Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
рабочая программа (8 класс) на тему

Козачанская Алевтина Андреевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura._8a_klass.docx84.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО (ФГОС)

муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Сальска                                                                                              

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ СОШ №4

приказ №       от               2017

____________   Э.Г.Клец

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

основное общее образование

Класс:  8 «А»   

Количество часов: 104

Учитель:  Козачанская Алевтина Андреевна

Программа разработана на основе Программы для 5-9 классов: Основное общее образование / Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др./ под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая программа учебного курса литературы 8 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

1.         Литература: Программа для 5-9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2.Образовательной программы МБОУ СОШ №4 г. Сальска на 2017-2018 учебный год.

3.Расписания уроков на 2017-2018 учебный год.

Цели и задачи курса

Задача литературного образования – обеспечить условия для наиболее плодотворной реализации функциональной направленности искусства, для того чтобы духовный рост юного читателя осуществлялся под воздействием самого художественного произведения, а не нравственных сентенций или познавательного материала, извлеченных из текста педагогом. Учитель призван «освободить заряд, заключенный в произведении, — а там этот заряд уже сам обрушит свою могучую силу воздействия на сознание учащегося.

Основной целью литературного образования, обеспечивающего культурный рост школьников, является литературное развитие школьников, понимаемое как трехсторонний процесс, включающий:

1) совершенствование читательской деятельности: повышение качества восприятия и, как результат, создание интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержания; выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;

2) развитие литературно        творческих способностей школьников — способности ребенка адекватно выразить себя в слове;

3) расширение культурного кругозора и культурного опыта ребенка.

Главной целью литературного образования в 8 классе является изучение богатства и разнообразия жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Специальная идея для 8 класса: понимание авторской идеи  и обнаружение авторского присутствия в произведении. Это одно из самых трудных для учащихся читательских компетенций. В течение всего учебного года сосредоточиваемся на обнаружении авторского голоса в произведениях разных исторических периодов, на разведении представления о конкретном писателе-человеке, образе автора и образе рассказчика в произведении. У   учащихся может возникнуть понимание, что всё в произведении выражает авторскую идею: выбор сюжета, композиции, система персонажей, язык, символика и прочее.

 В программе, указанных УМК, рекомендованных дополнительных пособиях
сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся. Серьезное внимание уделено формированию универсальных учебных действий.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения литературы на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень. Согласно действующему учебному плану школы №4 на 2017-2018 год и образовательной программой для 8 «А», класса  на изучение предмета отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю (35 учебных недель).

        В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ СОШ № 4 г. Сальска на 2017 -2018 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на  103 часа. Из общего количества часов, отведенных она изучение курса литературы, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и  блоковой подачи учебного материала на 2 часа.

        Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

Личностные результаты

-  уметь самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

- сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (на выбор: составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал), вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);

- предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам.

- предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов.

- быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

- определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

- работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

- быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

- понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией.

- понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.

Метапредметные результаты

- работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять  тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

- усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;

- системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

- общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений.

- усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владеть ораторскими умениями, некоторыми приемами публичного выступления, уметь презентовать проблему, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

- участвовать в полемике, будучи толерантным;

- уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

- решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных.

- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничестве в парах или группах.

- быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

- обретать гуманитарный стиль мышления. Быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;

- сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.

Предметные результаты

  1. в познавательной сфере:

- совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- понимать актуальность изучаемых произведений, связывая их с эпохой написания, выявляя вневременное значение;

- формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей, обнаружение позиции автора в произведении);

- понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- читать научно-популярные и художественные тексты;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;

- формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

- интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

- уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения

3) в коммуникативной сфере:

- формировать компетентности осмысленного чтения  и адекватного восприятия прочитанного;

- формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;

- создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

- создавать творческие работы

 - писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос;

4) в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

- формировать эстетический вкус;

- развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;

- понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты

Сформировать ключевые   предметные умения:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

- читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера фрагмент текста и др.;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, Выбрав собственный алгоритм для осуществления анализа;

- на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу);

- на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

- писать отзывы на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 150 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов.

 - исследовать художественное произведение, выявляя  понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

- уметь характеризовать темы (вечные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские и др.).

- на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.

- на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

- Знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили).

Раздел «Содержание учебного предмета»

Тема 1. О любви.    

Раздел 1. О любви – в лирике.    

Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма, позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Способы создания образов- переживаний в лирике и изменение с ходом времени художественных приемов для выражения чувств. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Своеобразие авторского взгляда и формы его выражения в произведениях, сходных по тематике.

Любовная лирика эпохи Предвозрождения и Возрождения.

Образ любви и возлюбленной в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

1. Данте Алигьери. «Новая жизнь». Фрагмент гл. XXVI

Неземная любовь к земной женщине в сонетах Данте. Обожествление возлюбленной — идеала благородства и красоты.

Условность образа возлюбленной. Художественные приемы создания ее образа.

2. Ф. Петрарка. Сонет 160

Традиции Предвозрождения в поэзии Петрарки и их преодоление (на примере сравнения с сонетом Данте). Конкретность и жизненность образа возлюбленной в сонетах Петрарки, противоречивость и изменчивость любовных переживаний. Музыкальность стиха Петрарки, драматизм сонетов и художественные средства создания образов.

3. У. Шекспир. Сонет 130

Сонеты Шекспира, воспевающие любовь земную и земную возлюбленную. Принципиальный отказ поэта от традиционных приемов создания образа возлюбленной, ироническая перекличка с сонетами Петрарки. Усиление конкретности образа. Перенос

идеала с небес на землю.

4. А. С. Пушкин. «Мадонна»

Смысл названия стихотворения. Событие в биографии поэта как основа создания произведения. Одухотворенность и чистота чувства любви. Основное настроение стихотворения. Роль художественных деталей в создании настроения. Образы- символы в сонете. Смысловые части сонета. Связь стихотворения с другими видами искусства.

Культурное пространство. Италия эпохи Возрождения. Итальянская живопись Ренессанса. Рыцарское служение Прекрасной Даме. Истории любви Данте и Петрарки.

Поэтические диалоги о любви

5. А. С. Пушкин. «Я вас любил…»

6. М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви. Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении Пушкина и взрыв возмущения в стихотворении Лермонтова. Любовь как высшая радость жизни, разнообразие художественных красок в создании образа любви в стихотворении Пушкина. Поиск равного себе по самоотдаче в любви и накалу чувств в романтическом стихотворении Лермонтова.

Сосредоточенность на собственных чувствах лирического героя Лермонтова и обращенность к чувствам возлюбленной в стихотворении Пушкина. Яростное обличение любимой в диалогическом монологе у Лермонтова, скрывающем боль лирического героя.

7. А. С. Пушкин. «Сожженное письмо»

8. Н. А. Некрасов. «Горящие письма»

Стремление лирического героя стихотворения «Сожженное письмо» продлить любовь и преодолеть разлуку, торжество гармонии в любовном чувстве. Способность человека любить как бесценный дар в стихотворении Пушкина. Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства. Повторы и эпитеты и их роль в описании. Невидимое присутствие возлюбленной и отсутствие конкретного образа женщины.

Конфликт героев, невозможность компромисса и разрушение отношений в стихотворении Некрасова «Горящие письма». Яркий, конкретный образ женщины, равной мужчине по силе характера и чувства. Способы создания образов. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова. Развитие любовной лирики, ведущее к конкретизации женского образа.

9. А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…»

10. А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»

История любви в стихотворениях Пушкина и Блока. «Чудное мгновенье» и его влияние на жизнь человека. Пробуждение души как залог воскресения любви в стихотворении Пушкина. Сходство композиции стихотворений (повторение мотива жизненных бурь) и различия в финалах и динамике авторских чувств (возвращение к жизни лирического героя Пушкина, горечь осознания новой реальности, в которой нет места мечте, у героя Блока). Трагическое звучание стихотворения Блока, вызванное невозможностью возвратить любовь. Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный

мир человека.

Сопоставление образов возлюбленных в сонетах Петрарки и Шекспира и стихотворениях Пушкина и Блока.

Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока. Женщины —адресаты их любовной лирики.

В. Скотт. «Клятва Норы».

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки. Противопоставление действительности романтическому идеалу. Символика имени героини. Авторская позиция.

Раздел 2. О любви – в эпосе.  

Истории любви и отражение в них реальной действительности.

Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции.

Любовь как высший дар человеку — и человек, проявляющий свою истинную сущность в любви.

Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность.

1. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника, рассказывающая об истории женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой. «Капитанская дочка» как исторический роман: частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия.

Три встречи Гринева и Пугачева, классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу. Характер Гринева и художественные средства его создания. Гринев и Швабрин. Образ Швабрина как антипода Гринева. Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга и авторская оценка его поступка. Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева. Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская — и невозможность компромисса между ними. Милосердие как право монарха и потребность сердца. Способы выражения авторской позиции и художественная идея произведения.

Культурное пространство. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Портреты Екатерины II работы В. Л. Боровиковского и Ф. С. Рокотова. Картина В. Перова «Суд Пугачева».

2. Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные»

Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе Ф. М. Достоевского. Отношение Н. С. Ихменева к чести. «Особенная гордость» бедных людей. Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина («Дубровский», «Станционный смотритель») и Гоголя («Шинель»). Любовь в романе и ее вариации: чувства родителей к детям, чувства влюбленных и чувства детей к родителям. Борьба с любовью и ее последствия. Образ Наташи: чувства девушки к Алеше и к родителям, причины ее выбора. Причины и суть конфликта между Ихменевым и Наташей как конфликта чувства и долга. Смысл истории семьи Смита и ее роль в романе. Сопоставление сюжета о семье Смита

с историей пушкинского станционного смотрителя Самсона Вырина. Образ князя Валковского и особенности композиции романа: знакомство с князем через рассказ Ивана Петровича задолго до включения Валковского в действие. Двойственность облика князя. Художественные средства создания образов персонажей в романе. Представления князя о счастье и средствах его достижения. Сопоставление образов отцов в романе. Проблема эгоизма и альтруизма. Разные виды эгоизма и герои- эгоисты: «эгоизм страдания» (Ихменев, Наташа), эгоизм наивный (Алеша, Катя), «хищнический эгоизм» (Валковский). Образ Ивана Петровича как альтруиста — антипода князя Валковского. Антитеза «до-

бро — зло» в романе и средства ее создания. Иван Петрович как герой романа и как рассказчик. Роль этого композиционного приема в структуре романа. Образ Нелли и его роль в романе. Отношение Достоевского к детям. Идея Ихменева о том, что счастье «униженных и оскорбленных» не в сопротивлении злу, а в совместном переживании страданий, и авторская позиция. Отношение писателя к страданию как очищению и залогу спасения души.

Культурное пространство. Петербург Достоевского.

3. И. С. Тургенев. «Ася»

Ситуация rendez- vous в прозе Тургенева. Любовь как испытание героев в повести. Мир бюргеров — и природная непосредственность и оригинальность Аси. Особенности характера Ганина. Надежды и разочарования героев. Желание любви и неспособность

Н. Н. на поступок. Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств. Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям и их поступкам и средства его выражения в произведении. Смысл финала и художественная идея повести.

Культурное пространство. Полина Виардо. История любви

И. С. Тургенева. Линц — место действия повести «Ася».

4. И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина. Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Любовь и ее вариации. Образы Николая Алексеевича и Надежды в рассказе «Темные аллеи». Роль деталей в создании образов персонажей и образов пространства- времени. Прошлое и настоящее героев. Конфликт между чувствами и социальными нормами. Смысл названия рассказа и его художественная идея.

Образ рассказчицы в рассказе «Холодная осень». Композиция произведения и соотношение его частей. Детализация в повествовании о прощании героини с возлюбленным и лаконизм повествования о ее дальнейшей жизни. Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа.

Культурное пространство. В. Н. Бунина и ее роль в жизни писателя. Россия в период Первой мировой войны и революции.

Кинофильмы по рассказам И. А. Бунина.

Раздел 3. О любви – в драме.

Специфика драматического рода литературы и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме.

А. Н. Островский. «Снегурочка» Пьеса-сказка «Снегурочка», ее фольклорные корни и современное звучание. Драматический род литературы и его особенности. Проблемы, волнующие автора, и проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи. Конфликт в пьесе и его участники. Развитие конфликта и его разрешение. Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни. Образы Бобыля и Бобылихи, их юмористическая окрашенность. Мудрость царя, следующего законам природы. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение. Неоднозначность отношения к Снегурочке автора, читателя и персонажей пьесы. «Сердечная остуда» как нарушение нормы жизни. Образы Леля, Купавы и Мизгиря. Контрастные краски любви. Символическое значение «печальной кончины» Снегурочки и «страшной погибели» Мизгиря. Способы создания образов в драматическом произведении. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Основатели русского театра.

А. Н. Островский — драматург. История создания пьесы «Снегурочка». Московский Малый театр, театры оперы и балета. Опера, балет и драматическое искусство.

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. Толкование и художественные интерпретации литературных произведений. Роды и жанры

литературы. Любовная лирика. Сонетная форма. Образ- символ. Аллегория. Повесть и исторический роман как эпические жанры. Драма как литературный род и жанр. Компоненты драматического текста. Способы выражения авторского отношения и авторской позиции в литературных произведениях разных родов и жанров. Композиция лирического стихотворения, повести, романа, драмы. Рамочные компоненты текста. Лирический и эпический сюжет. Система персонажей. Литературные двойники. Образ персонажа, образ- переживание. Конфликт и характер в драме. Фольклорные сюжеты в литературе. Взаимосвязь тематики, проблематики, стиля, авторского сознания и эпохи, в которой живет автор. Жанр как средство выражения авторского взгляда на мир.

Тема 2. О Родине.

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов. И. Северянин. «Запевка».

Раздел 1.  О Родине – в лирике.

1. М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине в стихотворении. Композиция (изменение авторской точки зрения) и ее роль в раскрытии авторского отношения к России. Антитеза и ее значение в стихотворении. Одиночество лирического героя и образы «союза» в природе и жизни человека. Мечта героя и невозможность ее осуществления. Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

2. Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности. Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

3. А. А. Блок. «Россия»

Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева. Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт. Фольклорные образы в стихотворении. Оппозиции «разбойной красы», угрозы — и терпения, внутренней динамики — и неизменности в образе Родины.

4. С. А. Есенин. «Русь»

Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны. «Кроткая родина» и мужество ее защитников — пахарей- богатырей. Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения. Смена лирических голосов. Роль образов природы. Поэтическая перекличка образов Руси Есенина и Блока.

5. И. А. Бродский. «Стансы городу»

Замена образа Родины образом родного города. Неразрывная связь человека и города. Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения. Тонкость поэтической формы и глубина поэтического чувства. Вытеснение общезначимого и замещение его индивидуальным отношением. Пафос стихотворения.

6. Н. М. Рубцов. «Звезда полей»

Основной мотив стихотворения. Образ родины. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Размышления поэта о скоротечности жизни. Романтические образы в произведении.

7. А. А. Ахматова. «Мужество»

Образ Родины и его связь с родным языком. Патриотизм и лаконизм Ахматовой. Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее.

8. Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения. Особенности художественной образности Гамзатова. Национальное и общечеловеческое в патриотической лирике.

9. К. Ш. Кулиев. «Стихи о Родине»

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы произведения. Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа.

Культурное пространство. Любовь к Родине — одна из вечных тем русской литературы и искусства. Отношение к Родине М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского. Кавказские поэты России.

Раздел 2. О Родине – в эпосе.    

1. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Обзорное изучение.

История создания произведения и судьба его автора. Образ России в «Путешествии из Петербурга в Москву». Основная идея произведения. Особенности композиции и языка. Образ автора и образ мира в «Путешествии…». Аллегории и символы в эпизоде «Сон путешественника». Ода «Вольность» и ее роль в произведении.

2. И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

Автобиографическая проза И. С. Шмелева. История создания произведения. Автор — герой — рассказчик в «Лете Господнем». Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина. Дом и Город в произведении. Образ России. Особенности художественного времени и пространства.

3. А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Образ России в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Автор и повествователь. Образ Матрены и художественные средства его создания. Роль описаний в рассказе. Контраст внешней скудости быта Матрены и богатства ее души. История жизни и смерти Матрены. Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома. Образная параллель «Россия — Матрена». Герои — созидатели и разрушители. Способы выражения авторского отношения. Авторская идея рассказа.

Культурное пространство. Идеи Просвещения. А. М. Кутузов. Россия в XVIII веке. Россия в начале ХХ века. Православные праздники и обряды. Россия в эпоху «оттепели».

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Роды и жанры литературы. Патриотическая лирика. Образы-символы. Выразительные средства композиции. Синтаксические средства выразительности. Стансы. Автор, повествователь и рассказчик

в эпическом произведении. Авторское отношение и авторская позиция. Художественное обобщение и конкретность образа. Роль детали в художественном тексте. Образ пространства- времени (хронотоп) в эпосе. Индивидуальный стиль писателя.

Тема 3. О страшном и страхе.

Страх и страшное в жизни человека. Причины страха. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Очищение читателя страхом и смехом.

Раздел 1. О страшном и страхе – в лироэпических произведениях.

В. А. Жуковский. «Светлана» История создания «Светланы». Оригинальная баллада В. А. Жуковского и ее фольклорные традиции. Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу. Рок и Божий промысел, провидение. Страшное в балладе. Образы- символы. Образы сна и реальности. Время и пространство. Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. Метр, ритм, особенности рифмовки в балладе «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Способы выражения авторского отношения и идеи в балладе.

Культурное пространство. Баллады В. А. Жуковского. Святочные гадания. Иллюстрация К. П. Брюллова к балладе «Светлана».

Раздел 2. О страшном и страхе – в эпических произведениях.

1. А. С. Пушкин. «Гробовщик»

История создания повести. «Гробовщик» как одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Роль эпиграфа. Фантастическое и реалистическое в произведении. Функция сна. Образ гробовщика Адрияна Прохорова и художественные средства его создания. Композиция повести и неожиданная развязка. Мотивы и лейтмотивы в произведении.

Художественная роль цвета. Образы жизни и смерти. Смерть как источник жизни гробовщика. Причины искажения человеческого сознания. Страшное и смешное в повести и их художественная роль в воплощении авторской идеи.

2. Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Смысл эпиграфа. Мотивы тоски, печали и их значение в произведении. Образ повествователя и художественные средства его создания. Предчувствия и их осуществление. Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны. Роль пейзажа и образа дома. Детали и их художественная функция.

Связь человека и окружающего мира. Образы Родерика и Мэдилейн Ашеров. Роль портрета в создании характера персонажа. Символическое звучание фамилии героя. Страшное, ужасное и их эстетическая функция. Невыразимое в новелле. Образы жизни

и смерти, разрушения. Вырождение рода как отклонение от природной нормы. Приобретение уникальных талантов за счет потери психического равновесия и интереса к жизни. Обостренность чувств, граничащая с безумием, как расплата за замкнутость, изоляцию от мира. Литературные и музыкальные аллюзии и их роль в структуре художественного текста. Авторское отношение к героям и событиям, авторский взгляд на человека и его природу и способы выражения авторской идеи.

Культурное пространство. Э. А. По — американский писатель. Готический стиль. Интерпретации новеллы По на сцене и в кинематографе. Иллюстрации к повести Пушкина и новелле По.

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив. Баллада, новелла, повесть. Мистические и фантастические образы в литературе. Страшное, ужасное как эстетическая категория. Лирический герой. Романтический герой. Антитеза, контраст как художественные приемы. Ирония и ее оттенки. Художественная деталь. Пейзаж. Портрет. Сюжети фабула. Композиция и система образов в произведении.

Тема 4. Об обманах и искушениях.

Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Человеческие слабости, пороки и способы их разоблачения в искусстве слова. Обманы и самообманы. Искушение как соблазн и как испытание, приобретение опыта. Характер человека, проявляющийся в испытаниях. Этические проблемы и варианты их

решения в разные эпохи.

Раздел 1. Об обманах и искушениях – в драме.

Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в драматическом искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

1. Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии Мольера «Тартюф». Композиция пьесы и ее конфликт. Современность образа Тартюфа. Семья господина Оргона — воплощение здравого смысла. Причины заблуждения Оргона и его матери. Здравомыслие как норма жизни. Комическое и трагическое в пьесе. Художественные средства разоблачения порочности и аморальности Тартюфа. Неоднозначность финала комедии. Сатира Мольера и ее объекты. Мастерство Мольера- комедиографа. Художественная идея произведения. Творчество

Мольера в оценках критиков.

Ж. Б. Мольер. «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве» (работа выполняется по одной из комедий по выбору учащихся). Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета

Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения.

Смысл названия пьесы «Мизантроп». Система образов. Средства создания комических ситуаций. Характерные черты классицизма в комедии.

Культурное пространство. Эпоха Людовика XIV и французское общество. «Общество святых даров». Спектакли и экранизации комедий Мольера (А. Эфрос, Я. Фрид, В. Шлезингер, Р. Кожио, П. Бадель и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта. Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение. Скрытый конфликт между правдой и ложью, реальным и мнимым и его разрешение. Завязка комедии, предшествующая экспозиции. «Замечания для господ актеров» как одна из форм выражения авторского замысла. Образы чиновников и художественные средства их создания. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Индивидуальное и типическое в пьесе. Женские образы в комедии, их художественная роль. Комическое в пьесе. Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера. Динамика самооценки Хлестакова в пьесе и ее причины. Роль образа Осипа в пьесе. Хлестаков и его слуга. Хлестаков и городничий. Обманщики и обманутые. Хлестаковщина как явление. Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. Интерпретации «Ревизора»

в театре и кинематографе. Комедия «Ревизор» в оценках критиков.

Культурное пространство. История создания комедии «Ревизор» и ее премьера. Интерпретации образа Хлестакова в российском театре и кино (И. Горбачев, С. Мигицко, А. Миронов, Е. Миронов). Иллюстрации к комедии (Н. В. Гоголь, А. И. Кон-

стантиновский, П. М. Боклевский).

Раздел 2. Об обманах и искушениях – в эпосе.

1. А. С. Пушкин. «Пиковая Дама»

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести Пушкина «Пиковая Дама». Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении. Идея как живая сила, способная подчинить себе человека. Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя. Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль. Образ Сен- Жермена и его восприятие современниками Пушкина. Роль легенды о трех картах. Образ Лизы, отношение к ней персонажей повести и автора. Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Культурное пространство. Карточная игра. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Кинофильм И. Масленникова «Пиковая дама». Иллюстрации к повести (А. Н. Бенуа, В. И. Шухаев, Ю. М. Игнатьев и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя. Особенности композиции произведения. Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения. Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Зловещий образ ростовщика. Жизнь человека после смерти в гениальном произведении искусства. Представления Гоголя о назначении

искусства и предназначении художника. Опасность прямого подобия в искусстве. Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова. Божественное и дьявольское начала в жизни человека как способность творить или разрушать.

Многозначность художественной идеи произведения.

Культурное пространство. Мировоззренческие основы эпохи

Возрождения. Н. В. Гоголь в Риме. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу». Иллюстрации к повести.

А. А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

История создания стихотворения «Фабрика». Фабрика как символ зла в стихотворении. Композиция. Зрительные и слуховые образы — и чувства читателя. Цветопись и звукопись как художественные средства создания образов. Тропы и их роль

в стихотворении. Образ лирического героя и его отношение к происходящему. Авторское отношение к изображаемому. Неотчетливость изображения и ясность чувств лирического героя. Размер и ритм стихотворения.

«Ты смотришь в очи ясным зорям…». Динамика читательских чувств и причины изменения настроения. Мотив обмана и разочарования в стихотворении. Стихотворение как диалог лирического героя (поэта) с его alter ego (представленное в тексте лирическим «ты») и городом. Образ alter ego поэта. Образ города- обманщика и средства его создания. Роль тропов в создании образов и атмосферы стихотворения. Композиция, роль антитез

«повседневность — тайна», «мечта — действительность», «надежда — разочарование». Образы- символы и их значение. Роль риторических вопросов. Контраст между знанием сущности города и чувством, которое он вызывает. Неуловимая прелесть Петербурга, пленяющая душу.

Культурное пространство. Петербург начала ХХ века.

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Жанры драмы. Трагедия, комедия, драма. Комедия как драматический жанр. Конфликт, развитие действия и развязка в комедии. Средства создания комического в драме. Способы выражения авторского

отношения и авторской идеи в комедии. Постановка пьесы на сцене как вид художественной интерпретации. Синтетическая природа драматического искусства. Образы- двойники в литературе. Реальное и фантастическое в реалистическом произведении.

Литературные аллюзии. Художественная и композиционная детали. Тип и характер в литературе. Индивидуальное и типическое. Композиция драматического и эпического произведения.

Сюжет и фабула. Юмор и сатира. Художественные средства сатиры. Лирический герой и герои в лирике. Образы- символы. Тропы. Цветопись, звукопись. Размер и ритм стихотворения.

Тематика, проблематика и идея произведения.

Тема 5. О нравственном выборе.

Жизненная позиция человека, условия ее формирования.

Влияние жизненной позиции, системы нравственных ценностей на судьбу человека. Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути и проблемы цены свободы в литературе разных исторических эпох. Ответственность человека за свою

жизнь и жизнь других людей.

Раздел 1. О нравственном выборе – в драме.

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера, его динамика и усиление трагического звучания к финалу пьесы. Нравственный выбор Мольера. Конфликт в драме и его участники. Образы Кабалы Священного Писания и ее вдохновителя архиепископа Шаррона. Тема любви в пьесе. Мадлена и Арманда, их роль в жизни Мольера. Образ Муаррона. Причины падения Муаррона и его прощения. Образ Людовика XIV и его сатирическое воплощение. Образы- символы. Образ театра, актерского братства и его роль. Художественные средства создания образов «бессудной тирании» и «окровавленного мастера». Трагедия художника и ее причины. Мистическое и реальное в драме.

Культурное пространство. Сценическая судьба «Кабалы святош». Эпоха Людовика XIV и французское общество.

Раздел 2. О нравственном выборе – в лироэпических произведениях.

1. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Значение слова «мцыри». Безымянный герой поэмы Лермонтова. Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя. Образ монастыря в поэме и в восприятии русской православной культуры и мцыри. Образ окружающего мира — Кавказ и его природа.

Образы- символы. Роль пейзажей в поэме. Характер мцыри, художественные средства его создания. Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме. Композиция поэмы, значение эпиграфа, вступления, песни золотой рыбки, исповеди мцыри.

Роль повествователя. Мцыри как романтический герой (цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество, несломленность и верность идеалу свободы) и реалистичность авторской позиции (понимание подлинных причин неудачи героя и его обреченности, целостное видение мира и конфликта культур). Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание.

Культурное пространство. Культура народов Кавказа. Кавказская война и ее последствия. Природа Кавказа. Образ Кавказа в русском искусстве. Кавказские натюрморты М. Ю. Лермонтова. История создания «Мцыри».

2. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор»

Образ старого конквистадора в балладе Н. С. Гумилева. Романтика приключений и вызов судьбе — готовность принять жизнь такой, какая она есть. Поединок с судьбой и смертью как средство создания характера героя. Ритм баллады. Роль художественных деталей. Авторское отношение к герою и средства его выражения.

Культурное пространство. Судьба Н. С. Гумилева. Конквистадоры.

Раздел 3.О нравственном выборе – в эпосе.

1. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения. Милосердие как основа жизни. Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Культурное пространство. Образ ребенка в мировом искусстве. Петербург Достоевского.

2. А. П. Чехов. «Пари»

Сюжет и композиция рассказа. Позиции героев перед заключением пари и через 15 лет, причины произошедших изменений.

Развитие внешнего (между банкиром и юристом) и внутреннего (в душах персонажей) конфликтов и их разрешение. Образы пространства и времени в рассказе. Роль художественных деталей в создании образов, в раскрытии чувств героев и авторского отношения к персонажам. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Пари. Художественный фильм

В. Мотыля «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад».

3. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

История создания повести. Отношение М. А. Булгакова к проблеме эволюции и революции. Проблематика повести. Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция. Роль композиции в раскрытии авторской идеи. Система образов персонажей. Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским. Образы профессора, его квартиры и домочадцев и неоднозначность их авторской оценки. Проблема слова и дела в повести и этический выбор ее героев. Характеристика событий с точки зрения каждого

героя. Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки. Шариков и шариковщина. Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести. Художественная деталь, ее возможности в создании образа и выражении авторского отношения к изображаемому. Смысл имен и фамилий персонажей. Комическое и драматическое в повести. Время и пространство в произведении.

Литературные аллюзии и их роль. Реальное и фантастическое в повести. «Собачье сердце» в оценках критиков. Интерпретации повести в театре и кинематографе.

Культурное пространство. Художественный фильм В. Бортко «Собачье сердце». Россия в 1920-е годы.

4. А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц»

Сказка- притча Антуана де Сент- Экзюпери. Образ Маленького принца, путешествующего по планетам, и смысл его поисков. Авторская логика, которой подчинено путешествие героя. Встречи Маленького принца и его открытия. Смешное и грустное в произведении. Образ Земли и людей. Образ Лиса, его художественная роль. Уроки Лиса и выводы читателя. Образ летчика-повествователя, динамика его отношений к принцу и открытия,

которые он делает благодаря встрече с героем. Миры взрослых и детей и возможности диалога между ними. Роль образа змейки. Многозначность образов- символов. Роль композиции сказки, смысл финала. Особенности жанра притчи. Текст и авторские

иллюстрации к нему как художественное целое.

Культурное пространство. Иллюстрации А. де Сент- Экзюпери к повести «Маленький принц».

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Романтический герой. Романтика жизни и романтизм как мировосприятие.

Образ- символ. Поэма и баллада как лиро- эпические произведения. Способы выражения авторской позиции в драме. Роль музыки и света в спектакле. Образ автора и образ повествователя.

Повесть, рассказ, литературная сказка. Жанр святочного (рождественского) рассказа. Композиция эпического произведения. Система образов. Тип и характер. Средства создания характера героя и образа автора. Тема, проблема и идея художественного произведения. Условность, вымысел в художественном произведении. Реалистическое и романтическое в структуре художественного целого.

Итоговый урок. Список литературы на лето с комментариями.

Раздел «Календарно-тематическое планирование»

№ п/п

Тема урока,

 раздел

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

I  четверть

Тема 1.О любви.

32

Раздел 1. О любви – в лирике.

10

1

Вводный урок.

1

Стр.4-8

2.09

2

Любовная лирика Предвозрождения и Возрождения.

1

Доклад о творчестве поэтов Возрождения

5.09

3

А. С. Пушкин «Мадона». Смысл названия стихотворения.

1

Выразительное чтение

7.09

4

М. Ю. Лермонтов  «Я не унижусь пред тобою…»  Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви.

1

Стр.37-39

9.09

5

Любовная лирика XIX и XX веков. А.С.Пушкин «Сожженное письмо»

1

Анализ стихотворения

12.09

6

Н.А. Некрасов «Горящие письма»

1

Стр.41-43

14.09

7-8

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье». А.А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе»

2

Наизусть на выбор

16.09

19.09

9

Вн. чт. Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока.

1

Доклад на тему «Женщины - адресаты любовной лирики»

21.09

10

В. Скотт «Клятва Норы».

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки.

1

Выразительное чтение и анализ

23.09

Раздел 2. О любви – в эпосе.

16

11-12

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Роман Пушкина как семейная хроника и как исторический роман.

2

Стр.56-68

26.09

28.09

13

Три встречи Гринева и Пугачева.

1

Чтение и пересказ

30.09

14

Характер Гринева. Гринев и Швабрин.

1

Сравнительная характеристика

3.10

15

Гринев и Маша.

1

Письменно ответить на ? 34 на стр.65

5.10

16

Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных лиц. Две правды - дворянская и крестьянская.

1

Подготовиться к классному сочинению

7.10

17-18

Классное сочинение № 1 по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (темы на выбор)

2

10.10

12.10

19

Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные». Проблема отцов и детей.

1

Стр.69-74

14.10

20

Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина и Гоголя.

1

Сопоставительная характеристика по ? на стр.71

17.10

21

Основные образы героев в романе.

1

? на стр.70-71

Подготовить презентации

19.10

22

Петербург Достоевского.

Заочная экскурсия по городу.

1

Доклад о творчестве И.С.Тургенева

21.10

23

И. С. Тургенев. «Ася»

1

Стр.75-77

24.10

24

Особенности характеров героев.

1

Характеристика героев

26.10

25

И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень». Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина.

1

Стр.108-110

28.10

I четверть – 25 часов

II четверть

26

Домашнее сочинение-рассуждение № 1 по циклу рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи»

1

?  № 2 на стр.120

7.11

Раздел 3. О любви – в драме.

6

27

Специфика драматического рода литературы.

1

Стр.121-126

9.11

28

А. Н. Островский «Снегурочка»

1

Прочитать пьесу

11.11

29

«Снегурочка». Образы героев пьесы и их особенности.

1

? на стр.152-153

14.11

30

Вн. чт. И. С. Тургенев «Первая любовь».

1

Анализ произведения

16.11

31-32

Просмотр к/ф по теме «О любви в драме».

2

Отзыв о художественной интерпретации

18.11

21.11

Тема 2. О Родине.

19

Раздел 1. О Родине – в лирике.

10

33

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Отношение русских поэтов к Родине.

1

Стр.156-160

23.11

34

М. Ю. Лермонтов «Родина».

«Странная любовь» к Родине.

1

Выучить наизусть

25.11

35

Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

1

Выразительное чтение

28.11

36

А. А. Блок «Россия».

1

Анализ стихотворения

30.11

37

С. А. Есенин «Русь»

1

Чтение и анализ

2.12

38

И. А. Бродский «Стансы городу»

1

Выучить наизусть

5.12

39

А. А. Ахматова «Мужество»

1

Выразительное чтение и анализ

7.12

40

Р. Г. Гамзатов «Мой Дагестан»

1

Выразительное чтение и анализ

9.12

41

К.Ш.Кулиев «Стихи о Родине»

1

Выразительное чтение

12.12

42

Домашнее сочинение-рассуждение № 2 «Любовь к Родине - одна из вечных тем русской литературы»

1

Написать сочинение

14.12

Раздел 2. О Родине – в эпосе.

9

43

44

45

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» - обзорное изучение.

3

Анализ отдельных глав

16.12

19.12

21.12

46-47

И. С. Шмелев «Лето Господне» - обзорное изучение. Автобиографическая проза.

2

Анализ отдельных глав

23.12

26.12

48

А. И. Солженицын «Матренин двор».

1

Стр.215-217

28.12

II четверть – 23 часа

III четверть

49

Роль описания в рассказе «Матренин двор».

1

Найти в тексте описания

11.01

50

Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома.

1

Анализ образа Матрены.

13.01

51

Присутствие автора в рассказе «Матренин двор».

1

Анализ образа автора

16.01

Тема 3. О страшном и страхе.

9

Раздел 1. О страшном и страхе – в лиро-эпических произведениях.

3

52-53

В. А. Жуковский. «Светлана»

Оригинальная баллада В. А. Жуковского.

2

Выразительное чтение и анализ баллады

18.01

20.01

54

Художественное своеобразие баллады как лироэпического жанра.

1

Выучить конспект

23.01

Раздел 2. О страшном и страхе – в эпических произведениях.

6

55-56

А. С. Пушкин «Гробовщик»

Сборник рассказов «Повести Белкина».

2

Стр.268-272

25.01

27.01

57-58

Э. А. По «Падение дома Ашеров»

Мотивы тоски и печали, их значение.

2

Стр.283-287

30.01

1.02

59-60

Вн. чт. Мистические новеллы Э.А.По (на выбор)

2

Анализ новелл по плану

3.02

6.02

Тема 4. Об обманах и искушениях.

25

Раздел 1. Об обманах и искушениях – в драме.

16

61

Ж. Б. Мольер «Тартюф»

Проблематика комедии.

1

Стр.3-13

8.02

62

Художественная идея произведения.

1

? на стр.31-32

10.02

63

Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

1

? на стр.35

13.02

64-65

Проблематика комедии.

2

Анализ комедии

15.02

17.02

66-67

Ж. Б. Мольер «Мизантроп»

2

Анализ системы образов

20.02

22.02

68

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Проблематика комедии.

1

Стр.37-39

Читать комедию

24.02

69

Конфликты в пьесе.

1

? на стр.71

27.02

70

Композиция построения пьесы.

Образы чиновников.

1

Стр.72-73

1.03

71

Женские образы в комедии и их роли.

1

Сравнительная характеристика женских образов

3.03

72

Образ Хлестакова.

1

Анализ образа Хлестакова

6.03

73

Хлестаков и Хлестаковщина,

как явление русской жизни

1

Стр.74-75

10.03

74

Идея пьесы и ее воплощение на сцене.

1

Подготовить презентации

13.03

75-76

Классное сочинение № 2 по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

(темы на выбор)

2

15.03

17.03

Раздел 2. Об обманах и искушениях – в эпосе.

5

77

А. С. Пушкин «Пиковая Дама

Выбор героем судьбы - ведущая тема повести.

1

Стр.76-77

20.03

78

Образы повести и их создание.

1

Стр.104-105 Пересказ

22.03

III четверть – 30 часов

IV четверть

79

Образы повести и их создание.

1

? на стр.106-108

3.04

80

Н. В. Гоголь «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя.

1

Стр.110-115

5.04

81

Гоголь о назначении

искусства и предназначении художника.

1

Подготовить доклады

7.04

Раздел 3. Об обманах и искушениях – в лирике.

4

82

А. А. Блок «Фабрика». Фабрика как символ зла в стихотворении.

1

Выразительное чтение и анализ

10.04

83

А. А. Блок «Ты смотришь в очи ясным зорям…» Мотив обмана и разочарования в стихотворении.

1

Читать  О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

12.04

84-85

Вн. чт. О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

2

14.04

17.04

Тема 5. О нравственном выборе.

18

Раздел 1. О нравственном выборе – в драме.

2

86

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

1

Стр.174-180

19.04

87

Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути.

1

Анализ пьесы

21.04

Раздел 2. О нравственном выборе – в лироэпических произведениях.

6

88

М. Ю. Лермонтов «Мцыри».

Безымянный герой поэмы Лермонтова.

1

Стр.195-199

24.04

89

Характер мцыри.

1

Анализ поэмы

26.04

90

Мцыри как романтический герой.

1

Наизусть отрывок

28.04

91

О нравственном выборе человека.

1

? на стр.223

Подготовить презентации

3.05

92

Культура народов Кавказа.

1

Доклад о творчестве Н.С. Гумилева

5.05

93

 Н.С. Гумилев «Старый конквистадор». Романтика приключений, вызов судьбе.

1

Сопоставительная характеристика

8.05

Раздел 3. О нравственном выборе – в эпосе.

10

94

Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Нравственная проблематика произведения.

1

? на стр.236

10.05

95

А. П. Чехов. «Пари». Проблематика рассказов Чехова.

1

Стр.237

? на стр.244

12.05

96

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

Проблематика повести.

1

Стр.245-247

15.05

97

Система образов персонажей.

1

Анализ образов

17.05

98

Этический выбор героев.

1

? на стр.280

19.05

99

Домашнее сочинение № 3 «Проблема нравственного выбора в произведении М.А.Булгакова «Собачье сердце»

1

Написать сочинение

22.05

100

А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Сказка- притча.

1

Стр.290-291

? на стр.292

24.05

101

Урок просмотра отрывков к/ф и спектакля «Маленький принц»

1

Прочитать повесть  Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

26.05

102

Вн. чт. Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат».

1

29.05

103

Обсуждение списка произведений на лето.

1

31.05

IV   четверть – 25 часов

Итого за год – 103 часа

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 4

от_________2017   г. №____

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________

Т.В. Булыгина

____________ 2017    года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....