Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Бумажная фантазия»
рабочая программа на тему

Смалькова Марина Александровна

       Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Бумажная фантазия» является дополнительной образовательной программой художественной направленности,  по функциональному предназначению - прикладной, по форме организации - кружковой, по времени реализации - краткосрочной,  рассчитана на 21 день (4 часа – изучение техники торцевания, 4 часа – техники айрис-фолдинг). 

Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей  ребенка средствами декоративно-прикладного искусства  через практическое освоение технологий изготовления изделий из  бумаги в технике  торцевания, айрис фолдинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_saytaprogam.bumazh.fantaziya.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение

 дополнительного образования «Центр «Алые паруса»

                         

Краткосрочная программа кружка

художественной направленности

«Бумажная фантазия»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

                                       Срок реализации:  (8 ч.)

                                                                                               

           Автор-составитель:                                                                        

Смалькова Марина Александровна, воспитатель

2017 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы 

Краткосрочная программа кружка «Бумажная фантазия».

Цель программы

Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей  ребенка средствами декоративно-прикладного искусства  через практическое освоение технологий изготовления изделий из  бумаги в технике  торцевания, айрис фолдинга.

Направление деятельности

Художественная

Тип образовательной программы

модифицированная

Место реализации

Центр “Алые паруса”

Сроки реализации

21 день.

Количество обучающихся

15

Возраст учащихся

7 - 11 лет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

 № раздела

Название раздела

№ страницы

1.

Титульный лист

1

2.

Информационная карта

2

3.

Содержание программы

3

4.

Пояснительная записка

4

5.

Учебный план                                                                              

8

6.

Содержание учебного плана

10

7.

Ожидаемые результаты и способы их определения

11

8.

Формы контроля.

11

9.

Диагностика и мониторинг эффективности программы                                            

12

        10.

Методические рекомендации

           12

        11.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

           13

12.

Приложения

           14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа  «Бумажная фантазия» является дополнительной образовательной программой художественной направленности,  по функциональному предназначению - прикладной, по форме организации - кружковой, по времени реализации -  краткосрочной.

     Разработка и реализация программы стали результаты  работы по этому виду творчества, изучение опыта работы Просняковой Т.Н., автора учебников и книг по художественному труду, изучение мастер-классов в интернет-пространстве.

Новизна программы состоит в том, что  включает в себя изучение двух видов  техники декоративно – прикладного искусства:  торцевание, айрис фолдинг с  использованием современных технологий (компьютерных) для более качественного усвоения материала обучающимися.

Актуальность программы заключается в том, что сегодняшнее  общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное место в развитие такой личности может сыграть  декоративно-прикладное искусство, посредством которого в условиях образовательной программы лежит предметно-практическая деятельность, по своему направлению способная воздействовать на развитие интеллекта и психики ребенка.

Программа является педагогически целесообразной, так как она составлена на основе современной и классической педагогики, она является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенкасредством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил.

Отличительная особенность программы «Бумажная фантазия» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах техники декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

      Цель программы

      Овладение различными видами техник из бумаги и картона в процессе творческой деятельности, направленной на воспитание художественно-эстетического вкуса.

     Задачи программы

    Обучающие:

• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

• формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

• обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

•осваивать навыки организации и планирования работы.

    Воспитательные:

• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и обучающимися.

     Развивающие:

• развивать мелкую моторику рук и глазомер;

• развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

• формировать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

• развивать аналитическое мышление и самоанализ;

• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-11 лет.

Срок реализации – 21 день. 4 часа – изучение техники торцевания, 4 часа – техники айрис-фолдинг. 

Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию учебного предмета, составляет 8 часов.

Режим занятийзанятия по декоративно-прикладному искусству проводятся два раза в неделю по одному. Дети на кружке получают теоретические сведения, приобретают практические и творческие навыки. Форма занятий - групповая. Наполняемость группы  до 15 человек.

В процессе реализации программы используются разнообразные

 формы занятий:

    - Урок объяснения нового материала: На этом уроке дети получают    

     различные сведения по теме. Педагог, излагая теоретические материал,  

     иллюстрирует свой рассказ, используя как наглядные пособия, так и аудио - и

     видеозаписи, презентации. Обучающиеся совместно с преподавателем

     анализируют материал, отвечают на поставленные вопросы.

     -Урок общения и систематизации знаний: Закрепление умений, знаний,

     навыков.

     - Практическое занятие по отработке определенного умения: Выработка

     умения обращаться с предметами, инструментом, материалами, применять

     теорию в практике, учить трудовой деятельности.

     - Самостоятельная деятельность детей: На уроке обучающиеся

     самостоятельно выполняют творческие задания.

     - Выставка творческих работ: Итоговое занятие, на котором    

     демонстрируются работы обучающихся.

      Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося по обеспечению усвоения учебного содержания, способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Вот некоторые из наиболее эффективных методов приминаемых на занятиях: 

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия.
  2. Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин, схем, рисунков.
  3. Практические методы: практические занятия, занятие-исследование.
  4. Методы контроля: тестирование, просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших  работ, организация выставок.

При проведении занятий учитывается:

  • уровень знаний, умений и навыков обучающихся,
  • самостоятельность ребенка,
  • его активность,
  • его индивидуальные особенности,
  • особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение.

1

1

1. Знакомство.

 Правила  техники безопасности.

1

1

анкетирование

П

Торцевание.

3

1

2

1.Презентация «Техника торцевание».

Виды торцевания.  Изготовление деталей-торцовок. Выполнение эскиза работы.

1

1

рефлексия

2 «Ёжик»

1

1

рефлексия

3 «Цветущий кактус»

1

1

рефлексия

Ш

Айрис фолдинг

3

1,5

1,5

1. Правила  техники безопасности.

2. Презентация «Техника айрис фолдинг».

1

1

рефлексия

3. Подготовка полосок из бумаги, шаблона.

 

1

0,5

0,5

рефлексия

4. «Волшебный шар»

1

1

рефлексия

VI

Подведение итогов

1

1

Анкетирование, мини-выставка

ИТОГО

8

3,5

4,5


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Введение.

Тема 1.  Знакомство. Правила  техники безопасности. 

Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

Радел П. Торцевание.

Тема» 1. Презентация «Техника торцевание».

Теория. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии техники торцевания, просмотр готовых работ в технике торцевания. Виды торцевания. Заготовка торцовок. Выполнение эскиза работы.

Тема 2. «Ежик»

Теория:  Знакомство с техникой объемное торцевание (приклеивание торцовки под углом).

Практика: освоение навыков в технике объемное торцевание.

Тема 3. «Цветущий кактус».

Теория: Знакомство с техникой объемное торцевание (нанесение торцовок  на поделку из пластилина).

Практика: освоение навыков в технике объемное торцевание.

Раздел Ш. Айрис фолдинг.

Тема 1.  Правила  техники безопасности. Презентация « Техника айрис фолдинг».

Теория. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии техники айрис фолдинг, просмотр готовых работ в технике айрис фолдинг.

Тема 2. «Волшебный шар».

Теория: Знакомство с техникой айрис фолдинг. Приготовление бумажных полосок.

Практика: освоение навыков в технике айрис фолдинг.

Раздел VI. Подведение итогов.

Практика. Организация мини-выставки работ обучающихся.

Ожидаемые  результаты:

      В результате обучения на занятиях дети: познакомятся    с искусством торцевания; научатся - различным приемам работы с бумагой, следовать устным инструкциям; овладеют  формами техники торцевания, умениями создавать композиции с изделиями, выполненными в технике торцевания,  навыками работы в коллективе,  навыками культуры труда; повысят уровень развития: внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; улучшат  коммуникативные способности.

Критерии оценки качества знаний и умений  проводятся на контрольных уроках, которые могут проходить в форме: итогового занятия, тестирования, устного опроса, мини-выставки; участия в выставках, конкурсах.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

участие в конкурсах и выставках народного творчества.

Диагностика и мониторинг эффективности программы.

- опрос и анкетирование учащихся и родителей с целью выявления уровня удовлетворенности организацией занятости детей и подростков в период посещения Центра «Алые паруса»

-  педагогическая рефлексия

-  коллективная рефлексия участников программы.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Рекомендации по организации рабочего места.

Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети  привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.

Рекомендации по организации и проведении учебного занятия

Учебное занятие может включать в себя следующие структурные элементы:

  1. Инструктаж: вводный – проводится перед началом практической работы; текущий – проводится во время практической работы; заключительный;
  2. Практическая работа (80%  кружкового времени );

          3.  Динамические паузы у детей среднего  и старшего школьного возраста;

  1. Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
  2. Приведение в порядок рабочего места.

Рекомендации по тестированию.

Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Итоговый тест:

  1. Умеет организовать рабочее место.
  2. Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.
  3. Умеет самостоятельно определить количество необходимого  материала.

4.       Умеет  следовать устным инструкциям

5.      Овладел  формами техники торцевания

6.      Освоил технику айрис фолдинг: выполнение работы по схеме.

Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по декоративно-прикладному искусству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • наглядные пособия;
  • видео-пособия.

  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

• учебный кабинет с ученическими столами;

• оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов);

• оборудования и инвентарь, необходимого для проведения занятий (гофрированная крепированная бумага, картон, пластилин,  ножницы, зубочистка, клей ПВА)

• технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или мультимедийная установка).

 

Список литературы

1.Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г.

2.Левина М.. «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва2000 г.

3.Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г.

4. Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.

6. Д.Чистти «Оригинальные поделки из бумаги». М., Мир книги, 2009.

7. В. В. Выгонов «Аппликация», М., издательский Дом МСП, 2006

Интернет-ресурсы

  • Сайт «Всё для детей» http:// aiiforchildren.ru
  • Сайт «Ярмарка Мастеров» www.livemaster.ru
  • Сайт «Крокотак» krokotak.com
  • Сайт «Копилка идей для развития детей/Дети и родители»

vk.com /kidsandwe

  • Сайт «Детские поделки» vk.com / pvblec85462593
  • Сайт «Творим сами» http://www.tvorim-sami.ru/313-ayris-folding-istoriya-vozniknoveniya.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год

        Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарны...

Программа внеурочной деятельности по декоративно – прикладному направлению «Бумажные фантазии»

  Программа "Бумажные фантазии", вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить ...

Рабочая программа художественной направленности "Цветочные фантазии"

Эта программа расчитана  на два года обучения...

Образовательная программа дополнительного образования "Бумажные фантазии"

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развив...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажная фантазия. Торцевание»

   Программа «Бумажная фантазия. Торцевание." разработана для реализации в центре дополнительного образования, она краткосрочна, рассчитана на 12 ч., приспособлена...