Выступление к педагогическому совету
учебно-методический материал на тему

Калугина Марина Валентиновна

Выступление к пед.совету на тему  "Использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

      Модернизация  российского образования состоит  в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

Ключевые компетенции рассматриваются,  как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. 

Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Выделяют следующие ключевые компетенции:

Ценностно-смысловую – это способность ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; способность принимать человека, как высшую ценность; способность осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.

Общекультурную – это не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение людей других национальностей, религий, культур, языков, рас.

Учебно-познавательную – это знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики; владение приёмами действия в нестандартных ситуациях.

Информационную  - это умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

Коммуникативную  - это умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

Социально-трудовую  - это  умение человека полноценно жить в обществе; брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

Компетенцию личностного самосовершенствования - потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни; способность к, прогнозированию результатов своей деятельности и поведения; владение способами самопознания, самосовершенствования, способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.

"Строительство" ключевых компетенций "закладывается" в образовательный процесс посредством современных технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно - коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве и др.

Как при обучении математике сформировать ключевые компетенции?

Так как ключевые компетенции формируются в процессе деятельности учащихся, перед учителем стоит вопрос необходимости  использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Однако при создании проблемной ситуации на уроке необходимо придерживаться определённых требований к формулировке проблемных вопросов. Вопрос становится проблемным если :

-   содержит в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;

- вызывает удивление при сопоставлении нового материала с ранее известным.

 Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, ситуация затруднения, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация выбора.

При обучении математики детей с нарушением слуха можно использовать элементы проблемного обучения при изучении нового материала или уроков первичного закрепления.

Технология проблемного обучения  позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

  Ученический проект – это специально организованный учителем и      самостоятельно выполняемый учащимся комплекс  действий, завершающихся    выполнением  творческого задания.

Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

При работе над проектом учитель ставит следующие  задачи:

  • обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
  • повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску;
  • научить школьников оформлять научные идеи, размышления;
  • организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности;
  • обучать школьников публичному выступлению;
  • обучать учащихся рефлексии;
  • расширять образовательное пространство учеников, их мировоззренческий кругозор;
  • способствовать мотивированному выбору профессии.

В ходе работы над проектом учащиеся получают возможность найти и изучить информацию о предмете исследования и выполнить творческие задания. Темы проектов могут быть самые разнообразные:

«Симметрия вокруг нас» (6 и 7 класс), «золотое правило сечения» (6 класс),

«Календарь и треугольники», « Математические памятники Древней Руси»,

« Практическое применение подобия треугольников» (8 класс).

Оформляя результаты исследовательской деятельности учащиеся, используя ИКТ, учатся:

  1. Искать информацию в различных источниках.
  2. Использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет.
  3. Размещать свои материалы в сети.

Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий позволяют наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся на уроках математики

Проблемное и проектное обучение способствует формированию общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, готовности к самообразованию.

Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик является  активным и равноправным участником образовательной деятельности.

      Применение ИКТ на уроках математики способствует:

        активизации познавательной деятельности учащихся;

        развитию мышления и  математической логики;

        направленности мыслительной деятельности на поиск и исследование.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для учащегося  он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. 

Программное обеспечение математики очень разнообразно: электронные учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео уроки.

Возможности компьютера могут использоваться на уроках математики в следующих вариантах:

  • выборочное использование дополнительного материала; 
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • использование презентаций на уроках;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; 
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков; (программа «Живая математика»)
  • формирование информационной компетентности обучающихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.

(При подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации ребята использовали материал для подготовки с сайта)

Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности,
  • эффективнее использовать время на уроке.
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует

                         познавательную деятельность учащихся.

Использование тестов способствует отработке  знаний и умений учащихся по изучаемой теме.  Виды тестирования на уроке могут быть разнообразными:      

  • обучающие тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ребенок сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой;
  •  контролирующие тесты предназначены для проверки знаний обучающихся по теме, тестирование позволяет проверить свои знания без участия преподавателя.

Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами

(в электронном виде)  формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в образование, особое место занимают интерактивные доски.  В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.

Преимущества использования интерактивной доски на уроке на уроке математики очевидны: 
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока. 
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся  активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех, кто пропустил урок или не вполне хорошо освоил тему.

 Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя. 
4. Повышается уровень компьютерной компетенции преподавателя. 
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.


Какова же эффективность применения ИКТ-технологий на уроках математики?

  • Во-первых, использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти;
  • во-вторых, позволяет использовать более обширную информацию на уроках; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;
  • в-третьих, делает уроки интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышает мотивацию к обучению.

Применение информационно-коммуникационных технологий формирует учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенцию.

Особая роль в формировании компетенций на уроках математики принадлежит игровым технологиям.

Игра на уроках математики  направлена на решение следующих задач:

  • освоение содержания предмета ;
  • развитие познавательной и личностной сферы ученика;
  • оптимизации отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;

Реализация в учебном  процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:

  • игра стимулирует познавательную активность детей, "провоцирует" их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
  • игра позволяет использовать жизненный опыт детей;
  • игровой процесс не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
  • игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной компетенции благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;

Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.

Для создания на уроке игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде: презентаций, интерактивных программ; графических демонстрационных и раздаточных материалов; видео, аудио или мультипликационных фрагментов.

Игровые технологии помогают формировать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенции.

Важным звеном в формировании «ключевых компетенций» на уроке математики является технология сотрудничества.  Технология сотрудничества основана на содружестве всех участников педагогического процесса, учитывает их интересы.

Технология сотрудничества реализует равенство партнерства в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:

  • Обучение в команде

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

  • Учимся вместе

Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы.  Каждая группа получает одно задание, являющееся частью всего задания по теме, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала.

  • Исследовательская работа учащихся в группах.

Акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся,  они работают индивидуально или в группах. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

  • Вариант «свободного выбора»

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

Каковы преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Технология сотрудничества  способствует формированию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, социально-трудовую компетенцию.

 В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый учитель понимает его по-своему.  Планируя систему уроков по математике, учитель должен  использовать средства, формы и приемы обучения, которые не только формируют предметные знания, умения и навыки, но и обеспечивают  достижение общеобразовательных целей:

 умение адаптироваться к жизни;

 развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;

 развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;

 воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...