Выступление на ШМО "Классные руководители"
тест на тему

Двоеглазова Лилия Валерьевна

Методика организации воспитательного процесса в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика организации воспитательного процесса в школе».

Эпиграфом  моего выступления станет японская мудрость:

«Оставь всё и займись воспитанием».

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

Воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у школы или её структурного подразделения способности  целенаправленно и  эффективно содействовать развитию личности ребёнка.

В условиях введения ФГОС второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека.  При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

 Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

 Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его  потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; защита прав и интересов обучающихся; организация социально значимой, творческой деятельности; установление контактов с родителями обучающихся; ведение документации (классный журнал, личные дела, портфолио учащихся, план работы классного руководителя).

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе педагогами нашей школы широко используются организационные формы воспитания (классно-урочные, индивидуальные, групповые, коллективные способы обучения и воспитания являются такие типы технологий: наглядные, программированные, электронно-обучающие, компьютерные, телекоммуникативные,  видеообучение.

Воспитательный процесс школы в современных условиях может быть эффективным и продуктивным только в рамках организованной воспитательной системы.

Организационно – методические основы школы как воспитательной системы таковы:

  1. Устав школы, общеобразовательные программы, деятельность педагогического совета, совета школы, администрации, педагогического, родительского и ученического самоуправления,
  2. Общешкольные традиции, кружки и секции (доп. образование).
  3. Планирование (календарное, перспективное).
  4. Научно-методическое обеспечение школы как воспитательной системы.

Воспитательная система строится следующим образом:

                 - ставятся задачи, цели, направления воспитательной деятельности

                 - отслеживается деятельность педколлектива, обучающихся, родителей

                 - планируется совместная деятельность

                 - анализируется результат в конце учебного года, и планируются западающие                     направления

Воспитательная система в школе развивается по разным направлениям деятельности:

- гражданско-правовое

                 - нравственно-эстетическое

                 - патриотическое

                 - экологическое

                 - физкультурно-оздоровительное

                 - интеллектуальное

                 - трудовое и профессиональное

                 (за каждым направлением приказом директора закреплен куратор)

Для реализации каждого направления педагогическим коллективом и классными руководителями за основу взята программа Г.К. Селевко. В данной программе в достаточной степени отражены все аспекты развития «Самосовершенствующей личности», которая способна формировать личность выпускника – к самореализации.

За основу воспитания в нашей школе взяты следующие принципы:

  • Ориентации на общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни (проведение классных часов «За здоровый образ жизни», спортивных соревнований, функционирование спортивных секций, уроков физкультуры, физминуток, соблюдение здоровьесберегающих технологий, походов, конкурсов, встреч с медецинскими работниками.)
  • Содействие педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения и всей жизнедеятельности (во взаимодействии с родителями)
  • Принятия ребенка как данности, признания его права на данное поведение и проводимый ему выбор

В системе воспитания направлений деятельности очень большая роль отводится классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям дополнительного образования, родителям во внеурочное время.

В системе воспитания патриотизма в школе проводятся классные часы «Моя малая Родина», знакомство с Государственной символикой России, Ростовской области, Аксайского района, конкурсы рисунков, провидение фестивалей, походы, встречи с ветеранами войны, труда, уборка территории в школьном дворе, у памятников павшим героям, участие в поектной деятельности, акции «Я – гражданин России», смотры строя и песни, «Уроки мужества», конкурсы патриотической песни, исследовательско- краеведческая работа, подготовка юношей к службе в армии. Патриотическое воспитание формируется у обучающихся на уроках истории, ОБЖ, обществознания, географии.

В системе физкультурно-оздоровительного направления проводятся во внеурочное время спортивные секции – волейбол, баскетбол, подвижные игры, теннис. Проводятся спортивные соревнования по различным видам спорта, эстафеты, туристические походы, состязания по футболу, оформляются стенды «Сдача норм ГТО».

В системе трудового и профессионального обучения – введены «Профминутка», акция «Чистая школа», « Чистая улица», «Чистый и уютный класс», «Ярмарки учебных мест», оформляются стенды «Куда пойти учиться», введены уроки технологии.

В системе экологического воспитания проводятся занятия, конкурсы рисунков, беседы, акция «Древонасаждение».

В системе гражданско-правового воспитания проводятся классные часы – Устав школы, права и обязанности ученика, знакомство с нормативными документами школы, встречи с работниками правоохранительных органов, уроки права и граждановедения.

В системе нравственно-эстетического воспитания проводятся традиционно культурно-массовые досуговы мероприятия (согласно плану воспитательной работы на год, месяц, приказам УО), оформление школы, функционирование кружков по интересам и др.

В течение года проводятся общешкольные и классные родительские собрания, используются различные формы сотрудничества с администрацией поселения, выпускается школьная газета, организуются педагогические советы, совещания, семинары, методическое объединение классных руководителей (по ступеням обучения), где обязательно рассматривают вопросы развития воспитательной системы школы.

«Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа –это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей…».

                                                                                                                               (А.А. Захаренко)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Со...

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РМО

Тема «Исследовательская и проектная деятельность как основная форма работы с одаренными детьми»...

Выступление"Роль классного руководителя в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА"

Роль классного руководителя во время подготовки к ГИА трудно переоценить. Именно мы выполняем координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Н...

Выступление на заседании руководителей городских методических объединений

Доклад по теме «Развитие профессиональной компетентности педагогов в сфере использования дистанционных образовательных технологий в работе с одарёнными детьми» (14.11. 2012г.)....

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Выступление на съезде руководителей ОУ "Из опыта работы школы по формированию исследовательских умений"

Выступление на съезде руководителей ОУ  "Из опыта работы школы по формированию исследовательских умений"...