Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
рабочая программа (6 класс) на тему

Козачанская Алевтина Андреевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura._6_klass.doc361 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП  ООО (ФГОС)

муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Сальска                                                                                              

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ СОШ №4

приказ №       от               2017

____________   Э.Г. Клец

       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(основное общее образование)

для 6 «А» класса

Количество часов – 102

Учитель русского языка и литературы   Козачанская Алевтина Андреевна

Программа разработана на основе Программы для 5-9 классов: Основное общее образование / Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др./ под ред. И.Н.Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса литературы 6 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

1.         Литература: Программа для 5-9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2.Образовательной программы МБОУ СОШ №4 г. Сальска на 2017-2018 учебный год.

3.Расписания уроков на 2017-2018 учебный год.

        

Цели и задачи обучения

                Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и эмоционального восприятия художественного текста,  понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

        В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи:

- формировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем важнейшее место в духовной жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этический и  эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

- использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На изучение литературы в 6 «А» классе отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год (из Федерального базисного (образовательного) учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации –  3 часа в неделю).

В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ СОШ №4 на 2017-2018 учебный год, а также государственными праздниками, данная программа рассчитана на 102 часа. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса литературы, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала по разделам « Дружеские чувства в жизни человека» на 1 час, «Человек в экстремальной ситуации» на 2 часа.

Планируемые результаты освоения предмета

        Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

        Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

        • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

        Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

        • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

        • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

        • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

        • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

        • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

        3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

        • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Т е м а 1. Герой в мифах

Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги как олицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизнь богов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литература и искусство как хранители мифологических сюжетов.

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

1. Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея.

Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.

2. Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера.

3. Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды. Любовь как источник искусства в мифе об Орфее и Эвридике. Решимость героя, его талант, безграничная любовь и награда богов. Сомнение в слове бога — причина наказания Орфея. Античные образы в европейском искусстве.

Теоретико-литературные знания. Представление о мифе. Космогонические мифы. Мифологический герой. Представление

о легенде. Миф и литература.

Культурное пространство. Античные образы в европейском искусстве и современной культуре. Мифологический словарь.

Внеклассное чтение. Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»;

Т е м а 2. Герой и человек в фольклоре. 

Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники родной земли.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения.

2. Баллада «Авдотья Рязаночка»

Историческое содержание в русских балладах. Отражение трагических событий монголо-татарского нашествия в балладе«Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета.

Теоретико-литературные знания. Представление о героическом эпосе и былине. Фольклорная баллада. Гипербола. Литота. Антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы, формулы для обозначения общих мест. Ритм.

Культурное пространство. История России. Монголо-татарское нашествие. Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Фольклорные образы в современном искусстве. Картины В. М. Васнецова«Богатыри», «Витязь на распутье» и др. Художественный фильм А. Л. Птушко «Илья Муромец», мультипликационные фильмы по сюжетам русских былин.

Т е м а 3. Герой и человек в литературе

Р а з д е л 1. Человек в историческом времени

Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий.

1. Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»)

«Повесть временных лет» и летописец Нестор.

«Сказание о походе князя Олега на Царьград». Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественное в летописи.

«Сказание о Кожемяке». Княжение Владимира Святославича и его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства. Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образов богатырей.

«Сказание о белгородском киселе». Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям. Лаконизм летописного изложения событий. Особенности повествования, синтаксиса, подчеркивающего последовательность и непрерывность действия.

Теоретико-литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Жанр сказания. Гипербола. Антитеза.

2. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. Попытка Олега обмануть судьбу и отношение к этому Пушкина. Композиция баллады. Роль заключительной строфы. Роль тропов в создании атмосферы баллады. Сопоставление изображения гибели Олега в летописи и в балладе Пушкина. Авторская идея произведения.

Теоретико-литературные и аналитические знания. Баллада. Высокая лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Строфа. Художественная идея. Стилизация.

Культурное пространство. Древняя Русь. Киев. Византия. Церковно-славянский язык. Князь Олег. Походы Олега. Печенежские набеги на Русь. Вече. Картины В. М. Васнецова «Олеги кудесник», «Тризна по Олегу».

3. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов»

Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской

перед равнодушным временем. Роль образов природы и авторских вопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Сопоставление с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и с «Песнью о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Исторические события и их изображение в балладе «Василий Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. Образ Курбского и авторское отношение к нему. Выразительно-изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Средства выражения авторского отношения к герою. Стилизация и сохранение особенностей древнерусского языка в послании Курбского как прием, создающий установку на достоверность. Образ Василия Шибанова. Авторская романтизация событий и образов. Прямая речь Шибанова в финале баллады, ее смысл и роль в произведении. Неоднозначность авторского отношения к личности Шибанова. Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Теоретико-литературные знания. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтическом произведении и романтическом герое. Представление о художественной правде и художественном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза. Эпитет, метафора. Стилизация.

Культурное пространство. Эпоха Ивана Грозного, опричнина.

4. И. А. Крылов. «Волк на псарне»

Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо-аллегорическое изображение Наполеона в образе Волка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка. Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни.

Теоретико-литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Эзопов язык. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позиция автора. Афоризм.

Культурное пространство. Тема войны 1812 года в русском искусстве.

Р а з д е л 2. Человек в эпоху крепостного права

1. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие. Образный параллелизм, сравнения и метафоры, роль художественных средств в создании настроения. Усиление печали до отчаяния к финалу стихотворения. Музыкальность поэзии Кольцова. Авторское отношение к крестьянскому миру. Сравнение с лирическими фольклорными песнями.

Теоретико-литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм. Символика песен.

2. И. С. Тургенев. «Муму»

Отношение Тургенева к крепостному праву. Повесть «Муму» — история освобождения человеческой души. Композиция, конфликт и система образов персонажей. Мир глазами Герасима и глазами барыни. Отношение к Герасиму окружающих его людей. Художественные средства создания образа Герасима. Портрет и поступки как способы характеристики героя. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Финал повести, его психологическая достоверность. Образы крестьян у Тургенева и Кольцова.

Теоретико- литературные знания. Повесть, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор

и повествователь в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа.

3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лиро-эпическое произведение. Композиция произведения. Образ автора и образы крестьянских детей. Образ русской природы и его роль в поэме. Художественные средства создания образов в поэме. Авторское отношение к изображаемому и средства его выражения. Своеобразие художественного языка Некрасова. Художественная  идея поэмы. Сравнение образов крестьянского мира в изображении Некрасова и Кольцова.

«Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее  выражения.

Теоретико-литературные знания. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.

Культурное пространство. Крепостное право. Барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина. Крестьянский труд. Русское прикладное искусство как отражение народного сознания. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве: В. Г. Перов, А. Г. Венецианов. Тема родной природы в живописи И. И. Шишкина.

4. Н. С. Лесков. «Левша»

Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. Образ повествователя и средства его создания. История Левши и история русского народа. Художественное обобщение и конкретность образов. Роль художественных деталей в создании образов. Образ Российской империи и его авторская оценка. Роль художественной условности, гиперболы в сказе.

Теоретико-литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.

Культурное пространство. Крымская война. Русские цари Александр I и Николай I. Русское прикладное искусство и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т. п.; русские мастера.

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание».

Р а з д е л 3. Человеческие недостатки

1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом»

Сатирическое изображение невежества. Расшифровка аллегорических образов. Художественные средства, вызывающие негативное отношение читателя к Свинье. Выразительность и афористичность художественного языка Крылова. Вклад Крылова в развитие басенного жанра.

Теоретико-литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе.

Культурное пространство. Писатели- баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.

2. А. П. Чехов. «Хамелеон»

Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Образы повествователя, Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смысл названия рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизм языка писателя.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь.

Культурное пространство. Быт русского дворянства и разночинцев второй половины XIX века. Художественный фильм режиссеров И. Ильинского и Ю. Саакова «Эти разные, разные, разные лица».

3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша»

Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка».Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора.

Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя- рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.

Теоретико-литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора. Речь героя. Комическое и его художественные средства.

Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов. Кинофильм Л. Гайдая «Не может быть!».

Р а з д е л 4. Человек, цивилизация и природа

1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Представления об эпохе Просвещения. Идеалы Просвещения. Взгляд просветителей на человека и цивилизацию. Испытания

Робинзона как проверка человеческих возможностей. Робинзон в начале и в конце романа и причины его изменений. Необитаемый остров как проклятие и как рай. Мудрость, приобретаемая в одиночестве. Труд как основа жизни человека, не позволяющая ему вернуться в животное состояние. Невозможность жить в одиночестве, тоска по людям и родине. Образ Пятницы. Дикари и цивилизованные люди. Возвращение на родину как завершение испытаний или начало новых. Правда и вымысел в художественном произведении. Робинзон как вечный тип; понятие«робинзонада».

Теоретико-литературные знания. Представление о романе. Приключенческий роман. Документальное и художественное.

Символ. Метафорические образы. Антитеза.

Культурное пространство. Эпоха Просвещения и просветители. Экранизации произведений Д. Дефо.

2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом приветом…», «Учись у них —у дуба, у березы…»

Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…»и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга,

вызванного пробуждением мира. Значение эпитетов и метафор. Синтаксическая специфика стихотворения: оно состоит из одного предложения. Строфика и роль повторов рассказать, проснулся, каждой. Картины пробуждающейся природы и их восприятие человеком. Взаимосвязь и взаимовлияние природы и души. Песня как результат этого взаимовлияния.

Антитеза «зима—весна» и ее смысл в стихотворении «Учись у них у дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мира человека с миром природы. Динамика авторских эмоций в стихотворении и художественные средства выражения авторского отношения к миру в лирике.

3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан»

Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева

«С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций — от восторга до горькой иронии — и ее причины.

«Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мира человека с миром природы. Композиция стихотворения — связь поэтических картин, отражающих состояние природы и жизнь человека. Прошлое, настоящее и будущее в стихотворении. Авторский взгляд на мир и авторское отношение к жизни. Роль тропов. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Двухчастная композиция и отражающая ее строфика. Композиция каждой строфы, передающая стремление ввысь и неизбежность падения. Символическое значение образа фонтана. Авторское отношение к человеку и к творческому стремлению. Роль художественных деталей в создании живописной картины фонтана. Риторический вопроси его роль в композиции произведения и выражении авторской позиции.

Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Антитеза. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Тропы.

Культурное пространство. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса.

4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…»

Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные

средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор.

5. Б. Л. Пастернак. «Июль»

Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образ летнего месяца и роль тропов в его создании. Характер необычного жильца и авторское отношение к нему.

6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем»,«Осеннее утро», «Последние канны»)

Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзажи способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого.

Теоретико-литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирических стихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях.

Культурное пространство. Русская поэзия XX века и русские поэты. Специфика языков разных искусств и их общность.

7. Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход»

Повесть-сказка Ч. Т. Айтматова. Композиция повести. Образ мальчика, способы его создания. Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее смысл. Образ природы и его роль. Образы Орозкула и его жены. Бездетность как наказание. Средства выражения авторского отношения к героям. Образ деда Момуна, его неоднозначность. Пассивное добро и его последствия. Образ шофера и его роль в повести. Кульминация повести и финал. Смысл названия и авторская идея.

Теоретико-литературные знания. Повесть. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Образ персонажа.

Легенда. Тропы.

Культурное пространство. Художественный фильм Б. Шамшиева «Белый пароход».

Р а з д е л 5. Человек в поисках счастья

1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослых и детей и мировосприятие Мари. Странности Мари. Средства создания образа девочки. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними. Конфликты, их причины и их участники. Роль названия сказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения.

Теоретико-литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемирии и образы-двойники. Идея.

Культурное пространство. Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников,анимация.

2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».Автор и рассказчик — Рудый Панько. Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Образ Вакулы, его фольклорная основа. Отчаянная решимость влюбленного кузнеца и волшебные силы. Образы нечистой силы и причины поражения черта. Быт малороссийского хутора и Петербурга. Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. Образ столицы и его роль в повести. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу. Комическое и средства его создания. Авторское отношение к героям и событиям и способы его выражения. Особенности художественного языка Гоголя. Художественная идея повести.

Теоретико-литературные знания. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Композиция. Конфликт. Система образов. Образ повествователя. Портрет в литературе. Образ места действия. Второстепенные персонажи. Индивидуальный стиль писателя. Тропы.

Культурное пространство. Культура Малороссии. Быт малороссийского хутора. Русское Рождество и Новый год. Художественный фильм А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», анимационный фильм З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством».

3. А. Грин. «Алые паруса»

А. Грин — писатель-романтик. Жанровый подзаголовок повести «Алые паруса» — «феерия» — и его смысл. Феерия в литературе. Столкновение романтического и бытового взглядов на жизнь как источник конфликта в повести «Алые паруса». Герои- мечтатели и обыватели. Образы моря и корабля как символы жизни и души человека. Активное действие Грэя и спокойное ожидание Ассоль, верность своей мечте как залог ее исполнения. Особенности композиции повести и их роль в выражении авторской идеи. Краски и музыка как художественные средства создания образа мира, их символическое значение.

Теоретико-литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы-символы. Антитеза.

Культурное пространство. Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: М. А. Волошин, И. К. Айвазовский, М. Чюрлёнис, К. Дебюсси. Кинофильм «Алые паруса» режиссера А. Птушко.

4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»

Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. Смешное и грустное в пьесе. Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам.

Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.

Культурное пространство. Интерпретаторы пьес Е. Шварца(М. Захаров). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М. Захарова «Обыкновенное чудо».

Р а з д е л 6. Дружеские чувства в жизни человека

1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»)

Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Дружба как сила, преодолевающая любые преграды. Образ надежды в стихотворении.

Теоретико-литературные знания. Дружеское послание как жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа.

Культурное пространство. А. С. Пушкин и декабристы. Лицейские друзья Пушкина. Картина Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском».

2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Образ героя в стихотворении Маяковского и его конфликт с обывателями. Способы выражения авторских чувств: ритм, звукопись, метафора, экспрессивная лексика, антитеза, иносказание. Контраст сочувствия и равнодушия, силы и беззащитности в стихотворении. Лирическое и эпическое начала. Финал стихотворения и источник оптимизма.

Теоретико-литературные знания. Экспрессия, антитеза, мета- фора, звукопись. Ритм, рифма.

3. В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения. Художественные средства раскрытия его характера. Несовпадение оценок ситуации персонажами и причины непонимания директором школы поведения учительницы. Образ автора-повествователя и его точка зрения. Идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Композиция. Точка зрения. Идея.

Культурное пространство. Жизнь в России в 50-е годы XX века, послевоенный быт.

Р а з д е л 7. Человек в экстремальной ситуации

1. А. С. Пушкин. «Выстрел»

События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльного кодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ ее достижения. Средства создания образов персонажей. Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героями средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действия как особенности пушкинской прозы.

Теоретико-литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя.

2. П. Мериме. «Маттео Фальконе»

Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. Портрет Маттео Фальконе, история

его женитьбы и проявление авторского отношения к герою во вступлении. Отношение к Маттео корсиканцев. История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов. Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление стиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел».

Теоретико-литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза. Индивидуальный стиль писателя.

Культурное пространство. А. С. Пушкин и П. Мериме. Дуэль и дуэльный кодекс. Корсика и корсиканские обычаи.

Библиографическая деятельность учеников 6 класса. Знакомство с библиотеками в Интернете. Поиск информации в библиотеках Интернета. Сопоставление возможностей Интернет-библиотеки и традиционной библиотеки. Анализ аннотаций

к книгам и аргументация выбора книги по аннотации. Подбор книг по теме, составление библиографии и собственных аннотаций к самостоятельно прочитанным книгам. Ведение читательского дневника.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Домашнее задание

Дата

I четверть

Тема 1. Герой в мифах.    

7

1

Представление о мифах и мифологии. Космогонические мифы.

1

Стр.5-9

2.09

2

Мифологический герой. Мифы о Геракле.

1

Стр.10-16 зад.2,7

4.09

3

Вн/чт  Двенадцать подвигов Геракла.

1

Подробный пересказ по выбору

6.09

4

Мифы об Ахилле.  

1

Стр. 18-26 зад.2

9.09

5

Мифы об Орфее.

1

Стр. 26- 32 зад.3,5,7

11.09

6

Представление о легенде. Легенда об Арионе.

1

Стр. 33-34 зад.4

13.09

7

Защита  художественных проектов по теме «Мифы Древней Греции» .

1

Стр. 35 подготовить публичное выступление

16.09

Тема 2. Герой и человек в фольклоре.

7

8

Представление о героическом эпосе и былине.

1

Стр. 37-43 знать тропы

18.09

9

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

1

Стр. 44-52 выразительное чтение

20.09

10

Художественные особенности былины.

1

Анализ былины. Вопросы и задания стр.52

23.09

11

Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка.

1

Стр. 54-61

25.09

12

Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка.

1

Вопросы и задания стр.61-62

27.09

13

Вн/чт Былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калин- царь», «Добрыня и змей».

1

Партитура  выразительного чтения

30.09

14

Художественный проект.

Выставка «Былинные образы в русском искусстве»

1

Подготовить презентацию и устное сообщение

2.10

Тема 3. Герой и человек в литературе

Раздел 1. Человек в историческом времени.

11

15

Представление о летописи. Представление о  «Повести временных лет».

1

Стр.65-71

4.10

16

Сказание о походе князя Олега на Царьград.

1

Стр. 71-72

7.10

17

«Сказание о Кожемяке»,  «Сказание о белогородском киселе».

1

Стр. 73-77

9.10

18

Представление о документальном и художественном.

1

Стр. 78-81 работа с теорией

11.10

19

А.С.Пушкин - поэт-историк. Летописи как источники художественного творчества.

1

Стр. 84-87 работа со статьями

14.10

20

Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

Стр. 87-91 зад.1,3

16.10

21

Историческая баллада А.К.Толстого «Курган».

1

Стр. 96-99  зад.13,15

18.10

22

Историческая баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов».

1

Стр. 100-110 чтение, анализ

21.10

23

Аллегорические  образы в баснях И.А.Крылова. Басня  «Волк на псарне».

1

Стр. 116-120 зад.15 Выучить наизусть.

23.10

24

Р\р Выразительное чтение наизусть басни И.А.Крылова.

1

Стр. 121 (подготовить проект)

25.10

25

Художественные проекты «Басня и её жизнь».

1

28.10

I четверть – 25 часов

II четверть

Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права.

16

26

Песня как жанр лирики.  А.В. Кольцов «Песня пахаря».

1

Стр. 126-131

8.11

27

А.В.Кольцов «Горькая доля».

1

Стр.133-134 сравнить два стихотворения

11.11

28

Реальная основа повести  

И.С. Тургенева «Муму».

1

Стр. 139-147

13.11

29

Герасим в деревне и в городе.

1

Стр. 148-156

15.11

30

Муму в жизни Герасима и барыни.

1

Стр. 157-165

18.11

31

Выбор ценностей – выбор пути.

1

Стр. 166-171 вопросы и задания

20.11

32

Р.Р. Классное сочинение по  повести И.С. Тургенева «Муму»

1

22.11

33

Художественная правда о крестьянской жизни в поэме Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

1

Стр. 175-184

25.11

34

Образы крестьянских детей.

1

Стр. 184-185 вопросы и задания

27.11

35

Образ героя-поэта.

1

Стр. 185 вопросы и задания

29.11

36

Жанровое своеобразие стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

Стр. 186-192  словарная работа

2.12

37

Особенности прозы Н.С.Лескова. Чтение сказа «Левша».

1

Стр. 191-212 обсуждение эпизодов

4.12

38

Чтение сказа «Левша».

1

Стр. 212-228 образ Левши

6.12

39

Чтение сказа «Левша».

1

Стр. 228-236 характеристика героев

9.12

40

Обсуждение  сказа «Левша».

1

Подготовить презентацию и небольшое сообщение

11.12

41

Художественный проект «Знаменитые русские мастера»

1

13.12

Раздел 3. Человеческие недостатки

10

42

Представление о сатире и юморе.  И.А. Крылов «Свинья под дубом».

1

Стр. 241 наизусть

16.12

43

Самостоятельная работа. Ж. де Лафонтен. «Желудь и тыква», Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб»

1

 Сравнительный анализ прочитанных басен

18.12

44

Юмористический  рассказ  А.П. Чехова  «Хамелеон».

1

Стр. 244-249

20.12

45

Обсуждение рассказа А.П. Чехова  «Хамелеон».

1

Стр. 248-249  вопросы и задания

23.12

46

Рассказ М.М. Зощенко «Аристократка».  

1

Стр. 253-256

25.12

47

Смысл названия рассказа М.М. Зощенко «Аристократка».  

1

Стр. 256-258 вопросы и задания

27.12

II  четверть – 22 часа

III четверть

48

Рассказ  М.М.Зощенко «Галоша».                                                     

1

Стр. 259-262 вопросы 5,6,9,10

13.01

49

Смешное и грустное в рассказах  М.М.Зощенко. Выразительное чтение по выбору.

1

Рассказы М.М.Зощенко

15.01

50

Р.Р.   Подготовка к написанию юмористического рассказа.

1

Стр.263-264 работа с планом сочинения

17.01

51

Р.Р.  Классное сочинение. Юмористический рассказ.

1

20.01

Раздел 4.Человек, цивилизация и природа

18

52

Главный герой  романа  Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

1

Стр. 266-269

22.01

53

Как выжить на необитаемом острове?

1

Стр. 269-270

24.01

54

Робинзон как вечный тип.  Понятие «робинзонада».

1

Стр. 270-272

27.01

55

Р.Р.Домашнее  сочинение-рассуждение «Что помогло выжить Робинзону Крузо?»

1

29.01

56

Вн/чт  Рассказ А.П. Чехова «Мальчики»

1

Выборочное чтение и обсуждение рассказа

31.01

57

Пейзажная лирика А.А.Фета.

1

Стр. 274 выразительное чтение зад.1,5

3.02

58

Выразительное чтение стихотворений А.А.Фета

1

Стр. 275 выразительное чтение  зад.1-10

5.02

59

Философская проблематика стихотворений Ф.И.Тютчева.

1

Стр. 277-279 зад.1,1-4

7.02

60

Анализ  стихотворений Ф.И.Тютчева.

1

Стр. 280 вопросы и задания

10.02

61

Единство природы и человека в стихотворениях С.А.Есенина.

1

Стр. 283 наизусть

12.02

62

Стихотворение Б.А.Пастернака «Июль» Своеобразие авторского взгляда на мир.

1

Стр. 286 выразительное чтение

14.02

63

Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого.

1

Стр. 289-290

17.02

64

Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого.

1

Стр. 290-291 вопросы и задания

19.02

65

 Вн/чт Выразительное чтение и анализ стихотворений  Н.Заболоцкого по выбору.

1

Стр. 292  цикл «Осенние пейзажи»

21.02

66

Вечные ценности в повести  Ч.Т.Айтматова   «Белый пароход».

1

Стр. 295-297

24.02

67

Можно ли одолеть Орозкула?

1

Стр. 295-297

26.02

68

Почему дед Момун убил  маралиху?

1

Стр. 295-297

28.02

69

Почему утонул мальчик?

1

Стр. 295-297

3.03

Раздел 5 Человек в поисках счастья

17

70

Волшебный мир Гофмана. «Щелкунчик и мышиный король».

1

Стр. 5-9

5.03

71

Особенности сказкиЭ.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

1

Стр. 9-19

7.03

72

Как Мари стала королевой?

1

Стр. 19-24 вопросы и задания

10.03

73

Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор и рассказчик — Рудый Панько.

1

Стр. 39-51

12.03

74

Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы

1

Стр. 51-65

14.03

75

Герои повести  Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

Стр. 65-77

17.03

76

Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора.

1

Стр. 78-91 вопросы и задания

Подготовить публичное выступление и презентацию

19.03

77

Художественный проект  «Как празднуют Рождество народы мира?»

1

Презентация о творчестве А.Грина

21.03

III  четверть – 30 часов

IV четверть

78

Повесть-феерия  А.Грина «Алые паруса».

1

Стр. 99-131

2.04

79

Развитие событий в повести  А.Грина «Алые паруса».

1

Стр. 132-153

4.04

80

Живая душа Артура Грея

1

Стр. 153-166

7.04

81

Мечта Ассоль и её исполнение.                                                                                                                 

1

Стр.  166-173 зад.11-21

9.04

82

Теория литературы. Представление о феерии.

1

Стр. 176-182

11.04

83

Удивительный мир   в драме Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо».

1

Стр. 188-214

14.04

84

Конфликты в пьесе-сказке «Обыкновенное чудо».

1

Стр. 215-217 вопросы и задания

16.04

85

Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление.

1

Действие 2-3,  самостоятельное чтение

18.04

86

Авторское отношение к героям и их поступкам.

1

Стр. 218-220 вопросы и задания

21.04

Раздел 6 Дружеские чувства в жизни человека

7

87

Мотив дружбы в стихотворении А.С. Пушкина «И.И.Пущину».

1

Стр. 222-227 впечатление о стихотворении

23.04

88

Гуманистический пафос стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

Стр. 231-232 вопросы и задания

25.04

89

Сибирский характер главного героя повести В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

Стр. 241-251

28.04

90

Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины

1

Стр. 251-261

30.04

91

Идея произведения.

1

Стр. 261-271

2.05

92

Заключительный урок по рассказу «Уроки французского»

1

Стр.271-274 работа над планом отзыва

5.05

93

Р.Р. Классное сочинение. Отзыв о рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

7.05

94

Теория литературы. Реалистическое произведение

1

Стр. 275-276

12.05

Раздел 7  Человек в экстремальной ситуации

10

95

Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». События и композиция  повести

1

Стр. 279-286

14.05

96

А.С.Пушкина «Выстрел». Обсуждение  повести

1

Стр. 288-293

16.05

97

«Выстрел». Работа над частью 2.

1

Стр. 294-296 вопросы и задания

19.05

98

Вн/чт А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1

Чтение и обсуждение

21.05

99

Представление о новелле. Новелла П. Мериме «Маттео Фальконе»

1

Стр. 299-307

23.05

100

Художественная правда и вымысел в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»

1

Стр. 307-314

26.05

101

Сопоставление новелл А.С.Пушкина и  П. Мериме.

1

Стр. 314-316

28.05

102

Обсуждение списка произведений на лето.

1

30.05

IV  четверть – 25 часов

Итого за год – 102 часа

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 4

от_________2017   г. №____

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________

Т.В. Булыгина

____________ 2017    года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....