"Воспитание основ толерантности через ознакомление с художественной литературой"
учебно-методический материал на тему

Калинина Ольга Владимировна

Доклад к педагогическому совету "Формирование представлений о культуре и традициях разных народов посредством художественной литературы и театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету

"Воспитание основ толерантности через ознакомление с художественной литературой"

                                            Учитель-логопед: Калинина О.В.        

В последнее время перед обществом стоят проблемы толерантности.

Толерантность(лат. tolerantia–«терпение») - терпение к другому образу жизни, обычаям, мнениям, поведению, верованиям, идеям, чувствам.

Проблема толерантности впервые появилась в цивилизации Западной Европы на религиозном уровне, и она положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Решающим моментом в истории толерантности был период Кромвеля в истории Англии XVII в.; когда в этой стране сложились условия плюрализма и религиозной терпимости, установилась общая атмосфера милосердия и мира в гражданском обществе. Люди учились слушать и слышать друг друга, несмотря на разнообразные разногласия во мнениях, чувствах, верований. Известно изречение Вольтера, характеризующие эту эпоху:«Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая теория терпимости.

Работая с дошкольниками, очень важно сформировать у детей такие качества личности, как гуманизм, ценностное отношение к окружающим, терпимость к другим точкам зрения, понимающее сопереживание к людям, с которыми ребенок не согласен с какими-то их взглядами, позициями, не приводящее к конфликту, сохраняя внутреннее спокойствие, самоуважение.

Читая ребенку различные произведения, разбирая поступки, мысли и чувства героев, мы сможем сформировать у них основы толерантности.

Давайте рассмотрим примеры произведений как русской, так и зарубежной литературы.

Сказка В.С. Сухомлинского «Пусть будут соловей и жук»

В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню.
 
А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку:

— Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь. Твое жужжание не нужно никому, и вообще, лучше бы, если бы тебя, жука, вообще не было.
 
Жук с достоинством ответил:

— Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья.

— Вот так мудрость! — рассмеялся Соловей. - 3начит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен.
 
Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают:

— Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире — Соловья или Жука?
— Пусть буду и Соловей, и Жук, — ответила Девочка — И подумав, добавила: — Как же можно без Жука?

Вопросы для беседы:

- Согласны ли вы с мнением девочки?

- По вашему мнению, почему нужны и Соловей, и Жук?

На примере этой сказки можно показать всю многообразность мира, где важны такие разные по сути герои: и Соловей, и Жук. Ведь в мире необходимо уживаться самым разным людям, независимо от того, какой у них образ жизни, культура.

Повесть С.А.Баруздина «Как Снежок в Индию попал»

С.А. Баруздин рассказывает о Чукотке, где живет эскимосский мальчик Уйрапак, нашедший маленького медвежонка, которого назвали Снежок. Малыши побывают в Московском зоопарке, на площадке молодняка, где Снежок забавлялся с поросенком, тигренком и лисенком. Вместе с медвежонком дошкольники совершат путешествие на самолете через горы и приземлятся в столице Индии Дели, где встретятся с улыбчивыми и трудолюбивыми индусами.

Повесть С.А. Баруздина «Рави и Шави»

Очень интересна история двух слонят из Индии Рави и Шави, интересные приключения, путешествия этих героев показывают ребенку, насколько разнообразен мир, какие разные народы его населяют, воспитывает доброжелательность ко всем людям, независимо от национальной принадлежности.

Туве  Янсон  «Рассказы о муми - троллях»

Главные герои этого произведения – папа, мама и дети Мумитролли, их близкие, друзья, недоброжелатели, представляющие разные типы людей.

 «Для меня лучшие книги о толерантности – истории о Муми-троллях, написанные Туве Янсон. Когда в доме появляется новое существо, мама ставит на стол новую тарелку, а папа ставит новую кровать. И жизнь идет своим чередом».(Алексей Копейкин, сотрудник РГДБ).

Стихотворение  С. Я.Маршака  «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Вопросы для беседы:

- О чём С.Я.Маршак написал это стихотворение? (На нашей планете Земля живут дети разнообразных цветов кожи и национальностей, которые  дружат друг с другом.)

- А почему  детям нужно дружить? (Чтобы все жили счастливо и мирно, помогая друг другу, и не было войны на Земле).

Стихи  Юлиана  Тувима

В стихотворении «Бамбо» Юлиан Тувим, описывая мальчика-негритёнка, старается вызвать у ребенка расположение к нему. Ведь Бамбо прилежный, веселый мальчик, очень любящий свою маму. А как нам хочется подружиться с этим милым чернокожим малышом:

«Наш ровесник Бамбо
В Африке живет.
Чернокожий Бамбо
С солнышком встает.

Он уходит в школу
Рано, на заре,
Он уже читает
Буквы в букваре.

Как прилежен мальчик!
А домой придет,
Прыгает и скачет,
Пляшет и поет…

Вот бы нам бы к Бамбо

                      На денек попасть,
                               Вот бы нам бы с Бамбо

                      Наиграться всласть!».

Таким образом, воздействие художественной литературы на маленького читателя огромно. Сопереживая своим сверстникам очень непохожим на нас, мы формируем основы толерантного отношения детей к
непонятному, неизвестному миру других людей.
«Путь к другому человеку, как мы знаем, лежит через эмпатию - умение увидеть другого изнутри, взглянуть на мир его глазами, соотнести его со своим миром... Писатели нам показывают, как надо много преодолеть в себе, чтобы к тому, кто ненавистен, потеплело сердце»[1].

Используемая литература:

- Тихомирова И. Толерантность в контексте детского чтения (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идея сотрудничества и толерантности», 22-23 апр. 2004).


[1]Тихомирова И. Толерантность в контексте детского чтения  // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идея сотрудничества и толерантности», 22-23 апр. 2004.- URL: http://www.pushkinlib.spb.ru/portfolio.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам Пушкина»

Как увлекательно и весело познакомить детей с произведениями великого русского поэта....

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"

Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной  литературой...

тематический план работы по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 год обучения

занятия по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 года обучения для детей с ОВЗ...

Конспект коррекционно-развивающей НОД «Ознакомление с художественной литературой» сказка: «Репка»

Цель занятия: Формирование предпосылок сотрудничества с взрослым.       Образовательная Познакомить детей со сказкой «Репка», закрепить знакомые звукоподражания...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Колосок"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе  ЗПР  "Колосок", на основе  украинской народной сказки....

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ

    В настоящее время особенно актуальной стала проблема проявления среди молодежи неприятия людей других национальностей, культур, верований, иных взглядов. В молодежной среде  ...