Качества личности педагога.
методическая разработка на тему

Кожевников Александр Михайлович

Сценарий мероприятия для занятия с  педагогами. В ходе занятия, его участники определяют те личностные качества педагога, обладая которыми он имеет моральное право работать с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личность педагога.

Цель: определить ведущие качества личности педагога.

Задачи:

  1. Образовательная: расширить знания о качествах личности педагога.
  2. Воспитательная: воспитание любви к детям.
  3. Развивающая: развивать коммуникативные и аналитические способности.

Эпиграф: «Счастливы вы, когда знаете и исполняете».

Мотивационно-целевой этап

Вед. 

- Здравствуйте уважаемые коллеги. Эпиграфом к занятию мы взяли слова из Библии: «Счастливы вы, когда знаете и исполняете». Слайд 1  Перед началом мероприятия вам необходимо объединиться в группы по следующему правилу: по времени года, в котором вы родились (зима, весна, лето, осень).

Упражнение «Снежный ком».

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним.

Знакомство и сплочение группы.

- В группах вам необходимо выбрать: организатора дискуссии, художника, оратора, завхоза.

Первое задание группам: в файлах находится слово из названия мероприятия, но оно разрезано на отдельные буквы. Ваша задача – сложить слово.

Ориентировочный этап

- Назовите тему мероприятия. Слайд 2: Личность педагога.

- Из чего складывается личность человека?  Из отдельных качеств.

- Для тяжелоатлета важна? Сила. Для спринтера? Скорость. И в каждой профессии есть ведущие качества, которыми должен обладать человек, занимающийся данной профессией. Какими ведущими качествами личности должен обладать педагог? Исходя из ваших ответов, названия мероприятия, назовите цель занятия. Слайд 3: Определить ведущие качества личности педагога.

- Как мы можем достигнуть эту цель? Слайд 4: проанализировать личный опыт, проанализировать опыт других людей.

Поисково-исследовательский этап

Работа в группах.

- Обсудите и запишите значимые для деятельности педагога его личностные качества, определив три наиболее важных.

- Зачитайте, что у вас получилось (закрепить на доске).

- Мы раздадим вам на листочках высказывания знаменитых людей о качествах личности педагога. Ваша задача выделить качества, записать их, определив три наиболее важных.

  1. Оптимизм
  2. Справедливость
  3. Терпение
  4. Любовь к делу
  5. Любовь к ученикам
  6. Доброта
  7. Нежность
  8. Требовательность
  9. Нравственность педагога
  10.  Уважение
  11.  Самообладание
  12. Культура педагога

- Зачитайте, что у вас получилось (закрепить на доске).

- Совпадают ли ваш первый и второй список по ранжированию качеств?

- Почему важны эти качества?

Физкультминутка «Срывание яблок»: потянулись вверх правой рукой, потянулись вверх левой рукой, потянулись вверх обеими руками и встали на цыпочки, потянулись вверх обеими руками и слегка попрыгали вверх. Яблоко мы сорвали, но на нашей одежде появился мусор, упавший с яблони. Его надо отряхнуть. Отряхиваем с правой руки, с правого плеча, затем с левой руки и с левого плеча, с туловища, с ног. А теперь встряхнули руками и плечами. 

Или энергизатор:

 «Гол-мимо»

Упражнение служит для разрядки, привлечения и активизации внимания обучающихся. Может проводиться неоднократно, в любое время.

Порядок проведения

  1. Разбейте всех участников на две группы.
  2. Проинструктируйте первую группу: "Если я махну правой рукой, то вы должны кричать "Гол!". Прорепетируйте это с первой группой, добиваясь дружного крика.
  3. Проинструктируйте вторую группу: "Если я махну левой рукой, то вы должны кричать "Мимо!". Прорепетируйте это со второй группой, также добиваясь дружного крика.
  4. Обе руки вверх: обе команды кричат «Судью на мыло».
  5. Когда группы освоились, начинайте путать их: машите левой рукой, направляя ее на первую группу, и наоборот.

Практический этап

- Задание группам: попытайтесь по смыслу вставить пропущенные слова в высказывание Крупской, используя одно слово из ваших списков. Слайд 5: «Ученик с удовольствием слушает (любимого) учителя, а (любимым) учителем будет только (любящий) учитель. Информация, услышанная от (нелюбимого) учителя непроизвольно забывается.

- Мы хотим предложить вам рассмотреть ситуацию, которая сложилась в Петербурге, при обсуждении проекта "Профессионального Кодекса Учителя."

Статья из Интернета. 

Проект "Профессионального Кодекса Учителя" был представлен педагогическому сообществу в Петербурге - на торжествах по поводу открытия Года учителя в России. Скоро месяц, как с высоких чиновничьих вершин его начали «спускать» в школы для обсуждения. «Прочитала и выбросила из головы», - так прокомментировала этот документ учительница из Московского района, проработавшая в школе более 30 лет.

Вероятно, Макаренко или доктор Спок нашли бы в этом кодексе не так много нарушений этики. Но тогда почему опытные учителя петербургских школ так скептически к нему относятся? «Потому что у каждого учителя эти правила есть внутри. А то, что предлагается в новом кодексе, - их формальное оформление. Надо же что-то делать чиновникам, которые сидят в высоких кабинетах и обязаны руководить школами. Вот и руководят», - говорит все та же учительница с 30-летним стажем.

Интересно, что и она, и другой педагог помоложе, комментируя кодекс, просили не называть имен, чтобы «не иметь неприятностей». Спрашиваю: «А как же правило кодекса «открыто выражать свое мнение?» Отвечает: «Давай лучше поговорим о жизни. Вот и ответ: кодекс сам по себе, а настоящая жизнь учителя – сама по себе».

- У этого педагога есть проблемы? В чем они заключаются? Обсудите это в группах и затем афишируйте ваше мнение.                                                                                                                      - Она знала, как надо поступать, но по этим правила не жила. Хочу вернуть вас к началу нашей встречи. Какой эпиграф был озвучен в начале мероприятия? Счастливы вы, когда знаете и исполняете. (Носить деньги в кармане, но ими не пользоваться).

Рефлексивно-оценочный этап.

ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА Предлагается три листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На листочке, который затем приклеивается к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности. На другом листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т. е. прикрепить ко второму плакату. Следующий листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить», отправляется под лист «мясорубка».

Высказывания о педагогах.

Помните, что нет среди детей, подростков, юношей и девушек злоумышленников, а если и появляются иногда такие — один на тысячу, на десять тысяч человек — то творит их зло, а излечивает добро, человечность и опять та же волшебная скрипка и волшебная дирижёрская палочка — оптимизм.

В.А. Сухомлинский

Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

В.А. Сухомлинский

Нетерпимость к детским проказам, шалостям делает учителя холодным резонёром, рассудочным надзирателем, ненавистным детям. И они платят ему за мелочные придирки тем, что пытаются вывести его из себя, “насолить” ему. 

В.А. Сухомлинский

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.                         

Лев Толстой

...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

                                                       Януш Корчак

 Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.                                     

В.А. Сухомлинский

Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.  

Т. Гончаров

Как же ты, уча других, не учишь себя самого.

Библия.

Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной

Кодек Учителя.

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но, не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо

Справедливость — это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка.

В.А. Сухомлинский

Доброта – это не тон, и не специально подобранные слова. <...> Если дети чувствуют в широком эмоциональном диапазоне своего наставника, как он глубоко переживает и радости, и огорчения, и тревогу, и возмущение, правдивость своего наставника, — это и есть настоящая доброта.

В.А. Сухомлинский

Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

                                                          Кодекс Учителя.

Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.


Кодекс Учителя

Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.

Кодекс Учителя

Сеятели разумного, доброго, вечного

Воспитатель сам должен быть воспитан.

                                                           (К. Маркс)

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.

Джон Локк

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий.

Библия.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".

В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....

Личность педагога и личность ребенка

Трудно переоценить роль деятельности учителя, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Мы поняли, что здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократиче...

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...

Профессионально значимые качества личности педагога

Становление и развитие нового понимания  личности педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе....

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения нацеленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.В условиях модернизации образования особую значимость пр...