материал к педсовету
учебно-методический материал на тему

Елена Васильевна Жукова

текст выступления на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Образование- это то ,что остается ,когда все позабыто.» В числе других прочих смыслов  в ней заложено неприятие  энциклопедического обучения и  понимание необходимости формирования навыков самообразования.

            Общество предъявляет новые требования   к  подготовке подрастающего поколения. Главная функция школы – подготовка  учащихся к жизни , воспитание у них  высоких нравственных качеств, развитие способностей каждого школьника. Школа должна научить школьников брать  на себя ответственность в любой деятельности ,доказывать свою точку зрения.

           Для обеспечения условий развития личности ученика ,формирования у него навыков , необходимых для дальнейшего саморазвития учитель всё больше использует творческие методы обучения . Из выше сказанного становится понятно, почему нельзя ограничивать лишь знаниями и умениями. Для обеспечения развития отдельной личности и общества в целом необходимо , чтобы последующие поколения овладевали опытом эмоционально- ценностного  отношения к миру.

           Практико-ориентированный подход направлен на развитие мышления. Развивать мышление – это значит соблюдать следующие условия:

  1. развивать все известные формы и типы мышления
  2. формировать и совершенствовать мыслительные  операции : анализ , синтез , сравнение ,  обобщение , классификацию и другие, выделять существенные свойства предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их .Формирование этих умений происходит в процессе проблемного обучения.

          В  ходе проблемного изложения учащиеся знакомятся с логикой поиска , выдвижения гипотез , их обоснования и проверки ,а также оценкой полученных результатов. Таким образом , главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, то , что должно быть открыто.Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление.

            Мышление  не возникает ,если  у  субъекта нет потребности в решении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания , необходимые для начала поиска . Поэтому , прежде чем организовать учебную деятельность школьников , необходимо позаботиться о мотивах их деятельности , опереться на возрастные особенности школьников 5 – 6  классов .  Необходимо отметить , что к  моменту перехода  в среднюю школу  у  них  возникают  проблемы :  во – первых  , дети различаются  по некоторым   важным  параметрам :  отношению к учению ( падает значимость предмета природоведения , отношение к  нему  как  к  необязательному  предмету ; общему развитию школьников  : гимназические классы или классы со сниженной мотивацией учения)  во – вторых  по способам усвоения учебного материала.

             В этом возрасте у школьников  формируются  новые критерии оценки  деятельности и личности взрослого. Отношение к предмету зависит от отношения к учителю и получаемых отметок , т. е. сохранение интереса к предмету зависит от самого учителя. Для школьников характерно то , что появляются новые мотивы учения , связанные с формированием жизненной перспективы , самосознания . Следовательно нужно позаботиться о мотивации деятельности.

              Ученик должен осознавать для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания.  Учитель должен чётко обозначить цели урока ,плюс мотивация школьников. В ходе урока учителю необходимо правильно ставить вопросы . Только правильно поставленные вопросы помогут учащимся выделить проблему , осознать её ,приступить к решению данной проблемы .

Пример тема «Рельеф дна Мирового океана « 6 класс.

Итак, в начале познавательной  деятельности необходима мотивация , которая направлена на : - обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний , умений ;

       - сознательное отношение к их усвоению ;

       - эмоциональный подъём ;

       -на формирование познавательных интересов.

Способов мотивации много. Мотивационные установки задаются как правило , в начале урока. Обращать внимание на подготовленность рабочего места , на наличие учебника , карт.

При изучении предметов « Естествознание «, «Географии» особое внимание обращаю на разъяснение практического значения географических знаний, их роль в повседневной жизни ( прогноз погоды, умение ориентироваться в пространстве ) и в хозяйственной деятельности населения. Пример при изучении темы: «Тектоника литосферных  плит «

-знания необходимы для прогнозов месторождений полезных ископаемых .

Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем ,

что её основной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию.

          В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, то есть карта рассматривается как объект изучения, а также знания географического содержания, то есть карта выступает как источник знаний. Однако уровень картографической подготовки в школе ещё достаточно низкий.

          Жизнь ставит перед школой новые задачи , одна из которых – ликвидация картографической безграмотности. Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей, их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями или объектами, средство мониторинга и прогнозирования.

           Таким образом, совершенствование обучения в школе элементам картографической грамотности предполагает: а) изучение видов и типов карт, атласов; б) освоение языка карты(системы условных знаков,) , в) умение работать с картами ( чтение, сопоставление, анализ, владение навыками извлечения информации из карт ).

          Разнообразна практическая деятельность учащихся с картами. Обучению учащихся знанию карты, её пониманию, чтению уделяется много внимания в методике обучения географии.

          Большую роль в реализации практических методов играют практические работы, выполняемые как в классе, так и на местности. Например, в курсе физической географии 6 класса при изучении темы « План местности. Масштаб.» учащиеся составляют план местности, определяют масштаб плана, вычерчивают его , оформляют работу,т.е. создают модели. В 5-ом классе в курсе «Природоведения» при изучении темы «Вселенная» ученики проводят наблюдения ночного неба с целью определения созвездия «Большой  Медведицы» и дальнейшей зарисовкой в виде схемы в тетради, а также зарисовывают своё зодиакальное созвездие. В начальном курсе практические работы выполняются под руководством учителя. Во-первых ,определяют последовательность действий, получают инструкцию к выполнению работы, во-вторых оговаривают источники знаний: учебник (стр.), карта, атлас, др. источники знаний, в-третьих –варианты выполнения, оформления результатов практической работы в форме схемы, таблицы, модели на контурной карте, текстового описания, характеристики, чертежа, результатов расчетов. В средней и старшей школе, напротив, школьники сами определяют последовательность действий, источники информации, формулируют выводы, вычерчивают схемы связей.

           Применение практических методов только тогда эффективно, когда школьники владеют приёмами учебной работы, которые лежат в основе специфических географических умений и навыков. С помощью различных приёмов учебной работы учащиеся извлекают информацию из различных источников знаний. Однако, прежде чем извлекать знания из них, надо понимать особенности отражения в них географической информации. Например, работа с картой предполагает: а) изучение видов и типов карт; б) освоение языка карты (системы условных знаков, картографических способов изображения); в) умения работать с картами ( чтение, анализ, владение навыками извлечения информации из карт). Пример тема «Горы» 6 класс.

Создание проблемной ситуации: -Как образуются горы?

  1. Анализ карты: «Физ. карты полушарий.»
  2. Посмотрите и проанализируйте карту, попробуйте дать ответ на вопрос: - Какая особенность характерна для распределения горных систем на земном шаре?( Ответ: на границе материк – океан.)
  3. –В результате каких движений литосферных плит образуются горы?
  4. –Какие природные стихийные явления сопровождают процесс горообразования?( Ответ: землетрясения и вулканизм.)
  5. –Сравните 2 карты «Физ. карту полушарий» и карту «Области распространения землетрясений и вулканизма», что вы можете сказать об областях их распространения? Совпадают они или нет?
  6. –Почему землетрясения происходят только в определённых областях?
  7. – Подумайте и сделайте вывод, что является причиной образования горных систем?

Затем мы с учениками моделируем процесс горообразования на газете, выделяем и наносим складчатые области на контурную карту.(Альпийско-гималайский, Тихоокеанский.)

  1. –О чём нам говорят вулканы и землетрясения?                                                

 На 2-ом этапе проводим анализ шкалы высот, составляем схему типов гор по высоте.

       -Сколько типов гор по высоте выделили? Каким цветом  на карте обозначены  горы? От чего зависит степень окраски на карте?

В заключении наносим изученные географические объекты на контурные карты. На следующих уроках  учимся давать характеристику изучаемым  географическим объектам ( описание гор, равнин, морей, рек и т. д. по плану.)

        Практические методы применяются  не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления. Они играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности школьников.

        В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве ( а также в непроизводственной сфере), методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. Эти методы способствуют применению географических знаний и умений в социально значимой работе  учащихся,  в их общественно-полезной деятельности (прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоёмов и т.д.).

        Итак, можно сделать вывод о том , что роль практических методов усиливается, они способствуют связи теории с практикой, играют большую роль в приобретении краеведческих знаний, экологических знаний и в подготовке учащихся к самостоятельной деятельности, воспитывают у учащихся нравственные и эстетические качества,  формируют умения нестандартно и критически мыслить.

                                                                                                                                                                                                

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к педсовету "Проектная деятельность"

Данная методическая разработка поможет при подготовке педсовета, заседания ШМО, творческой группы  по проектной деятельности....

материал к педсовету

в данном  материале вы можете найти рекомендации для родителй по профилактике неуспешности...

материал для педсовета

Данный материал может быть необходим при подготовке педсовета на тему: "Взаимодействие семьи, школы и..."...

Материал к педсовету по теме "Учитель в отношениях с коллегами"

Большое количество черновых материалов (тесты, педагогические ситуации, краткие изречения великих людей об отношениях людей и т.д.) и интересная  презентация к педсовету об отношениях учите...

Материал к педсовету по воспитательной работе "Работа с родителями"

Эту презентацию можно использовать на педсовете на тему "Как и зачем работать с родителями"...

Материал для педсоветов "Воспитание школьников"

Данный материал использовался мной на педсовете. Предлагаю его коллегам. Думаю будет полезен....