

Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести пос...

Урок-проект как интерактивная форма обучения

Статья содержит материал, обобщающий опыт работы над такой формой урока,как проект....

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития на уроках ИЗО и технологии

Интерактивные формы обучениякак средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.    Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании ...

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, ...

Интерактивные формы обучения, применяемые при обучении учащихся русскому языку.

Мастер-класс по использованию интерактивных форм обучения на уроках русского языка и литературы....