ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РМО
материал по теме

Тема «Исследовательская и проектная деятельность как основная форма работы с одаренными детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_metodistov.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ РМО

АПРЕЛЬ, 2011

Тема «Исследовательская и проектная деятельность как основная форма работы с одаренными детьми»

Позиции проектного обучения соответствуют требованиям и стандартам современного образования. В центре проектного – ребенок, его мир, интересы, потребности. (Нарисовать мордашку).

Дж. Дьюи «Ребенок – это центральная фигура в процессе обучения. Он солнце вокруг, которого вращается педагогический процесс».

И действительно, проектное обучение предполагает – логическую деятельность учащихся, имеющую личностно-смысловую и мотивационную основу.

Метод проектов – пед. технология, ориентированная не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путем самообразования).

Метод проектов осуществляется путем детальной разработки проблемы, которая ведет к реальному осязаемому результату, оформленному тем или иным способом. (Схема 1)

ПРОБЛЕМА                                                                               РЕЗУЛЬТАТ

                         

ДЕЙСТВИЕ

МОТИВ                                                              ТЕМА АКТУАЛЬНА                               ТЕМА ЗНАЧИМА

Итак, проектирование - процесс создания проекта.

Но:

  1. Что включает в себя проект?
  2. Как отличить проект от творческой работы?
  3. С чего начинать?

Вот те вопросы, на которые я попытаюсь сегодня дать ответы. Но сначала вопрос: Какие виды научных, исследовательских, творческих работ мы с Вами используем в работе?

  • Доклад
  •  Тезисы доклада
  •  Научная статья
  •  Научный отчет
  •  Реферат (правила написания реферата раздать).

Чем же проект отличается от всех этих видов исследовательских работ?

Перед Вами признаки проекта:

  1. ориентирован на ученика ( т.к.работа должна быть самостоятельная)
  2. ориентирован на действительность (т.к. это предметная работа и ведет к решению проблемы)
  3. имеет конечный результат – эскиз, модель  (формы раздать)

Для создания, написания проекта необходимо уметь (а также Вы должны научить своих детей):

        

Итак перед Вами слайд где представлены все компоненты проекта. Я предлагаю сейчас кратко пройти по основным этапам работы над проектом.

С чего начинается любое исследование?   ( получение информации и формулирования темы).

Чем заканчивается?     (результат)

Что между ними?         (действия)

Что сделать, чтобы эти действия были активными?         (нужна мощная мотивация)

Значит, тема должна быть АКТУАЛЬНА

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

  • Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
  • потребностью в новых данных;
  • потребностью в новых методах;
  • потребностью практики

Следовательно, тема должна быть еще и ЗНАЧИМОЙ

Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

Фундаментальная значимость – для науки

Прикладная значимость – где можно применить в жизни.

Следует помнить! Что ново для ученика, может быть совсем не ново и не интересно для науки!

Следующий этап – это выбор темы и ее формулировка.

ВАЖНО! В формулировке темы должен быть отражен объект, предмет исследования и по возможности методы исследования.

Например «Река Солоновочка» - о чем эта работа?

                  «Разработка туристического маршрута «Река Солоновочка»

                  «Комплексный анализ воды реки Солоновочка»

После определения темы, обозначаем цель. Она должна быть:

  • четкая,
  •  реальная,
  •  максимально достижимая,
  • соответствовать возрасту.

Ведь цель исследования - это его желаемый конечный результат.

Наиболее типичны следующие цели:

  • определение характеристики явлений, не изученных раннее, малоизученных, противоречиво изученных;
  • выявление взаимосвязи явлений;
  • изучение динамики явлений;
  • описание нового эффекта, явления;
  • открытие новой природы явлений;
  • обобщение, выявление общих закономерностей;
  • создание классификаций, типологий;
  • создание методики
  •  адаптация методик.

Цель (глобальная, образ предполагаемого результата) – Например -обосновать необходимость (или возможность) разработки тур. маршрута ...

После постановки целей, формулируем гипотезу - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

      Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.

      Выдвигая гипотезы, предположения обычно используются следующие слова:

  • может быть;
  • предположим;
  • допустим;
  • возможно;
  • что….., если…..
  • если……., то……

Для подтверждения или опровержения гипотезы ставим ЗАДАЧИ

это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

 Т.Е. ЗАДАЧИ - локальные, которые можно реализовать, увидеть результат (Н-р: 1. Изучить.., 2. Разработать.., 2. Провести…, 4. Оформить…, 5. Выступить…,)

Не следует писать в задачах изучить литературу по теме – это и так ясно.

Следующий этап исследования – отбор методов, МЕТОДЫ - основные способы, с помощью которых проводится исследование.

- современные!!! ( не 50-60 летней давности);

- обучение методикам выполнения эксперимента обязательно!!!

- методы должны быть оценены критически «Так старательно пишите все в журнал». Гете

- обязательно представляем правильную обработку статистических результатов (существуют программы в компьютере!)

Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы обозначили в начале разговора. Следующий этап – сбор информации и ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

 Литературный обзор:

  • краткий,
  •  емкий,
  • содержит ссылки на источники,
  • приветствуются иностранные источники,
  • желательно 30 источников.

ВОЗМОЖНО составление контент-анализа:

Автор

Название работы

Источник

Краткие тезисы

Ценно для

данного исследования

Далее – СОБСТВЕННО ИССЛЕДОВАНИЕ и РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Представляться должен не сырой материал, а только отработанный!

+  Сравнение с литературой, авторами!

+ не бояться, доказанных противоречий!!!

Результаты не на два листа, а значительно >>>!!!

Хочется еще остановиться на ОФОРМЛЕНИИ РАБОТЫ

- либо согласно ГОСТу

-либо четко, так как указано в Положении!!!

ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Главное правило  КРАТКО и ЁМКО!

!!!    ВЫВОДЫ              ЗАДАЧИ

Отражаем        ЧТО СДЕЛАНО,

                          ЧТО НЕ УДАЛОСЬ (ВДРУГ),  анализируем причины!!!

Особое внимание уделить написанию Публичного доклада:

  • регламент
  • без «ох» и «ах»
  • дикция (читать вслух!!!)
  • говорить аргументировано, расставить акценты (на мой взгляд…, обратите внимание…. и т.д.) «Как ты словами сыплешь хорошо», а смысла нет, поэтому обязательно базовое сравнение, контрольный опыт!!
  • анализируя диаграммы, таблицы результатов цифрами не оперировать (только больше, меньше, слева, справа).
  • Что включить:
  1. 2-3 предложения введения,
  2. цель, задачи,
  3. нет литературного обзора
  4. материалы
  5. метода, лишь назвать,
  6. результаты и обсуждение по возможности полностью,
  7. выводы должны быть перед глазами, если нет времени напечатать и раздать, если есть – зачитать
  8. раздаточные материал с тезисами
  9. презентация не больше 15 слайдов.

Качества докладчика

  1. Организация выступления по плану
  2. Объем и глубина знаний по теме, эрудированность, использование знаний из др. областей
  3. Культура речи, использование наглядности, способность удерживать внимание окружающих
  4. убедительность и дружелюбность при ответе на вопросы
  5. деловые и волевые качества докладчика
  6. эстетичность и внешний вид

Критерии оценки проекта

  • 1.Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.
  • 2.Логика и последовательность их изложения.
  • 3.Самостоятельность и адекватность выбора  средств.
  • 4.Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность  изучаемой тематике.
  • 5.Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.
  • 6.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
  • 7.Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
  • 8.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  • 9.Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.
  • 10.Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.
  • 11.Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
  • 12.Практическое использование проектного изделия.
  • 13.Качество записей и наглядных материалов.
  • 14.Использование знаний из других наук и учебных предметов.
  • 15.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
  • 16.Полнота знаний по теме.
  • 17.Оригинальность решения проекта.
  • 18.Культура речи.
  • 19.Привлечение знаний из других областей.
  • 20.Языковая грамотность.
  • 21.Умение пользоваться информационными технологиями.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Выступление на семинаре классных руководителей

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была труд...

Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...

Выступление на областном семинаре руководителей МО

Выступление на областном семинаре руководителей МО по теме «Мастер - новичку»...

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...