Интерактивные технологии как обязательное средство повышения качества знаний и применение их на практике
учебно-методический материал на тему

Егоренко Ирина Ивановна

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) следует понимать систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и др. сфер. То есть иными словами:  интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном взаимодействии всех участников обучающего процесса познания.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр,  дискуссий, совместного решения проблем.

Исключается доминирование какого – либо участника учебного процесса или идеи.

Использование интерактивной модели   дает учителю возможность реализовать  гуманный, демократический подход к обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии как обязательное средство

повышения качества знаний и применение их на практике

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, 
мы украдём у наших детей завтра”
Джон Дьюи

 

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать без помощи новых информационных технологий.

Основной задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Качество образования — востребованность  полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

 Одним из направлений развития информационных технологий в образовании является применение интерактивных технологий.

Меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания, сколько для использования ее в процессе создания собственного творческого продукта, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности
Различают несколько моделей обучения:

  1. Пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
  2. Активная – ученик выступает «субъектом» т.е. равноправным участником процесса обучения  (самостоятельно выполняет  данное учителем задание  или творческую работу). В этой модели обучения используются методы, стимулирующие познавательную активность учащихся. Они строятся на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы и характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
  3. Интерактивная –   от английского слова inter (взаимный), act (действовать)

Данная модель обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса и направлена на развитие творческих способностей учащихся. Ученик и учитель являются  равноправными субъектами обучения.

Вы спросите, в чём же  принципиальная разница между активной и интерактивной моделью обучения, если в основе той и другой  лежит познавательная деятельность учащихся?  Активная модель обучение больше  направлена на развитие коммуникативных способностей учащихся, а интерактивная – на развитие творческих способностей.

Что же стоит за термином ТИО?  Это такая система способов организации  взаимодействия педагога и учащихся, которая гарантирует эффективное познавательное общение, в результате которого создается ситуация успеха в учебной деятельности для каждого учащегося

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) следует понимать систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и др. сфер. То есть иными словами:  интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном взаимодействии всех участников обучающего процесса познания.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр,  дискуссий, совместного решения проблем.

Исключается доминирование какого – либо участника учебного процесса или идеи.

Использование интерактивной модели   дает учителю возможность реализовать  гуманный, демократический подход к обучению.

Давайте посмотрим как меняется роль учителя при использовании интерактивной модели обучения    

При традиционном обучении учитель выполняет функцию  «фильтра», который пропускает через себя всю учебную информацию. При интерактивном обучении учитель не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску и выступает в роли «фасилитатора».

Виды активности при интерактивном обучении

Различают физическую, социальную и познавательную активность обучающихся.

При физической активности учащиеся: меняют рабочее место, пересаживаются, конструируют, вырезают и т. д.

При социальной активности учащиеся: задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и пр.

Познавательная активность – это качество, характеризующее интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, она проявляется и развивается в деятельности.

При познавательной активности учащиеся: вносят дополнения или поправки, используют личностный опыт, самостоятельно находят пути решения проблемы. Все три вида активности взаимозависимы и в обязательном порядке должны быть использованы на уроке.

Цели интерактивного обучения:
• создание комфортных условий обучения, условий, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
• организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
• исключение доминирования как одного выступающего, так и одного мнения над другими. обучение критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,
• получение навыков участия в дискуссиях, общения с окружающими.

Формы интерактивного обучения:
1.
Работа в парах: обсуждение, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля
2.
Работа в малых группах: когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом
3.
Ротационные (сменные) тройки: состав группы из трёх человек меняется от задания к заданию
4.
Карусель: образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
5.
Мозговой штурм: участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
6.
Аквариум: несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и

анализируют. Форма диалога - обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей.
7.
Дерево решений: учащиеся делятся на 3 или 4 равночисленные группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
8
. Метод пресс: 
«Метод Пресс» состоит из четырёх этапов:
• Высказывание собственной точки зрения (я считаю, что)
• Обоснование своей мысли (так как)
• Примеры и аргументы( например)
• Вывод, обобщение (итак)
То есть, используя этот метод, обучающиеся учатся формулировать высказывание аргументировано. 
9.
Суд: ролевая игра - в порядке ведения судебного заседания: адвокат, прокурор, присяжные…
10.
Ролевая (деловая) игра. 
11.
Займи позицию: зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
12.
Дебаты: убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен
13.
Большой круг 
Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.
14.
Конференции: уроки конференции предполагают общение людей, работающих над разрешением какой-либо (теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог- диспут.
15. Броуновское движение - предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
16. «Круг идей» - цепочка ответов на поставленный вопрос.
17.
«Микрофон» - дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы и их количество постоянно дополняется.

Рассмотрим некоторые дискуссионные формы

1. «Заседание экспертной группы» (или «панельная дискуссия»). Намеченная проблема обсуждается первоначально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.

2. «Симпозиум». Форма, предполагающая выступление с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному (или спорному) сюжету. После заслушивания сообщений аудитория задает докладчикам вопросы.

3. «Круглый стол». Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.

4. «Судебное заседание». Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон.

5. «Форум». Эта форма сходна с предыдущей. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои позиции, а вступает в обмен мнениями с аудиторией.

6. «Дебаты». Заявляются две различные, а часто противоположные, точки зрения – каждую выдвигает и отстаивает одна из групп учащихся.

Методы интерактивного обучения:
1. Универсальный, т.е.
эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов ожидается ответ с учетом их жизненного опыта и логическое рассуждение, где совершают открытия, получают новые знания.
2.
Кейс- метод - это метод коллективного анализа конкретной ситуации, случая, упражнения. Работа проводится в составе небольших групп, где выполняется письменное описание какой-либо конкретной ситуации, анализируется, разрабатывается, и самостоятельно принимаются решения.
3.
Метод- тренинг. Форма групповой работы, обучающиеся садятся полукругом и обращаясь друг другу по имени ищут решение проблемы, преподаватель направляет деятельность группы. Этот метод повышает мотивацию обучающихся и раскрывает личность каждого.
4.
Дискуссии - это публичные обсуждения или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы, где студенты, находясь в состоянии морального выбора, учатся самостоятельно мыслить, вести суждения, аргументировать положения, привлекая запас своих представлений, обнажая свои нравственные принципы и нравственно совершенствуясь. Формы дискуссий - круглый стол, форум, дебаты, судебные заседания, симпозиум.
5.
Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки.

Применение ТИО позволяет учителю соединить учебную  деятельность каждого школьника и межличностное познавательное общение, поскольку возникает целая система взаимодействий: учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – учащийся, группа – группа, группа – учитель и др.

 В этом заключается большое преимущество данной технологии перед другими.

“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...

Интерактивные технологии как основы повышения качества образования

Интерактивные технологии как основы повышения качества образования...

Презентация "Интерактивные технологии как основы повышения качества образования"

Интерактивные технологии как основы повышения качества образования...

Применение новых информационных технологий - средство для повышения качества знаний обучающихся в образовательном процессе"

Статья посвящена применению информационных компьютерных технологий в образовательном процессе....

Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний на уроках математики

В статье отражены преимущества ИКТ технологии, показаны приемы и методы, способствующие повышению качества знаний на уроках математики....