Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Управление познавательной деятельностью на уроках русского языка и литературы»

«Три пути ведут к знанию:

путь размышления - это путь самый благородный,

путь подражания - это путь самый легкий

и путь опыта - это путь самый горький»

Конфуций

Познавательная деятельность - это сознательная организация и самоорганизация познания явлений действительности.
Активизация познавательной деятельности - такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.
Управлять познавательным процессом - ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать её, вести учёт знаний.
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке - один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения.

 Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интерес, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.


Урок начинается с момента, на котором сообщаю его цель. Образовательная (дидактическая, познавательная) цель урока ставится к каждому уроку. Она должна быть предельно конкретной. Умение мыслить складывается из умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Быстро включаю учащихся в деловой ритм.

Создавая проблемную ситуацию, я управляю познавательной деятельностью учащихся.

Стараюсь к каждой теме урока отбирать и дозировать учебный материал. Большое значение придаю анализу текста. Провожу комплексный и лингвистический анализы текстов. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными орфограммами. Добиваюсь четких и грамотных ответов.
Важную роль отвожу творчеству детей.
Связно говорить и писать - это важные умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка и литературы.
На развитие познавательного интереса учащихся в учебной деятельности оказывает влияние содержание, организация учебного процесса, средства обучения, полученные результаты, характер общения учителя с учениками и отношения между учащимися.
При развитии познавательных мотивов использую следующие педагогические приемы стимуляции интересов учащихся.
Первая группа связана с содержанием учебного материала:

показ новизны содержания, подбор ярких фактов, интересных сведений,
привлечение различных источников информации.
Вторая группа связана с побуждающей функцией:

установка с первого занятия на активное познание, постановка проблемных вопросов, стимулирование «открытых вопросов» учащихся; эвристические методы обучения, учебные дискуссии, метод «мозгового штурма», занимательность и многообразие форм организации занятий; преодоление познавательных затруднений, учебная работа, позволяющая открыть себя раскрыть свои способности, проявить свою смекалку, своевременное чередование видов деятельности, перевод учащихся от репродуктивной к творческой деятельности, высокая степень самостоятельности на уроке.

Использую на уроках наглядные пособия, технические средства, карточки.
Стараюсь создать ситуацию успеха, совместно преодолеваем познавательные затруднения. Формирование познавательной деятельности невозможно без преодоления определенных трудностей. Это требует приложения волевых усилий. Выработка силы воли состоит в приобретении способности управлять своим умом, вырабатывать привычку прилагать усилия. Чем сильнее мотивация, тем меньше требуется усилий на поддержание деятельности в соответствии с целью. 
Управлять своею деятельностью можно, используя самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, аутогенную тренировку. Если семья заинтересована в результатах труда своего ребенка, то провожу работу и с семьей.

В школьной практике я использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения.

Для проверки усвоения знаний учащихся использую такие формы контроля: самоконтроль, текущий контроль, тесты.
Веду учет знаний учащихся.

На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы (чтения) и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую в течение урока различные виды деятельности.

На уроках русского языка:

1. Различные виды диктантов.

Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.

Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.

Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

Свободные и творческие диктанты. Их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов.

2. Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

3. Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

4. Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

5. Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

        Использую сочетание традиционных и нетрадиционных форм уроков (лекции, семинары, конференции, гостиные, зачёты. путешествия ).

учёт индивидуальных способностей учащихся;

тематический учёт знаний;

осуществление межпредметных связей;

целесообразное использование групповой работы.

Стараюсь поощрять тех учащихся, которые умеют защитить свое мнение, приводят в его защиту аргументы, доказательства, используют приобретенные знания, задают вопросы учителю, выясняют непонятное, углубляются с их помощью в процессе познания, делятся своими знаниями с другими, выполняют задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы - все это говорит об активизации познавательной деятельности учащихся.
Важно не просто накормить голодного рыбой, главное - научить его ловить её. Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь»

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении.  “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...