Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Урусов Анатолий Юрьевич

 

Методическая разработка

круговой тренировки

для развития общей физической подготовки

учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_krugovoy_trenirovki.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329»

РАССМОТРЕНО

на МО,

протокол №___

Руководитель МО

А.Ю. Урусов

от «___» ______ 2015г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВ

________ Л.Б. Баландина

«___» _______ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №329

________Н.П. Даньшина

от «____» _________ 2015 г.

Методическая разработка

круговой тренировки

для развития общей физической подготовки

учащихся 5-9 классов

по предмету: «Физическая культура»

       

     

                     Составитель:  А.Ю. Урусов

                                                                                             Категория:      Высшая

                                     

Москва

2015 г.

Пояснительная записка.

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и навыки, воспитываются физические качества, развиваются физические способности. Круговая тренировка позволяет развивать сразу несколько способностей, разнообразить занятия физической культурой, а также закрепить полученные на уроках знания. Помимо этого данными комплексами упражнений учащиеся могут заниматься самостоятельно в домашних условиях.

Упражнения, входящие в различные комплексы круговых тренировок зависят от педагогических задач, поставленных на уроке, от уровня подготовленности учащихся, от возраста и других критериев. Они могут усложняться или упрощаться по усмотрению педагога, а также включать в себя элементы того или иного вида деятельности (гимнастики, легкой атлетики, спорт игр и т.д.).

Цели и задачи :

Цель: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Оздоровительные:

  • укреплять здоровье и закаливать занимающихся;
  • удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
  • ведение закаливающих процедур;
  • укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
  • снимать физическую и умственную усталость.

Образовательные:  

Занятия в  секции  ОФП  проводятся с целью:

  • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
  • формировать правильную осанку;
  • обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
  • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
  • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

Воспитательные:

  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;
  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
  • формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Метод круговой тренировки

Методика круговой тренировки (КТ), материалом для которой служат в основном технически несложные упражнения, в большинстве своем имеют ациклическую структуру. Циклический характер им придается путем серийных слитных повторений. Простота движений позволяет повторять их многократно, а сами движения подбирают по схеме так, чтобы обеспечить последовательное воздействие на основные мышечные группы и дать достаточную нагрузку на все внутренние органы. Повторная нагрузка на следующей станции не должна задействовать с большей интенсивностью группы мышц, несущих на предыдущей станции максимальное усилие. Основу круговой тренировки составляют многократное выполнение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. При применении круговой тренировки на занятиях необходимо индивидуализировано подбирать нагрузку, соответствующую уровню способностей и физической подготовленности каждого. Для циклического планирования используются комплексы направленные, в первую очередь, на общефизическую подготовку.

При разработке общей физической подготовки методом круговой тренировки необходимо:

1. Определить конечные цели физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

2. Провести анализ упражнений, связать их с учебным материалом, учитывая их положительное и отрицательное значение для того или иного навыка.

3. Комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть занятия с учетом степени физической подготовки студентов.

4. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении физических упражнений с учетом возраста, пола и уровня физического развития.

5. Строго соблюдать последовательность выполнения и перехода с одной на другую, а также интервала между кругами.

6. Использовать наглядные пособия.

Основная сущность круговой тренировки заключается в том, что объем смоделированного комплекса, подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, с постепенном переходом к прогрессирующим нагрузкам, с учетом индивидуальных особенностей физического развития.

Основная задача использования метода круговой тренировки на занятии – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке, выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к изменениям и навыкам из разделов учебной программы. Это способствует совершенствованию умений. Обязательное условие – предварительное изучение этих упражнений. Круговая тренировка способствует повышению плотности занятия, положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную подготовку. Уникальность круговой тренировки – в ее дифференцированности, дающей возможность индивидуального подхода к каждому, в зависимости от уровня его физического развития и релаксации при заданной нагрузке. Для этого достаточно подобрать оптимальное соотношение работы и отдыха (пауз) между кругами во время тренировки.

В основе круговой тренировки лежат три метода:

Непрерывно-поточный – упражнения выполняются слитно одно за другим с небольшим интервалом для отдыха. Этот метод способствует развития двигательных качеств.

Поточно-интервальный – простые упражнения выполняются 20-40 секунд с минимальным отдыхом, при сокращении контрольного времени прохождения кругов. Этот метод развивает общую и силовую выносливость.

Интенсивно-интервальный – при сокращении времени работы на станциях до 10-20 секунд и сохранении времени отдыха до 30-40 секунд. Этот метод направлен на развитие максимальной и «взрывной» силы.

Общая характеристика

Девочки.

  1. приседания - выполняются из положения ноги врозь руки за головой, туловище находится максимально в вертикальном положении, возможно выполнение упражнений с отягощением ( набивными мячами, поясом и т.д.), ноги сгибаются и разгибаются полностью. При выполнении приседаний на одной ноге руки в произвольном положении.
  2. отжимания – возможны разные варианты выполнения упражнений: упор лежа, упор стоя на коленях, с опорой на скамейку и др. При этом туловище прямое руки сгибаются не менее чем на 90 градусов в локтевых суставах.
  3. упражнения на растягивание – могут делаться на полу, у шведской стенки, в парах и самостоятельно. При выполнении данных упражнений ноги максимально прямые, наклон туловища делается как можно ниже.
  4. поднимание и опускание туловища – выполняется из положения, лежа на полу ( ноги прямые или согнуты, руки за головой необходимо грудью или локтями коснуться пола ), на скамейке, на шведской стенке ( поднимание и опускание ног до угла 90 градусов ).
  5. прыжки, выпрыгивания - со скалками, на месте, через скамейку и т.д. При выпрыгивании ноги выпрямляются полностью, руками делается хлопок над головой.
  6. выпады – при выпадах впереди стоящая нога сгибается до угла 90 градусов в коленном суставе, руки касаются пола. Упражнение можно выполнять с различной амплитудой и разной степенью отягощений.


Мальчики.

  1. приседания - выполняются из положения ноги врозь руки за головой, туловище находится максимально в вертикальном положении, возможно выполнение упражнений с отягощением ( набивными мячами, поясом и т.д.), ноги сгибаются и разгибаются полностью. При выполнении приседаний на одной ноге руки в произвольном положении.
  2. подтягивания – выполняются на перекладине из положения виса, для помощи можно использовать широкий жгут или скамейку ).
  3. упражнения на растягивание – могут делаться на полу, у шведской стенки, в парах и самостоятельно. При выполнении данных упражнений ноги максимально прямые, наклон туловища делается как можно ниже.
  4. поднимание и опускание туловища – выполняется из положения, лежа на полу ( ноги прямые или согнуты, руки за головой необходимо грудью или локтями коснуться пола ), на скамейке, на шведской стенке ( поднимание и опускание ног до угла 90 градусов ).
  5. прыжки, выпрыгивания - со скалками, на месте, через скамейку и т.д. При выпрыгивании ноги выпрямляются полностью, руками делается хлопок над головой.

       6. выпады – при выпадах впереди стоящая нога сгибается до угла 90 градусов в коленном суставе, руки касаются пола. Упражнение можно выполнять с различной амплитудой и разной степенью отягощений.

 

Содержание:

Комплекс круговой тренировки для 5 класса.

Девочки:

  1. Приседания  3х 15 (исходное положение ноги врозь, руки за головой)
  2. Отжимания  3 х 7р. (из положения упор лежа)
  3. Пресс (из положения лежа ноги согнуты)  3 х 15р. (при выполнении упражнения необходимо грудью коснуться ног).
  4. Прыжки через скакалку  2 х 1. мин.
  5. Упражнения на растягивание ( исходное положение может чередоваться: сидя на полу ноги врозь прямые или сидя на полу ноги вместе прямые)  3 х 1 мин.

Мальчики:

  1. Приседания  3х 20 р. (исходное положение ноги, врозь руки за головой).
  2. Подтягивания  3 х 5 р.
  3. Пресс  3 х 18 р.
  4. Выпрыгивания на месте  2 х 15 р. (выполняются из полного приседа при выпрыгивании делается хлопок над головой).
  5. Упражнения на растягивание  3х 1 мин.

После каждого подхода упражнения меняются. Задания выполняются в том порядке, как предложены.

Комплекс круговой тренировки для 6 класса.

Девочки:

  1. Приседания  3 х 20 р. (выполняются из положения ноги врозь, руки за головой)
  2. Отжимания  3 х 8 р. ( исходное положение упор лежа)
  3. Пресс (выполняется на шведской стенке  1-ноги согнуты, 2-и.п., 3-ноги прямые, 4-и.п.) 1 х 10 р. И 2 подхода на полу  2 х 18 р.
  4. Прыжки через скакалку  з х 1 мин.
  5. Упражнения на растягивание (исходное положение чередуется, сначала ноги прямее вместе, затем прямые врозь) 3 х 1 мин.

Мальчики:

  1. Приседания  3 х 25 р.
  2. Подтягивания  3 х 6 р.
  3. Пресс  2 х 10р. на  шведской стенке (с чередованием разного положения ног), 1 х 25 на полу (при выполнении упражнения лопатки полностью касаются пола )
  4. Выпрыгивания из полного приседа с набивным мячом  2 х 20 р.
  5. Упражнения на растягивание  3 х 1 мин.

Комплекс круговой тренировки для 7 класса.

Девочки:

  1. Выпады на правую и левую ногу  3 х 20 р. (коленный сустав впереди стоящей ноги сгибается до угла 90 градусов, руки при выполнении упражнения касаются пола)
  2. Отжимания  3 х 10 р. (и.п. упор лежа)
  3. Пресс  поочередно на шведской стенке  2 х 10 р. на полу 2 х 20 р.
  4. Выпрыгивания из полного приседа с хлопками  2 х 15 и 1 х 20 р.
  5. Упражнения на растягивание  3 х 1 мин.

Мальчики:

  1. Приседания на одной ноге, вторая согнута, руки произвольно  3 х 10 р. на каждую ногу
  2. Подтягивания  3 х 8 р.
  3. Пресс  2 х 10 на шведской стенке и 2 х 25 на полу
  4. Выпрыгивания из полного приседа с набивными мячами  3 х 20 р.
  5. Упражнения на растягивание 3 х 1 мин.

Комплекс круговой тренировки для 8 класса.

Девочки:

  1. Выпады на правую и левую ноги  3 х 25 р. (руки при выполнении упражнения касаются пола)
  2. Отжимания из упор лежа  3 х 12 р.
  3. Пресс  2 х 10 р. у шведской стенке, 2 х 23 р. лежа на полу
  4. Выпрыгивания из полного приседа с хлопками  3 х 17 р.
  5. Упражнения на растягивание у шведской стенке с разным положением ног 3 х 1 мин.

Мальчики:

  1. Приседания на одной ноге вторая согнута, руки произвольно  3 х 12 р. на. каждую ногу.
  2. Подтягивания  3 х 8 р.
  3. Пресс у шведской стенке  3 х 10, на полу 3 х20 р.
  4. Выпрыгивания с отягощением  3 х 22 р.
  5. Упражнения на растягивание у шведской стенке  

Комплекс круговой тренировки для 9 класса.

Девочки:

  1. Приседания на одной ноге вторая согнута, руки произвольно  3 х 10 р.
  2. Отжимания из упора лежа  2 х 12 и 1 х 15 р.
  3. Пресс у шведской стенке  2 х 10, 2 х 25 р.
  4. Выпрыгивания  3 х 20 р.
  5. Упражнения на растягивание  1 х 1 мин. стоя на скамейке, 2 х 1 мин. у шведской стенке

Мальчики:

  1. Приседания на одной ноге  3 х 15 р. на каждую ногу
  2. Подтягивания  3 х 10 р.
  3. Пресс у шведской стенке 3 х 10 р., лежа на полу 3 х 25р.
  4. Выпрыгивания с отягощением  3 х 25 р.
  5. Упражнения на растягивание (из положения стоя на скамейке, при этом руки при наклоне необходимо опустить как можно ниже)  3 х 1 мин

 Определение максимального теста

Одна из важнейших особенностей круговой тренировки и предусматривает удачное сочетание жёсткого нормирования нагрузки с ёё индивидуализацией. Индивидуальная нагрузка определяется с помощью так называемого максимального теста ( МТ ) – испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включённому в комплекс круговой тренировки (Гуревич И.А. «1500 упр. для моделирования круговой тр-ки».Мн.1980)

Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время – 30 - 45 сек, стараясь преодолеть его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2 - 3 минут для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учёта результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 - 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т. Д.

Личная карточка учёта результатов

Фамилия, имя, класс

п\п

Вид упражнения

Кол-во

раз

1

Прыжки через короткую скакалку

2

Сгибания рук в упоре лёжа от пола

3

Прыжки через гимн. скамёйку из стороны в сторону

4

Приседания на одной ноге с опорой

5

Поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой

6

Подтягивание из виса(мальчики), из виса лёжа(девочки)

После определения максимального теста для каждого устанавливается

индивидуальная нагрузка: половина МТ( МТ/2 ), или четверть ( МТ/4 ) – в зависимости от подготовленности.

Педагогический анализ «тренировочных» занятий методом круговой тренировки показал, что моторная плотность занятий достигает 70%, двигательная активность за занятие 2200-3320 шагов. Повышение физической нагрузки в круговой тренировке добиваются повышением применяемого внешнего отягощения (набивные мячи, гантели и т.д.), изменением исходного положения, сокращением интервалов отдыха между станциями. Круговая тренировка способствует более выраженному положительному повышению показателей физической подготовленности, приобретению знаний, умений, навыков, регуляции психического состояния, что актуально для сохранения здоровья.

Примерные комплексы круговой тренировки

Задача: воспитание силы основных мышечных групп.

Физиологический режим: ориентировочное время работы для различного возраста 10–20 с;

Комплекс № 1

Упражнение

Время или количество упражнений

Примечание

Подготовительная станция

1. Ходьба в различном темпе и направлении

2. Ходьба в полуприсиде

3. Ходьба «пригибным» шагом с пятки

4. Передвижение по полу в упоре на кистях, ноги вместе

5. Бег в медленном темпе

6. Упражнения на растягивание и в сопротивлении в парах

1 мин

2 мин

2 мин

(3–4 раза

по 10–20 с) 2мин

2 мин

10 мин

8–10 упр.

1 станция

1. Бег вперед, поднимая бедро с сопротивлением

2. Передвижение в упоре сзади на кистях и ногах; проводится в форме эстафеты

3. Прыжковая эстафета

4 мин

[4х(10-15) с]

6 мин

6 мин

Партнер сзади удерживает за кисти

2 станция

1. Из и.п. левая (правая) нога впереди, мяч у груди передачи двумя руками на расстояние 4-5м

2. Из и.п. левая (правая) нога впереди, мяч вверху на прямых руках метание из положения «натянутого лука»

3. Из и.п. стоя левым боком в направлении метания, мяч на кисти правой руки метание мяча с имитацией финального усилия при толкании ядра

4 мин

(10-20 раз)

6 мин

(20-30 раз)

6 мин

(20-30 раз)

Правой и левой рукой

3 станция

1. И.п.–сед руки за головой, ноги закреплены; сгибание и разгибание туловища с сопротивлением партнера

2. Сгибание и разгибание рук в упоре на полу с сопротивлением партнера

3. Выпрыгивание вверх из положения низкого седа с сопротивлением партнера

5 мин

[4х(5-10) с]

5 мин

6 мин

(4х10 с)

4 станция

1. Подвижная игра «Толкачи»

2. Подвижная игра «Мячом в цель»

6 мин

10 мин

С набивными мячами

Заключительная станция

Подвижная игра «Запрещенное движение»

4 мин


Комплекс № 2

Упражнение

Время или количество упражнений

Примечание

Подготовительная станция

1. Бег в медленном темпе в сочетании с прыжками на одной и двух ногах

2. Общеразвивающие упражнения в движении

3. Подвижная игра «Перетягивание в парах»

4 мин

[4х(10–20) с]

10 мин

5 мин

1 станция

1. И.п. – мяч внизу на прямых руках, ноги врозь; метание вперед-вверх за счет активной роботы ног

2. И.п. – стоя спиной в направлении метания, ноги врозь, мяч внизу на прямых руках; метание через себя за счет активной работы ног

6 мин

(15–20 раз)

6 мин

(15–20 раз)

С набивными мячами

Туловище не сгибать

3. Сидя на полу, ноги врозь; передач мяча двумя руками от груди

4 мин

(10–15 раз)

То же

2 станция

1. Имитация жима двумя руками от груди

2. Сгибание рук в локтях различными хватами

3. И.п. – сидя на полу, амортизатор под подошвой левой согнутой ноги, концы в руках; 1 – разогнуть левую ногу; 2 – и.п.

4. Подвижная игра «Кто сильнее»

4 мин [3?(10–20) с]

4 мин

[3?(10–20) с]

2 мин (2?20 с)

6 мин

На расстоянии 3-5 м

С резиновыми

амортизаторами

Упражнения 1–3 выполняются с околопредельным натяжением амортизатора

3 станция

1. И.п. – гимнастическая скамейка между ног, хват двумя руками снизу, ноги согнуты, спина прямая. По сигналу развивать напряжение мышц-разгибателей

2. И.п. – наклон вперед хват снизу за скамейку, ноги прямые. По сигналу развивать напряжение мышц-разгибателей спины

3. Стоя лицом к скамейке, подвести носок левой ноги под скамейку. По сигналу развивать напряжение мышц-сгибателей бедра

4. Занимающиеся располагаются по обе стороны скамейки в положении лежа на животе, ноги согнуты в коленях, хват снизу за скамейку. По сигналу разгибание и сгибание ног в коленях с противодействием партнера

4 мин

[6?(5–10) с]

4 мин

[6?(5–10) с]

4 мин

8?(5–10) с]

4 мин

[4?(5–10) с]

В упражнениях 1–3 половина группы сидит на гимнастической скамейке

4 станция

1. Подвижная игра «Подвижный ринг»

2. Подвижная игра «Борьба всадников»

6 мин

10 мин

Заключительная станция

Подвижная игра «Группа, смирно!»

4 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...

методические рекомендации по развитию общей физической подготовки обучающихся методом круговой тренировки

Одним из наиболее эффективных методов, используемых в ОФП является метод круговой тренировки (далее - КТ). Материалом  для его проведения служат в  основном технически несложные упражнения, ...

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: «Физическая культура»

Пояснительная записка. Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьни...

Методическая разработка. Круговая тренировка. Волейбол

В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы и пр...