Нестандартное использование офисного программного обеспечения для разработки учебных материалов нового поколения
статья на тему

Рассмотрены некоторые возможности офисных программ Word, Power Point, Excel, которые редко используются, но хороши уже тем, что позволяют имитировать некоторые возможности интерактивной доски

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.Н. Серкова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования МО г. Братска Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»

Нестандартное использование
офисного программного обеспечения для разработки учебных материалов нового поколения

Особенностью современного образования в том числе и дополнительного является необходимость научить каждого учащегося за очень короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда в пределах этого же занятия и мог их оценить.

Учителю необходимо использовать учебные материалы нового поколения – электронные образовательные ресурсы (ЭОР), где специальным образом сформированные блоки демонстрационного материала (плакаты, упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия) предъявляются не сразу, а «разворачиваются» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Красочная демонстрация привлекает внимание, что уже является серьезным шагом к повышению эффективности восприятия новой информации, а интерактивный электронный образовательный ресурс не оставит учащегося в роли пассивного созерцателя, а потребует взаимодействия. При использовании даже обычного проектора управлять интерактивным ресурсом может и ученик, вызванный к доске, используя при этом беспроводные устройства ввода. Например, самостоятельно выбрать интересующий его фрагмент на интерактивной карте или повернуть под нужным углом трехмерную модель молекулы сложного вещества.

Широкое внедрение ЭОР в практику современной школы – это не просто стремление использовать все возможности быстро развивающейся техники, а способ широкомасштабной реализации прогрессивных педагогических технологий, таких как интерактивное обучение, реализация которых в массовой школе ранее была невозможна, но может быть осуществлена на основе имеющейся сегодня технической базы. Причем не столь важно, какими компьютерами пользоваться - обычными ПК или ноутбуками. Главное, чтобы все было под рукой, не мешалось и не путалось. Очень важно правильно расположить источники звука и света. Видеопроекционную технику тоже необходимо разместить так, чтобы проектор всегда находился в строго определенном месте, чтобы его вообще не было видно, он не отбрасывал тени, издавал минимум шума, не излучал тепла, но при этом, если понадобится, к нему можно было легко добраться. Что касается сети, то важнее наладить локальную, чем иметь высокоскоростной и, соответственно, дорогой трафик Интернета.

Таким образом, наличие проектора, компьютера (ноутбука) с беспроводными клавиатурой и мышкой, даже без интерактивной доски, даже без подключения к сети Интернет уже создают условия для проведения современного урока, наполненного мультимедийным контентом. Поэтому информатизацию образования на современном этапе следует рассматривать не как процесс, ограничивающийся оснащением школ средствами ИКТ, а, скорее, как изменение содержания, методов и организационных форм образовательной работы, вследствие эффективного использования педагогами современных информационных технологий. А это проблема больше уже педагогическая. Эффективное использование цифровых ресурсов в образовательных целях заключается в умении использовать информационные технологии не столько на самом уроке, сколько в процессе подготовки к нему. Это требует от педагога огромных временных ресурсов как для поиска контента необходимого конкретно для каждого занятия или даже какой-то его дидактической части, так и для самообразования с целью самостоятельного создания электронных образовательных ресурсов под собственные педагогические нужды.

Учителя, в соответствии с новым профессиональным стандартом педагога, должны обладать как компетентностью использования существующих ЭОР, например, на сайтах Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, так и навыками по созданию собственных учебных материалов нового поколения.

Число программ, с помощью которых можно сделать интерактивные ресурсы самостоятельно - огромно. Одни из них требуют уровня продвинутого пользователя, другие доступны и начинающим пользователям. Среди наиболее доступных - офисные программы Microsoft Office: Word, Excel, Power Point. Но следует сказать, что среди педагогов, использующих эти программы мало кому известны, а, следовательно, не используются возможности каждой их этих программ для создания анимированных моделей, контрольных заданий с возможностью сохранения результата для дальнейшей проверки, тестовых и автоматизированных систем контроля. К сожалению, программы чаще всего используются для наглядности и иллюстрации материала, по сути заменяя обычный бумажный плакат из нашего недавнего педагогического прошлого.

Рассмотрим некоторые малоиспользуемые возможности офисных программ Word, Power Point, Excel, позволяющие продублировать основные возможности интерактивной доски

1. Работа с различными цветами.

Разнообразие цветов, толщины инструмента Рисованная кривая, Excel, и Маркера в Power Point позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления прямо в ходе урока. Результат можно сохранить и размножить.

2. Возможность делать записи на экране

Инструмент Надпись меню Вставка в Word, Маркер в Power Point дают возможность делать записи, добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам, схемам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

3. Возможность выделения или затенения отдельных частей информации на экране.

Инструмент Фигура с параметром «Без контура» и цветом Заливки, совпадающим с цветом фона слайда или документа, позволяет скрыть часть экрана на некоторое время, а после обсуждения показать его, или постепенно открывать схему какого-либо процесса для того, чтобы проследить его динамику. Это имитирует эффект «Шторка».

Чтобы выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на объекте, его на экране можно выделить, создав эффект «прожектора». Для этого нужно подготовить на полях миниатюры любой стандартной фигуры с цветом Заливки яркого цвета и параметром обтекания текса «За текстом», и перетащить ее в любую область экрана и установив нужный размер.

4. Возможность вставки и управления аудио- и видео вложениями в любом документе (даже текстовом).

После остановки видеоизображения можно извлекать статичный скриншот кадра, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. Для показа определенного фрагмента можно скопировать адрес видео с привязкой ко времени, которая запустит видео именно с этого момента.

5. Использование элементов управления при создании ЭОР контролирующего характера.

Вкладка Разработчик, которая в стандартном виде офисных программ отключена, позволяет использовать переключатели, флажки, раскрывающиеся списки для создания стационарных тестов. А при использовании встроенного языка программирования VBA дает возможность разрабатывать интерактивные цифровые ресурсы, которые моментально обрабатывают полученную информацию и сообщают результат тестирования.

6. Вставки через гиперссылку цифровых ресурсов из Интернет или заранее размещенных на локальном компьютере.

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» содержит множество обучающих программ, тренажеров, интерактивных карт, интерактивных тестов и моделей, интерактивных лабораторий для исследования интерактивных моделей в виртуальных лабораториях.

7. Просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам.

Страницы можно просматривать в любом порядке с помощью «сортировщика страниц» в области навигации даже в Word.

8. Встроенный язык программирования Visual for Application.

Вставка макросов, которые могут быть записаны автоматически, поможет уменьшить рутинную работу или создавать эксклюзивные ЭОР. Например, кроссворды, файндворды, тесты на переключателях, электронные документы с использованием интерактивных элементов.

Освоение редко используемых возможностей стандартных офисных программ позволят учителю сделать учебный процесс ярким, доступным, информационно насыщенным, интересным и, безусловно, эффективным.

Литература:

  1. М.И. Шаповалов. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭOР) в работе педагога. – М. Педагогический университет «Первое сентября», 2016. – 92 с.
  2. Е.В. Сухинина. Создание интерактивных тестов в программе MS Excel» методическое пособие для преподавателей, учащихся.  [https://www.metod-kopilka.ru/page-2-3-1-10.html].
  3. И.И. Грудко. Использование триггеров в презентации PowerPoint [https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/01/triggery_v_prezentatsii.ppt]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»   для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...

РАЗРАБОТКА сценария урока с использованием программного продукта нового поколения «Интер@ктивная физика»

Урок физики для 9 класса по теме "Равномерное движение по окружности" с использованием компьтерной среды "Интер@ктивная физика"...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Программное обеспечение"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Программное обеспечение"...

Использование свободного программного обеспечения в ходе разработки прикладного программного обеспечения для нужд образовательного учреждения

В ходе процесса информатизации образовательного процесса школы в итоге сталкиваешься с ситуацией, что для решения определенного круга управленческих задач не подобрать готовое программное обеспечение....

Раздаточный материал по информатике для 7 класса. Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»

Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»...