Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал на тему

Медведева Галина Анатольевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ Богородской СШ    Нестиарская ОШ

 

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

                                               Учитель русского языка и литературы

                                                          Медведева Галина Анатольевна

 

  Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как информационно-коммуникационные технологии. Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе.

  Известный педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчеркивала, что учитель-словесник должен уметь не только удивлять класс новизной и свежестью материала, но и организовать его на работу. Исходя из этого, в центре внимания  стала активизация познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка и литературы посредством применения ИКТ.

 

Актуальность

  В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии.

  Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене я активно использую современные технологии, развиваю в ребенке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для меня как учителя  новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

   В концепции стандартов общего образования нового поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

  • самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
  • работать в группе и принимать решения;
  • использовать информационно-коммуникационные  технологии.

   Опираясь на теорию активизации познавательной деятельности школьников и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель:

создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

  Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности.
  2. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (русский язык, литература) через использование ИКТ.
  3. Создавать  атмосферу сотрудничества, коллективизма, совместной деятельности учителя и учащихся.
  4. Внедрять ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
  5. Повышать уровень обученности и качества знаний.
  6. Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

  Новизна заключается в изучении и внедрении в практику преподавания уроков русского языка и литературы принципов активизации познавательной деятельности при использовании современных технологий.

  В усилении процесса обучения особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, формы самостоятельной работы, задания творческого характера и другие. То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.  

  Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

  Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и современным.

   Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточняю, где  и когда буду использовать информационные технологи;
  • учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

 Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:

  • практический (выполнение упражнений учебника);
  • репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
  • объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
  • наглядный (демонстрация);
  • эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
  • исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);
  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор).

   Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации:

  • Имея компьютер, я имею большие возможности в изготовлении печатных материалов к  уроку, учитывая все особенности класса и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки-задания и т.д. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

  • Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить, как минимум, на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.  

  • На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры («1С Репетитор по русскому языку»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.  На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

  При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

  Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ  и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения, например, на своих уроках  для активизации познавательной деятельности учащихся я использую не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, технологию сотрудничества.

    «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяется организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.

   Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться. При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты:

  • активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний;
  • формируются такие качества личности, как настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • формируется потребность личностного роста и самообразования.

 Несмотря на то, что использование ИКТ  находится на уровне внедрения, результаты ее применения уже есть. Это прослеживается в повышении качества знаний учащихся по предметам и степени их обученности.

    Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение.

 Бесспорно то, что уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий развивают познавательную активность, повышают качество обучения, так как для одних легче усвоить видеоинформацию, для других важную роль играет звук.

   Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

 

Заключение

 Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

 Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что это только начало большой и кропотливой работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...