Интерактивные формы обучения, применяемые при обучении учащихся русскому языку.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Евланова Александра Фёдоровна

Мастер-класс по использованию интерактивных форм обучения на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс в 5-ом Б классе МОУ АСОШ №3 им. Г. С. Боровикова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  Евланова А. Ф.

Тема: «Интерактивные формы обучения, применяемые при обучении учащихся русскому языку».

 

Цель: продемонстрировать некоторые интерактивные формы обучения, применяемые в 5-ом классе при обучении учащихся русскому языку.

1.Сообщение темы и цели мастер-класса учащимся «Скажи о том, что ты собираешься сделать»

-Ребята, на сегодняшнем занятии мы покажем,  какие приёмы используем, чтобы добиться прочных знаний по русскому языку.

Вспомним правила, необходимые для успешной работы:

-Быть активным.

-Уважать мнение участников.

Быть доброжелательным.

-Быть пунктуальным и отзывчивым.

-Не перебивать.

-Быть открытым для взаимодействия.

-Быть заинтересованным.

-Стремиться найти истину.

-Придерживаться регламента.

-  Проявлять творчество.

-Уважать правила работы в группе.

Основная часть. Снятие эмоционального зажима ( «игра – ледокол», используется для создания атмосферы доверия в группе. «Игра- ледокол»- «Сказка».

Ход игры: ведущий рассказывает группе начало сказки. Знакомит с её героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги. Заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет своё предложение. Все участники пишут по фразе. Затем учитель представляет группе получившуюся сказку.

У: - Сегодня мы создадим  свою неповторимую сказку о весне, ведь мы её ждем с нетерпением. Зачин сказки: - В нашем родном посёлке Алексеевском жила- была суровая зима…

Действующие герои: Зима, Весна, Солнышко, Ветерок, Зелёная Травка, Река Кама (по числу героев в группе).

Выводы (рефлексия)- «Скажи о том, что сделано».

Работа в парах.

  1. Проверка усвоения правил.  Взаимопроверка ( устный опрос): ученик рассказывает изученное правило соседу по парте. Приводит примеры. Объясняет их .Затем учащиеся меняются ролями. Оценивают друг друга. После завершения работы учитель заслушивает 2-3 учеников и подводит итоги.
  2. Опрос изученного правила у доски. У доски два ученика. Один из них задаёт вопросы. А другой отвечает. Потом они меняются ролями. Класс оценивает ответы одноклассников. При необходимости внося дополнения и изменения.

Работа в группах.

       1.   Игра-эстафета. С последней парты передаётся учителю листок, на котором написаны слова с изученной орфограммой. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием и допускает меньшее количество ошибок.

       2. Рассказ правила по цепочке даёт хороший результат, так как учащиеся бояться подвести товарищей. Цель этой работы - логически правильно рассказать изученное правило. Побеждает та команда, которая правильно и не нарушая логику изложения,  даёт полный ответ.

3. Инсценирование ситуации. На каждом уроке предусматриваю работу по развитию и формированию правильной речи. Удачно проводится эта работа в форме « сюрприза для одноклассников», так как готовится от них в тайне и содержит в себе вопрос для решения.

На данном занятии была использована сценка «На приёме у доктора».Вопрос для решения: Почему доктор выписал такой рецепт?

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Вася:  Захворнул я малость, доктор. Только и делов. Что в роте что- то пухнет и в горлу дерёт.

Доктор : Во рту , говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Васе градусник). А каком классе учитесь, молодой человек?

Вася: В шестом «Ды».

Доктор: В шестом «Ды»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Вася: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…

Доктор: Жутко весело?! Гм…А  учитесь как?

Вася: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут…Их учителка в пух и прах хвалит.

Доктор :Порядочек…Железно… Учителка…(Берёт у Васи градусник). Ну-ка , открой рот. (Вася открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Чаще заглядывай в него и ты, я надеюсь, вылечишься.

Вывод  учащихся по ситуации (рефлексия). Знакомство с нормами языка.

Общий вывод по занятию «Скажи, чему ты научился».

 

                                   

Справка по итогам предметной недели русского языка и литературы,                             проведённой в школе с 4-10 февраля 2010 года

Цель проверки: проверить , как « Неделя предмета» влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышение образовательного уровня , обучение детей самостоятельности и творчеству. Выявление способных учащихся для вовлечения в общешкольные мероприятия.

        Срок : с 5-10 февраля 2010 года.

        Комиссия: зам. директора школы по УВР, председатель ММО школы.

        В

ходе недели были проведены следующие мероприятия:

- открытые уроки , внеклассные мероприятия ;

-выпущены газеты о русском языке;

-проведены открытые уроки в 5-10 классах;

-проведены конкурсы сочинений, стихотворений о русском языке;

-проведено внеклассное мероприятие , посвящённое творчеству А. П. Чехова в 6, 8, 10 классах.

        Рекомендации: предметная  неделя по русскому языку и литературе прошла со 100% охватом учащихся, мероприятия были интересными и направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету. Учителям : Галявеевой Р. Я. и Евлановой обобщить опыт работы по проведению методической недели и оформить рабочую папку

« Из опыта работы  учителей русского языка и литературы. Предметная неделя».

                           Подписи :

                                               Справка

по итогам классно- обобщающего контроля 4 класса

В соответствии с годовым планом учебно- воспитательной работы в течение апреля  администрация школы проводила классео- обобщающий контроль за уровнем обученности и воспитанности учащихся 4 класса, способность класса к учебно- познавательной деятельности. Данный вид контроля традиционный в нашем школе. В ходе контроля ставились следующие задачи:

1.пронаблюдать, насколько организованны учащиеся на уроке ( дисциплина, внимание, выполнение домашнего задания, работоспособность на уроке, утомляемость).

2.Проявление интереса к учёбе, к различным учебным предметам

( активность на уроке, желание работать, умение слушать учителя, друг друга, вопросы к учителю и т. д.)

3.Взаимодействие учащихся на уроке ( уважение к ответу одноклассника, умение оценить свой ответ и ответ одноклассников. Доброжелательное отношение к оцениванию ответов).

4 Степень усвоения программного материала.

5. Умение учителей организовать учебную деятельность учащихся на уроке.

6.Изучить, какие приёмы используют учителя для поддержания интереса к своему предмету и активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

7.Использование учителями элементов развивающего обучения и дифференциации.

В ходе проверки были посещены уроки, классные часы, проведены срезы пор русскому языку и математике, проверены тетради, дневники учащихся.

 Результаты контрольных работ таковы:

                                Русский язык- контрольный диктант с дополнительными заданиями по теме «Правописание окончаний глаголов».Писали работу-24 ученика из 28, 1 ученик находится на надомном обучении (Пономарёв И.)

Справились на «5»-2

                     на «4»-11

                     на «3»-9

                     на «2»-2

Успеваемость-92 %, качественная успеваемость-54 %.

Справились с дополнительным заданием

                     на «5»- 8 учащихся

                     на «4»-11

                     на «3»-3

Успеваемость-100%, качественная успеваемость-79 %.

Математика- контрольная работа по теме «Деление на многозначные числа».

Писали работу-26 уч-ся из 27.

Справились на «5»-1

                     на «4»-21

                     на «3»-3

                  на «2»-1 ученик, Ерёмин Е.

Успеваемость-96 %, качественная успеваемость-85 %.

Выводы и предложения: уровень организованности и воспитанности учащихся , способность класса к учебно-познавательной деятельности на хорошем уровне, на уроках учащиеся дисциплинированны, внимательны, домашнее задание выполняют почти все (за редким исключением- Ерёмин Е., Калашникова М.) Работоспособность на уроке у 70 % учащихся высокая, есть очень активные ученики: Москвичёва Е., Казанцева М., Ищенко А., Лобова А., Вальщиков Р.У учащихся в основном сформированы общеучебные навыки, желание работать, умение слушать учителя, друг друга, правильно оценивать свои и ответы одноклассников. Необходимо ответить доброжелательность самого учителя, старательность и целенапрвленность действий в достижении учебно- воспитательных задач.

С целью поддержания интереса к учёбе и активного внимания учащихся Ольга  Николаевна применяет на каждом уроке наглядность, вовлекает в работу весь класс, используя разноуровневые, дифференцированные задания,  элементы развивающего обучения.

 

Подпись:

                                                                                     

Справка по итогам проверки 10-го класса

             

Цель: проверить успеваемость учащихся 10-го класса, их готовность к продолжению образования.

Сроки: декабрь 2009 года.

Комиссия: зам. директора по УВР, председатель ММО.

С целью проверки успеваемости учащихся 10 –го класса в декабре 2009 года проводилась проверка успеваемости 10-го класса и готовности класса к дальнейшему обучению. С этой целью были посещены уроки, проведены контрольные срезы, проверены тетради и дневники учащихся, классный журнал.

        По русскому языку проведён срез знаний учащихся в форме тестирования 24 декабря. Результаты  тестирования:

в классе-9 учащихся, выполняли работу-9 учащихся.

Справились с работой на:

«5»-5 уч-ся

«4»-1

«3»-3

«2»-0

Успеваемость-100%,  качественная успеваемость-67%.

По математике была проведена контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямой и площади» была проведена 11.12.2009 года. Результаты контрольной работы:

Выполняли работу 9 учащихся из 9.

Справились на:

 «5»-1 уч-ся

«4»-4

«3»-3

«2»-1(Секалина Н.)

Успеваемость-89%, качественная успеваемость-56 %.

        По химии проведена контрольная работа по теме «Углеводороды»  8. 12. 2009 года. Результаты контрольной работы: выполняли работу-9 учащихся из 9.

Справились на

«5»-2 уч-ся.

«4»-4

«3»-3

«2»-0

Успеваемость-100 %, качественная успеваемость-67 %.

По физике проведена контрольная работа по теме «Механика» 13 января. Учитель Мустафин И. М. в декабре 2009 года находился на стационарном лечении, осуществлялась замена уроков физики учителем Гилязовой Р. Н. Результаты контрольной работы: писали контрольную работу-8 уч-ся из 9.Справились на

 «5»-0 учащихся

«4»-7

«3»-3

«2»-0

Успеваемость-100%, качественная успеваемость-88 %.

Выводы и предложения: исходя из результатов посещения уроков, проверки документации, результатов контрольных работ можно сделать вывод о том, что учащиеся 10 –го класса готовы к дальнейшему обучению в школе. Учителя-предметники ведут целенаправленную подготовку к экзаменам в форме ЕГЭ, учащиеся в основном успешно усваивают программный материал. Классный руководитель Галявеева Р. Я. держит постоянную связь с родителями учащихся, регулярно проводит классные родительские собрания.

         Подпись:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо(например, компьютером).Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обу...

Мастер-класс "Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка"

Все мы работаем в школе с одной целью: создание условий для повышения качества образовательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие формы и ме...

Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.

Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....

Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку

Аннотация: В статье рассматриваются особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения, как наиболее актуальные на современном этапе преподавания. Рассма...

Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе

В презентации рассматриваются формы, методы и приёмы обучения учащихся подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе, особенности аргументативных текстов....