Формирование навыков общения воспитанников детского дома , как важное условие формирования личности.
методическая разработка на тему

Проказова Елена Анатольевна

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt20.42 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство Образования Республики Мордовия Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа»

    Формирование навыков

    общения воспитанников

  детского дома ,как важное

     условие формирования

              личности.

   Подготовила: Проказова Е.А.

г.о. Саранск

        Большой интерес с точки зрения педагогов представляют взаимоотношения, возникающие между воспитанниками детского дома. На первый взгляд может показаться, что дети разных возрастов, проводя в условиях детского дома большую часть времени вместе, чувствуют себя одной семьёй. На самом деле их отношения не столь однозначны и далеко не благополучны. Формирование детского коллектива детского дома, как большой семьи- сложнейшая педагогическая задача. Режим, размещение детей в разного возраста в спальнях, желание воспитателей оградить малышей от, подчас, негативного влияния старших- всё это определённым образом изолирует их друг от друга. Положение порой усугубляется ещё и природной «некоммуникабельностью», безынициативностью некоторых детей.

        В целом складывающиеся отношения между старшими и младшими воспитанниками детского дома условно можно разделить на 4 категории: равнодушное (не замечают, никак не выделяют младших из общей массы); партнёрское (общаются не видя разницы в возрасте и не проявляя заботы о них и интереса к ним, как к личности); позитивно- покровительственное (шефствуют над малышами, помогая воспитателям в организации игр, экскурсий, прогулок); негативно- покровительственное (обучают младших брани, курению, провоцируют хулиганские поступки)

        Когда воспитатели в ходе мероприятий, занятий, анкетирования задают детям вопрос: « Умеете ли вы общаться?». Дети всегда отвечают: «Да, конечно», без тени сомнения и колебания. Но ответившие «да, конечно», невольно показали себя не с самой лучшей стороны, проявили некритичность в отношении самого себя. Авторы утвердительного ответа уверены,что «общение- это всегда разговор» и ничего больше. Между тем «общение»- понятие более глубокое. Наличие речевого высказывания хоть и очень важно, не является единственным признаком общения. Иногда можно достичь целей общения без слов. А иногда слова слышаться там, где никакого общения вроде бы и нет. Ведь возможно же «понимание с одного взгляда», т. е. Без слов, без речи вообще. Кому не приходилось общаться таким образом с родными или близкими людьми. Если мы хотим, чтоб нас поняли правильно, надо, чтобы и форма и содержание, и смысл того, что мы намерены сообщить, гармонично сливались друг с другом. Каналы связи при этом должны быть свободными от «шума»: так  специалисты называют любые (не только звуковые) помехи. Разговаривая, нехорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами, например листать книгу.

        Если классифицировать общающихся

, то, вероятно, имело бы смысл различать их по таким существенным ( с точки зрения эффективности общения) признакам, как возрастные, половые, общекультурные, образовательные. Важен при этом ещё и признак, который можно назвать уровнем сформированности культуры общения.

        Правильные здоровые взаимоотношения между воспитанниками- важное условие для нормальной жизни детского дома, для формирования коллектива. Но сегодня работа каждого воспитателя с семьёй крайне обособлена, мало бывает совместных мероприятий с детьми из других семей. Речь конечно не идёт о тех случаях, когда ребёнок забегает в первую попавшуюся семью, чтобы посмотреть телевизор, а хозяева семьи его « терпят». Здесь важно приглашение. Ходить друг к другу в гости должно стать не отдельным мероприятием, а доброй традицией детского дома. В режиме детского дома надо предусмотреть время и место для совместного неформатного общения ребят из разных семей. Это может быть игровая комната, спортивная площадка, фойе, зал. Понятно, что в такой обстановке дети будут бывать по желанию. Присутствие педагогов,контроль с их стороны не должны быть навязчивыми, сковывающими. Однако детям необходимо чувствовать теплоту их присутствия и молчаливое одобрение, если всё идёт хорошо. Пусть в играх, разговорах, просто находясь рядом, дети лучше узнают друг друга. Пусть накапливают опыт общения, который предполагает и умение понять интересы партнёров, и умение подчинить свои личные интересы общим, и многое другое, что пригодится ребёнку в самостоятельной жизни.

        Детский дом имеет достаточно большое количество обслуживающего персонала ( повара, уборщицы, плотник, электрик, сантехник, водители и другие). Для детей- сирот более доступными являются те виды труда, в основе которых лежит практическая деятельность, особенно если результаты этой деятельности видны сразу. Поэтому так заманчиво для них помочь повару, столяру, водителю. Ребята любят быть в гараже, на кухне, во дворе. Младшие приходят из любопытства, старшие предлагают помощь. Контакты эти ценны тем, что проходят не в праздности. Именно здесь, в естественных, неучебных условиях, воспитанники знакомятся с теми видами труда, навыки в которых пригодятся им в дальнейшей жизни. Кроме того, здесь можно остаться наедине со взрослым или даже с самим собой,чего воспитанники лишены в семье. Здесь скорее завяжется душевный разговор.

        Воспитатели, зная интересы и наклонности воспитанников отпускают детей в гараж, в мастерскую, на кухню. Такое решение предваряется беседой с тем работником школы, к которому отправляется ребёнок. Эти контакты поддерживаюся постоянно. Учитывая определённую изоляцию воспитанников детского дома от окружающего мира, можно сказать, что обслуживающий персонал с педагогами составляют для детей своеобразный срез общества. От того, какие люди окружают детей- сирот повседневно, во многом будут зависеть их представления о людях вообще. Многие дети имеют товарищей из других детских домов и школ- интернатов, вожатых и воспитателей из оздоровительного лагеря, родственников. Дети навещают их, общаются по телефону, пишут письма, приезжают в гости и к ним.

        Для успеха работы наиболее важны два фактора. Первый- личный авторитет воспитателя. В доверительной обстановке ребёнок может поделиться многим и это позволяет воспитателю,если он в том видит необходимость, переключить его на другое занятие, например на помощь в каком- либо деле. Важно удержать ребёнка от нежелательной встречи с отрицательными людьми. Случайные знакомства заводят импульсивные, расторможенные, страдающие отклонениями в поведении дети. Они замыкаются в себе, а потом делают то, что хотят, без разрешения. Воспитатель теряет связь с такими детьми, а это опасно. Второй фактор,помимо авторитета воспитателя- помощь самих ребят. В каждой семье есть свой, выбранный детьми, актив, помощники старших. Именно они предупреждают воспитателей о нежелательном общении других членов семьи. Ведь дети больше знают друг о друге. Понятна взаимообусловленность обоих названных факторов. Авторитет может иметь только педагог, понимающий мир ребёнка, и только в этом случае ему удастся найти помощников среди воспитанников.

        Чаще всего в качестве терапевтического средства в своей работе мы используем игротерапию, поскольку доказано, что игровая форма занятий наиболее доступна и эффективна в работе с детьми- сиротами. Игра позволяет организовать совместную деятельность ребёнка со взрослым (будь то учитель или воспитатель), сориентировать его на адекватные способы и средства коммуникации. Импровизируя с детьми на определённую тему, можно варьировать ситуации и, соответственно, задания, включая те, которые отвечают индивидуальным проявлениям характера данного ребёнка, а так же тем общим для воспитанников детского дома особенностям, которые обусловлены спецификой их развития вне семьи. В сюжет импровизированной сказки могут входить, «Вплетаться» упражнения- тренинги для конфликтных детей, для детей с затруднениями в общении, замкнутых, эмоционально неотзывчивых, тревожных или беспокойных. А также игры- тренинги ( они имеют особое значение в рамках детского дома) для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций, для снятия страхов и укрепления чувства уверенности в себе, для снятия психомышечного напряжения и профилактики психологического переутомления, для обогащения опыта ребёнка разнообразными способами общения, тренировки выражения чувств и развития эмпатии; для развития свободы движений, мимики и другие. Эти игры можно включать в занятия, развивать их познавательный интерес, мелкую моторику, волевые качества, произвольность поведения и общения.

        Активная человеческая деятельность реализуется не только в предметной деятельности, но и в общении с другими людьми. Проблема общения и взаимопонимания всегда была острейшей проблемой человеческого общества. Особенно актуальна она для воспитанников детских домов и школ- интернатов, поскольку тесно связана с такими важными вопросами, как социализация и социальная адаптация детей, воспитывающихся вне семьи. Именно подготовка детей к общению с другими людьми, умение добиваться взаимоотношения, налаживать взаимодействие с окружающими поможет решить нашим воспитанникам многие проблемы и избежать ненужных трудностей сейчас и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование  здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...

Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".

Формирование   социально - значимых  качеств  и  навыков  у  воспитанников учреждений  интернатного  типа -  как  необходимое  условие...

Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....

Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома

Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и  поддержании условий для самореализа...