Деловая игра: «Путь к школе ассертивности как центру формирования самодостаточной личности через педагогическое проектирование»
проект на тему

Балан Лариса Павловна

Деловая игра:

«Путь к школе ассертивности как центру формирования самодостаточной личности  через педагогическое проектирование»

Когда я был молодым, я планировал изменить весь мир. Когда я стал немного старше, я понял, что это самонадеянно, поэтому я решил изменить свое государство. Это, как я понял, став старше, было самонадеянно, поэтому я решил изменить свой город. Когда я понял, что не смогу этого сделать, я попытался изменить свою семью.

Теперь я старый человек и знаю, что должен был начать с изменения  себя. Может быть, если бы я начал с самого себя, мне бы удалось изменить свою семью, город или государство, и кто знает, может, даже мир.

Притча

Цель занятия для педагогов:

•         формирование навыков ассертивности в процессе межличностного взаимодействия;

•         формирование проектного типа мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_put_k_shkole_assertivnosti.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра:

«Путь к школе ассертивности как центру формирования самодостаточной личности  через педагогическое проектирование»

Когда я был молодым, я планировал изменить весь мир. Когда я стал немного старше, я понял, что это самонадеянно, поэтому я решил изменить свое государство. Это, как я понял, став старше, было самонадеянно, поэтому я решил изменить свой город. Когда я понял, что не смогу этого сделать, я попытался изменить свою семью.

Теперь я старый человек и знаю, что должен был начать с изменения  себя. Может быть, если бы я начал с самого себя, мне бы удалось изменить свою семью, город или государство, и кто знает, может, даже мир.

Притча

Цель занятия для педагогов:

  • формирование навыков ассертивности в процессе межличностного взаимодействия;
  • формирование проектного типа мышления.

Форма проведения занятия - деловая игра.

При подготовке к проведению занятия необходимо удобно расположить столы для работы в группах. Количество групп определяется исходя из общего количества участников игры, но не менее 5 участников в каждой группе. На столе каждой группы - листы бумаги A-4, ручки, маркеры для работы.

Организация работы: создается 4 группы участников. Один из участников творческой группы берет на себя роль руководителя группы и организует обсуждение по предложенным вопросам.

Проведение игры: каждой группе предлагается определённая роль и задание, связанное с этой ролью.  В ходе обсуждения участники могут изображать схемы, записывать термины. После завершения обсуждения руководитель творческой группы презентует результаты ее работы, делает выводы. Представленные результаты размещаются на магнитной доске.

Вступление.

Для того чтобы начинать экспериментальную деятельность в образовательной организации, необходимо, чтобы педагоги имели представления не только о реальном состоянии образовательной среды школы, но и представляли идеальный ее образ, способный стать целевым ориентиром в предстоящей деятельности. Экспериментальный замысел имеет право начаться  с желания создать, изменить что-то, воплотить в реальность то будущее, которое важно для всего педагогического коллектива.

Шаг первый.

Задание №1.

«Модель выпускника ассертивной школы»

Описание задания:

Необходимо создать модель выпускника школы ассертивности.

Известно, что  выпускник должен быть конкурентоспособным на рынке труда, а как личность - самодостаточным и ассертивным, умеющим отстаивать свои права, не попирая права других. Для того описать модель выпускника по сферам личности.

Сферы личности:

  • соматическая (состояние здоровья и умение его поддерживать);
  • интеллектуальная (кругозор, эрудированность, уровень развития     психических функций и т.д.);
  • личностная (черты характера, волевые качества, интересы, способности, мотивация, мировоззрение);
  • социальная  (особенности взаимоотношений с педагогами, родителями, сверстниками).

Каждая команда педагогов описывает  определенную сферу личности.

Модель выпускника «Школы ассертивности»

                                                     

По окончании   выполнения задания каждая команда презентует результат своей работы, а ведущий размещает ответы на доске.

Шаг второй.

Задание №2.

«Исходные условия образовательной среды школы и пути её преобразования»

Всем командам предлагается охарактеризовать исходные условия образовательной среды своей школы, которые позволяют формировать модель выпускника «Школы ассертивности». За основу предлагается взять структуру образовательной среды по Е.А.Климову:

  • соматический компонент, определяющий состояние здоровья учащихся, санитарно - гигиенические условия;
  • информационный компонент - правила внутреннего распорядка, устав школы, правила и условия личной безопасности;
  • социальный  компонент - социальное устройство школы, микроклимат в классах, организацию школьной жизни;
  • предметный компонент - условия для учебы, отдыха учащихся.

Каждая команда педагогов описывает определенный компонент образовательной среды, характеризует его уровень развития.  Другие команды включаются в обсуждение, вносят  свои дополнения и замечания.

Шаг третий.

Задание №3.

«Задачи педагогического коллектива по созданию условий для формирования навыков ассертивности у школьников и формы их реализации»

Из предыдущего задания  очевидно, что социальный компонент образовательной среды, характеризующийся взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми,  несет на себе основную нагрузку, так как  он преобразует  внутренний мир  формирующейся личности через взаимопонимание, коммуникацию, рефлексию. Информационный  же компонент стимулирует развитие  способностей, формирует личные качества и мировоззрение.

Преобразования в этих сферах сделают образовательную среду более разнообразной, интересной, открывающей новые пути для самореализации школьника,  формирования  его активной  жизненной позиции. А умение ставить цели и активно добиваться желаемого - неотъемлющая составляющая ассертивности.

Для этого необходимо, чтобы весь педагогический коллектив работал в режиме  творческого поиска новых форм учебно-воспитательной работы.

4 командам  педагогов предлагается определить задачи и перечислить те формы работы, которые помогут реализовать замысел эксперимента, и доказать, что эти преобразования помогут учащимся стать более уверенными в себе и приобрести навыки ассертивного поведения.

Шаг четвертый.

Обратная связь

В конце деловой игры ведущий проводит рефлексию и предлагает  представителям команд поделиться впечатлениями о проделанной работе. Формирование «идеального» представления о «Школе ассертивности» у педагогов связано со стремлением к личностному росту, к более полной самореализации.

Благодаря деловой игре каждый педагог смог смоделировать свою роль в исследовательско-экспериментальной деятельности, наметить необходимые изменения в образовательной среде через предложенные формы, методы и условия работы в школе.

 Каждый шаг в рождении замысла имеет огромную образовательную ценность, содержит в себе возможности развития у педагогов широкого спектра  способностей и качеств: прогностических способностей, навыков самоанализа, осмысления своих ценностей и желаний, самоопределения, целеполагания и планирования, а это неотъемлемые составляющие ассертивной позиции личности.

Словарь по ассертивности

для педагогов школы

Ассертивность — это умение сохранять свое достоинство, не принижая достоинства и чести другого человека. Это умение отстаивать свои права, не игнорируя прав другого человека.

Ассертивное поведение — это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других. Оно предполагает уверенную и активную позицию. При ассертивном поведении человек четко осознает свои цели и права и открыто заявляет об этом, а также отстаивает их. Кроме того, он не нарушает прав окружающих и  добивается своих целей.

Ассертивное поведение тесно связано с эмоциональной компетентностью. Только осознавая свои эмоции и умея ими управлять, человек может сохранить свою эмоциональную нейтральность.

Принципы ассертивного поведения

Принципы ассертивности - это  эмпирические правила поведения в обществе, общения с окружающими, которое опирается на истинно гуманистические начала, отрицается манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому.

  •  Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение.
  • Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
  • Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего собеседника.
  • Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки.
  • Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
  • Достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень важное качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.
  • Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Умение  действовать   ассертивно   в   сложных   ситуациях является весьма полезным навыком.

Составляющие ассертивного поведения:

  • целенаправленность;
  • ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;
  • гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;
  • социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;
  • сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;
  • настойчивость, не переходящая в агрессию;
  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач, созидание.

Ассертивный человек:

  • свободно выражает свои мысли и чувства. Посредством своих слов и действий он как бы говорит: «Это — я. Вот я чувствую, думаю, желаю».
  • может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми друзьями, семьей. Это общение открытое, честное, прямое и адекватное.
  • имеет активную жизненную позицию. Умеет ставить цели и активно добиваться желаемого.
  • уважает и ценит себя. Такой человек принимает ограничения в определенной ситуации, и его действия направлены на поддержание самоуважения.

 Ассертивная этика - это, когда человек не просто декларирует наличие прав личности, а пытается соответствовать им, применять их на практике, не нарушая прав другого человека.

Типы поведения: пассивный, агрессивный, ассертивный.

Пассивное поведение — нежелание высказывать свое мнение, показывать свои чувства или не принимать на себя ответственность за свои действия.

Агрессивное поведение — нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападения.

Ассертивное поведение означает умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях.

Образовательная среда - совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций,  целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение, в контексте предметности культуры общества (В. И. Слободчиков).

Структура образовательной среды (по Е. А. Климову): 

1) социально-контактный компонент;

2) информационный;

3) соматический;

4) предметный компонент среды.

  1. Социально-контактный компонент  среды  включает:

  • личный пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничества, взаимопомощи, господства и т. п.);
  • учреждения, организации, группы их представителей, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать;
  • «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», «отстающих» и т. д.), реальное место данного человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств.

2. Информационный компонент среды включает:

  • правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения;
  • традиции данного сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям, их мнениям;
  • правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, любые идеи, выраженные в той или иной форме;
  • требования, приказы, советы, пожелания и т. д., т. е. персонально адресованное воздействие.

3. Соматический  компонент среды по отношению к психике человека составляет собственное тело и его состояния.

4. Предметный компонент среды включает:

  • материальные условия жизни, учебы, работы, быта.

Педагогическое проектирование - вид профессиональной деятельности педагога (или совокупность деятельностей), направленный на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование.

Педагогический проект - разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Прогнозирование - это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления. Отличается от проектирования меньшей степенью ответственности за получаемый результат, непосредственно используемый на практике.

Конструирование - выявление, детализация, разработка и установление системы социальных связей. Конструирование и проектирование - последовательные этапы приближения замысла к его определённой реализации. В процессе конструирования разрабатываются детали,

элементы проектируемого объекта, а при проектировании создаётся система взаимосвязей этих элементов, разрабатывается и оформляется проект.

Моделирование - метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). В рамках проектирования модель позволяет:

  • создавать образы объектов или явлений;
  • имитировать реальные процессы;
  • проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;
  • делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – деловая игра «Технология проектирования». 6 класс

Раздел ПРОЕКТИРОВАНИЕ.   10 часов.  Проектирование «запускается» после изучения раздела КУЛИНАРИЯ или после изучения определенной темы (как в данном случая, после изучения темы «Крупы, ...

Деловая игра «Проектирование профессионального жизненного пути»

Цель: Дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии, познакомить учащихся с требованиями предъявляемыми к различным п...

Урок деловая игра Компьютерный центр

Цели урока:Учебные:·         Систематизировать и использовать знания и умения полученные на занятиях элективного курса;·...

Сценарий деловой игры для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха у учащихся спортивной школы»

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы. Современный тренер - это педагог, который должен идти в ногу со временем,...

Путь к школе ассертивности как центру формирования самодостаточной личности через педагогические проектирование

laquo;Путь к школе ассертивности как центру формирования самодостаточной личности  через педагогическое проектирование»Когда я был молодым, я планировал изменить весь мир. Когда я ст...

Деловая игра "Центр приобретения полезных привычек"

Деловая игра "Центр приобретения полезных привычек"  направлена на создание условий формирования  у подростков  умения принятия  решений, кмения сказать "нет" и...