Выступление на съезде руководителей ОУ "Из опыта работы школы по формированию исследовательских умений"
статья на тему

Талыпа Анастасия Юрьевна

Выступление на съезде руководителей ОУ  "Из опыта работы школы по формированию исследовательских умений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь к успеху

 (Из опыта работы школы

по формированию исследовательских умений обучающихся)

Добрый день,  уважаемые коллеги!

        Прошедшим летом ученица нашей школы Никитченко Наталья приняла участие в работе летней смены образовательного центра для одарённых детей «Сириус» в городе Сочи. Центр создан по инициативе президента РФ Путина В.В. на базе олимпийской инфраструктуры. Главная цель лагеря — реализация углубленных образовательных программ для детей, которые обладают незаурядными талантами в различных областях науки, искусства и спорта.

Наталья прошла конкурсный отбор и попала в летнюю смену с 1. 07 по 25.07 2017 г. Она была единственным представителем Новосибирской области по направлению «Агропромышленные и биотехнологии». В течение июля ребята выполняли проекты по различным направлениям, посещали памятные места г. Сочи, встречались с интересными людьми, в том числе, с президентом РФ. Наталья в составе группы занималась выработкой мягкого сыра функционального назначения с использованием лактулозы и растительных компонентов. В общекомандном зачёте ребята были вторыми.

        Из поездки Наталья вернулась не только с хорошим настроением, но и полная ярких впечатлений и идей для новых исследований и свершений.

Но такое везение нельзя назвать случайным. В разные годы учёбы в  школе Наталья была победителем муниципальной НПК школьников по химии, победителем районной НПК «Открытие», Победителем областной эколого – краеведческой конференция «Ступени», Лауреатом XII открытой региональной НПК школьников «Эврика», призёром областного тура Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Агроэкология». В 2016 году Наталья была участницей проектной смены, которая проходила в лагере Олега Кошевого в г. Бердске.

        Всё это является результатом слаженной работы администрации и  коллектива школы, направленной на формирование и развитие у обучающихся исследовательских умений.

         В 2003 году администрация  выступила инициатором проведения  в школе НПК, а опытные педагоги вот уже 14 лет претворяют эту идею в жизнь. Сафонова С.А., учитель географии и биологии, была одним из первых руководителей проектов. С 2003 по 2017 учащимися школы подготовлено и представлено на различных уровнях  136 исследовательских работ. Как видно на слайдах,  первые работы были в области естествознания. Позднее работы стали выполняться в других научных областях.

Для выполнения такого количества работ  в школе создаются определённые условия. Все учителя активно применяют  исследовательские технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Организована методическая междисциплинарная группа по формированию исследовательских умений педагогов и обучающихся. Педагоги, входящие в эту группу, делятся опытом с коллегами, проводят открытые уроки и мастер – классы, консультируют учителей  и учащихся в процессе подготовки работ.

На всех уровнях образования в учебном плане представлены курсы, напрвленные на формирование исследовательских умений: в начальной школе введен курс «Решение проектных задач», в основной школе преподаются курсы «Проектная деятельность», в 10 классе - «Основы проектной деятельности». На уроках ребята знакомятся с теоретическими аспектами исследования, выполняют групповые и индивидуальные проекты. Кроме этого, формирование исследовательских умений происходит и во внеурочной деятельности в рамках курсов «Юный исследователь», «Мир физики», «Станем волшебниками».

В прошедшем учебном году в школе организовано школьное научное общество «Империя разума». В работе общества может принять участие каждый ученик, желающий выполнить исследование по выбранной теме, но актив составляют ребята, имеющие достаточно большой опыт в данном направлении. Общество имеет устав,  работает по утверждённому плану. На заседаниях ребята участвуют в интеллектуальных конкурсах и играх, встречаются с выпускниками школы, занимающимися научной работой. Была организована поездка в планетарий и областную научно – техническую библиотеку.

Свидетельством того, что такая система работы эффективна, являются и стабильные результаты участия школы в НПК школьников различного уровня. Старшеклассники нашей школы всегда результативно  выступают на муниципальной НПК (слайд),  обучающиеся младшей школы - на конференции «Я познаю мир». (слайд)

С 2013 года ученики школы принимают участие в региональной НПК «Эврика», которая проводится в г. Новосибирске, а также в конференциях областного уровня и добиваются успеха.  Опыт участия в конференциях областного и регионального уровней позволил понять, что работы, представляемые на конференции, должны носить прикладной характер, помогать решить хоть маленькую, но проблему местного значения.

Опыт работы нашей школы по формированию исследовательских умений обучающихся         неоднократно представлялся перед педагогами Тогучинского района. В апреле 2017 года творческий отчёт по теме «Работа школы по формированию исследовательских умений обучающихся как средство повышения качества образования» был представлен на региональном семинаре в СОШ №3 р.п. Линёво «Повышение качества образования в условиях инновационного развития школы» в рамках реализации регионального проекта «Внедрение модели СМК в ОУ НСО».

Позвольте поздравить всех с началом учебного года, пожелать Вам и Вашим коллективам творческих успехов, здоровья. Пусть сбудутся все Ваши мечты и желания, даже те, которые кажутся несбыточными.

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование исследовательских умений и навыков учащихся"

В работе обобщен опыт учителя математики и информатики. Преведены не только теоретические обоснования, но и практическое применение проектно-исследовательской деятельности....

статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"

Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...

Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".

В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....

Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов по формированию исследовательских умений

Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов по формированию исследовательских умений...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...