Педагогический проект "Родительский университет" для родителей первоклассников
проект на тему

Алексеева Ирина Николаевна

Педагогический проект «Родительский Университет» для родителей первоклассников призван повысить компетентность родителей в понимании ими готовности ребенка к школе, информировать родителей об особенностях процесса психолого-социальной адаптации первоклассников к процессу школьного обучения, познакомить с методами и приемами по преодолению трудностей в обучении и поведении детей и формированию у каждого ребенка новой социальной позиции ученика через создание ситуации успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.Н. Алексеева, Т.И. Градобоева, Т.В. Лисицина

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, ЯНАО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

“От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”.

В.А.Сухомлинский.

ВВЕДЕНИЕ

Несомненно, что одним из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей является период поступления в первый класс. Это касается как социально-психологической сферы, так и физиологической. Проблемы в адаптации ребенка имеют очень серьезные последствия и сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.

В нашей школе функционирует Психолого-социально-логопедическая служба сопровождения ребенка. Основной целью сопровождения является реализация комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. Одно из приоритетных направлений – диагностико-профилактическая работа с будущими первоклассниками, с целью изучения индивидуальных особенностей детей, уровня развития их познавательных процессов и профилактики дезадаптации. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников включает в себя диагностическую деятельность, реализацию программы адаптационных занятий для будущих первоклассников «Тропинка в школу», серию консультаций для родителей. Все это дает позитивные результаты.

Но в последние годы мы отмечаем, что более 80% родителей испытывают тревогу по поводу вступления их детьми в школьную жизнь, каждый второй родитель затрудняется в определении составляющих школьной готовности, абсолютное большинство участвующих в анкетировании выразили потребность в проведении практико-ориентированных занятий специалистами образовательного учреждения. Зачастую родители предъявляют неадекватные требования к ребенку, опираясь на отрывочные знания о данном периоде развития и как следствие, нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения у детей.

Осознавая, что адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья, мы приняли решение о разработке данного педагогического проекта.

Педагогический проект «Родительский Университет» для родителей первоклассников призван повысить компетентность родителей в понимании ими готовности ребенка к школе, информировать родителей об особенностях процесса психолого-социальной адаптации первоклассников к процессу школьного обучения, познакомить с методами и приемами по преодолению трудностей в обучении и поведении детей и формированию у каждого ребенка новой социальной позиции ученика через создание ситуации успеха.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Нормативно-правовое и программное обеспечение для разработки проекта

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» (№ 03-132 от 27.01.2009).
  3. Письмо Министерства образования РФ – «Рекомендации по организации приема в первый класс» (М., 2003 № 03-51-57 ин/13-03).
  4. Методическое письмо Института возрастной физиологии РАО от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе».
  5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), 2003 г.
  6. Устав и Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма.
  7. Институциональная локальная программа «Преемственность».

Разработчики проекта

  • Алексеева Ирина Николаевна, учитель-логопед высшей кв. категории;
  • Градобоева Татьяна Ивановна, педагог-психолог высшей кв. категории;
  • Лисицина Татьяна Владимировна, педагог-психолог высшей кв. категории.

Обоснование актуальности проекта

Первый год обучения в школе является не только одним
из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Кроме того, именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Анкетирование, проведенное среди родителей будущих первоклассников, показало, что более 80% родителей испытывают тревогу по поводу вступления их детьми в школьную жизнь, каждый второй родитель затрудняется в определении составляющих школьной готовности, абсолютное большинство участвующих в анкетировании выразили потребность в проведении практико-ориентированных занятий специалистами ОУ.

На сегодняшний день в школе успешно действует модель комплексного сопровождения обучающихся в адаптационный период. Одним из важных направлений адаптационно-профилактической работы является работа с семьей. Осознанное включение родителей в совместную с педагогами адаптационно-профилактическую работу позволяет значительно ускорить процесс формирования у обучающихся школьно-значимых функций.

Программа практико-ориентированных занятий для родителей по профилактике школьной дезадаптации – важный элемент стратегии общения с семьей. В ходе реализации мероприятий проекта закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение младших школьников, что является неотъемлемым условием предупреждения трудностей в обучении первоклассников и формирования у детей нового социального статуса ученика.

Цель проекта:

Содействие в развитии психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам готовности детей к школе, как важное условие успешной адаптации первоклассников и принятия новой социальной позиции ученика.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с нормативно-правовой базой ОУ.
  2. Сформировать у родителей понятие «Готовность ребенка к школьному обучению».
  3. Информировать родителей о возможных трудностях в поведении и обучении детей с предоставлением рекомендаций по их коррекции.
  4. Обучить родителей упражнениям и играм, направленным на развитие личностной, познавательной, социальной, эмоционально-волевой, речевой готовности к условиям школьного обучения.
  5. Способствовать формированию культуры семейных отношений и воспитанию личности каждого ребенка.
  6. Разработать совместно с родителями мероприятия по профилактике школьной дезадаптации (экскурсии, тематические встречи, праздники).

Основные направления реализации

Духовно-нравственное:

  • осознание родителями значимости в воспитании ребенка основных моральных норм (освоение норм справедливости, правдивости, взаимопомощи, ответственности), этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляции морального поведения;
  • способствование повышению культуры формирования детско-родительских отношений;
  • развитие взаимодействия школы и семьи, формирование у детей семейных идеалов и ценностей.

Социально-педагогическое:

  • знакомство родителей с нормативно-правовой базой школы;
  • повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка на этапе предшкольной подготовки и в период первого года обучения в школе.

Коррекционно-развивающее:

  • коррекция детско-родительских отношений, ригидных стереотипов воспитания;
  • развитие умения выстраивать конструктивные отношения
    в семье в процессе воспитания ребенка.

Профилактическое:

  • систематизация работы в школе и в семье по профилактике дезадаптации;
  • обучение родителей приемам, направленным на снятие нервно-психического напряжения и повышение стрессоустойчивости.

Сроки реализации проекта:

Ежегодно с марта по декабрь.

Этапы реализации программы

  1. Диагностико-консультативный (март – май).
  2. Информационно-деятельностный (сентябрь – ноябрь).
  3. Рефлексивный (декабрь).

Содержание деятельности на каждом этапе

  1. Диагностико-консультативный:
  • комплексное обследование уровня готовности детей к обучению в школе;
  • собеседование с родителями по итогам диагностики;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • предоставление рекомендаций по формированию у детей школьно-значимых функций.
  1. Информационно-деятельностный:
  • реализация серии практико-ориентированных семинаров для родителей первоклассников.
  1. Рефлексивный:
  • подведение итогов участия в семинарах (в форме круглого стола), с проведением рефлексии;
  • определение системы дальнейшей совместной работы по воспитанию первоклассников в семье и в школе.

База

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Участники

Родители обучающихся первых классов

Ожидаемые результаты от внедрения проекта

  • Повышение уровня адаптации первоклассников к учебно-воспитательному процессу.
  • Своевременная сформированность у детей школьно-значимых функций, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Принятие детьми социальной позиции ученика на основе адекватной самооценки.
  • Сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.
  • Осуществление эффективного взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей.

Практические мероприятия по взаимодействию с родителями

Сроки проведения

Название мероприятия

Форма проведения

Содержание

Ответственные

теория

практика

Март

«На пороге школы»

Лекторий,

анкетирование, дискуссия

Знакомство
с нормативно-правовой базой школы

Изучение, обсуждение

Социальный педагог

Ознакомление родителей с учебно-методическими комплексами, реализуемыми в школе

Изучение учебных пособий

Заместитель директора по УВР

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Обсуждение проблемных

ситуаций

Педагог-психолог

Речевая готовность к школьному обучению

Обсуждение аудиозаписей собеседования некоторых детей

Учитель-логопед

Май

«Домашнее задание родителям»

Практико-ориентированное занятие

Определение понятия элементарных математических представлений и представлений об окружающем мире.

Обучение родителей методам и приемам развития элементарных математических представлений.

Игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире.

Учитель начальных классов

Взаимозависимость развития мелкой моторики и познавательных процессов.

Обучение родителей методам и приемам развития познавательных процессов и мелкой моторики.

Педагог-психолог

Сформированность фонематических процессов, связной речи – необходимое условие успешного овладения грамотой.

Обучение родителей игровым приемам развития фонематических процессов и связной речи.

Учитель-логопед

Сформированность коммуникативных навыков – важное условие успешности ребенка в коллективе сверстников.

Знакомство с играми, направленными на развитие коммуникативных навыков.

Социальный педагог

Сентябрь

«Учимся вместе»

Лекторий,

беседа, элементы тренинга

Права и обязанности родителей школьника. Знакомство со школьными правилами поведения.

Обсуждение проблемных ситуаций.

Социальный педагог

Особенности психолого-социальной адаптации детей
к школе.

Обучение родителей методам и приемам развития адекватной самооценки, навыков саморегуляции, снижению уровня личностной тревожности.

Педагог-психолог

Психофизиологические особенности младшего возраста

Обсуждение режимных моментов в жизни первоклассника

Врач-педиатр

Ноябрь

«Стили семейного воспитания»

Анкетирование,

дискуссия, элементы тренинга

Семья как социальный институт формирования личности ребенка

Обсуждение некоторых статей семейного кодекса

Социальный педагог

Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка

Ролевое проигрывание ситуаций

Педагог-психолог

Роль родителей в коррекционно-развивающей работе по преодолению речевых нарушений

Ознакомление с психолингвистическими приемами поддержки ребенка

Учитель-логопед

Декабрь

«Подведем итоги»

Круглый стол,

рефлексия

Адекватное оценивание ребенком школьной ситуации посредством рефлексии

Обучение приемам формирования рефлексивных навыков у первоклассников

Учитель начальных классов

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи обучающихся

Знакомство с нейропсихологическими приемами развития фонематических процессов.

Учитель-логопед

Развитие навыков волевой регуляции поведения и деятельности у первоклассников как условие успешной адаптации к учебно-воспитательному процессу.

Обучение специальным упражнениям, направленным на развитие навыка саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения у детей.

Педагог-психолог

Подведение итогов адаптации детей к школьному обучению.

Составление графика индивидуальных и подгрупповых консультаций

Педагог-психолог

Риски

Условия возникновения

Методы устранения

Слабая заинтересованность

в реализации мероприятий проекта родительской общественности.

Освещение текущих мероприятий в местах, доступных для родительской общественности (информационные стенды, официальный сайт школы, СМИ).

Перспективы реализации проекта

Реализация проекта продолжится в постоянном режиме.

Новые задачи:

  1. расширение мероприятий проекта через привлечение социальных партнеров;
  2. разработка проектов взаимодействия с родителями на основе системно-деятельностного подхода для родителей школьников всех уровней образования;
  3. трансляция позитивного опыта реализации педагогического проекта «Родительский Университет» для родителей первоклассников на различных уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный проект реализуется в школе второй год. Можно с уверенностью говорить о позитивных результатах педагогического проекта «Родительский Университет» для родителей первоклассников. Благодаря проекту закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение младших школьников, что является неотъемлемым условием предупреждения трудностей в обучении первоклассников и формирования у детей нового социального статуса ученика.

По данным психологической диагностики отмечается повышение уровня адаптации первоклассников к учебно-воспитательному процессу, принятие детьми социальной позиции ученика на основе адекватной самооценки, позитивное отношение к школе.

Список литературы

1. Л.Н. Атмахова Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ Текст: дис. канд. пед. наук / Л.Н. Атмахова. – Екатеринбург, 2006. – 177 с.

2. Т.В. Воликова Учитель и семья. – Москва, 2007. – 44 с.

3. В.А. Гейко «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 2009, с. 60-61.

4. И.В. Гребенщиков Школа и семья. – Москва, 2005. – 54-56 с.

5. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

6. Н.В. Микляева Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Метод. пособие для воспитателей / Н.В. Микляева. М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.

7. Е. Смолко Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 2005, № 9. – С. 19-21.

8 Е.Я. Щербакова «Проект совместной деятельности школы с родителями учащихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/47/29292/.

9. И.Г. Афанасьева Проект «Семейная гостиная» как инновационная модель взаимодействия с родителями воспитанников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2011/90/proekt_semejnaya_gostinaya.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям первоклассника.

Памятка для родителей первоклассников...

План-конспект собрания для родителей первоклассников, занимающихся в логопедической группе по теме « Формирование навыков письма и чтения у обучающихся»

Проблема нарушений письма и чтения (дисграфия и дислексия) - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знан...

Памятка для родителей первоклассников

Памятки для родителей первоклассников по режиму, взаимоотношениям в семье....

Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников

О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...

Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....

Тренинг для родителей первоклассников "Как помочь адаптироваться первокласснику"

Цель:-Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.-Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.-Повысить интерес родителей к...

Буклет для родителей " Рекомендации родителям первоклассников по успешной адаптации к школе"

Буклет разработан как памятка для тродителей с полезными практическими советами учителя-дефектолога по адаптации первоклассников по АООП (вариант 2)...