Главные вкладки

    Сказкотерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта.
    учебно-методический материал на тему

    Ефимова Надежда Михайловна

    Сказкотерапия как метод работы с детьми с нарушением интеллекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazkoterapiya.docx26.73 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Ефимова Надежда Михайловна

    учитель –дефектолог МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»

    г.Ртищево Саратовская область Россия

    СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

            Аннотация

    В статье рассказывается об эффективности применения сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

       Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов.

          В современном образовательном процессе личности ребенка отводится главная роль, он больше не является пассивным слушателем, получающим готовую информацию для заучивания. Инновации в начальной школе позволяют ученику стать активным участником процесса образования. Он ищет, анализирует, спорит, сопоставляет и находит правильное решение. Учитель в этом случае является помощником, который направляет и контролирует деятельность ребенка.

    1.Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.

      Дети, поступающие в 1 класс образовательного учреждения VIII вида имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.Дети имеют различные диагнозы от легкой умственной отсталости до тяжелой и с множественными нарушениями развития. Начало школьной жизни для них– серьезное испытание.Чтобы ребенку с ОВЗ успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима необходима помощь родителей ,психолога и грамотного педагога. Который постоянно ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

           На уроках в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии,арт-терапия, сказкотерапия.

        2. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Ребёнок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства художественного слова, даёт позитивные изменения в своём развитии. Сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

      Выделяют такой метод арт-терапии, как сказкотерапия. Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие). Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых.

        Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания ребёнка. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объёму фразы, стихотворные формы, песенки, которые могут повторяться в процессе рассказывания несколько раз. Звучание этих повторов помогают ребёнку запомнить их, использовать в речевом общении с детьми и взрослыми.

       Занятия по сказкотерапии проводят индивидуально или в подгруппе,
    раз в неделю. Длительность их может быть разной: от 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические и индивидуальные возможности. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приёмы, игры, упражнения и танцы, направленные сразу на решение нескольких задач (развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию).

    Для реализации поставленных задач применяются следующие методические приёмы:


    • беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;

    • словесные, настольно-печатные и подвижные игры;

    • рисование сказки;

    • проигрывание;

    • знакомство с персонажами сказки;

    • знакомство с главным героем сказки;

    • неоднократное рассказывание сказки;

    • стимулирование «подсказок» детьми;

    • совместное рассказывание сказки педагогом и ребёнком;

    • проведение игр.

    •      Во время общения и активной творческой деятельности ребёнок уходит от собственных переживаний, эмоциональной отверженности, чувства одиночества, страхов и тревожности и погружается в удивительный мир сказки…
        «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

    3. Вариантов работы со сказкой.

    1. Использование сказки для развития речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.

    Подбирается сказка, соответствующая возрасту учащегося коррекционной школы-интерната, школьной программе, желательно короткая, чтобы можно было прочесть её один раз, распределить роли, инсценировать по ролям, и нарисовать понравившихся героев. Если сказка короткая, всю работу можно проделать в течение одного занятия.

    2. Использование сказки для развития пространственных представлений, умения сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий, причинно-следственные связи.

    Как в этом случае можно построить работу со сказкой?

    Ведущий читает сказку. По ходу чтения выбираются действующие лица, которым выдаются карточки с названиями действующих героев. После прочтения сказки учащимся предлагается задание – определить свое место в цепочке действующих героев. Обучающиеся выбирают свое место, называют, кто находится "справа" – "слева", кто первый, второй, третий… по счету, кто находится "рядом", "между", "около" и т.д.

    З. Замещение содержания сказки знаковыми изображениями.

    На материале сказок учащиеся легко выстраивают условные изображения и используют их как опоры для запоминания сюжета, последовательности деятельности героев сказки, учатся составлять алгоритм обработки материала.

    4. Изображение героев, эпизодов прочитанной сказки с помощью мимики, жестов, известных поз, повадок, движений.

    Воспитанникам коррекционной школы-интерната VIII вида свойственна неразвитость эмоций, их отличает неумение выражать свои чувства и узнавать чужие.

    Использование приемов пантомимы и психогимнастики на занятиях со сказкой развивает и эмоциональную, и познавательную, и поведенческую сферу ребенка с умственной отсталостью, способствует развитию моторики рук и тела, ловкости, навыков выражения эмоций и управления ими.

    Пример группового занятия по речевой практике для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

    Цель – развитие устной   речи и мелкой моторики у детей с диагнозом ДЦП.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Систематизировать знания русских народных сказок детьми.

     2. Развитие детей творчески, освоение родного языка,

    вовлекая детей в активную речевую работу.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать мышление: учить анализировать и делать выводы, учить отгадывать загадки.

    2. Развивать умение выполнять по словесной инструкции учителя .

    3.Развивать зрительное  внимание, чувство ритма

    4. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением, расширить словарный запас.

    5.Развитие умения создавать образы живых существ с помощью выразительных движений пальцами.

    Воспитательные:

    1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности.

    2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

    3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

    Материал:

    тесто для лепки, аппликатор Кузнецова, презентация с изображением героев  сказки Колобок, карточки с изображением овощей , фруктов и ягод, муляжи овощей,массажный мячик-ежик,книжка-раскраска «Животные».

    Ход занятия:

    1.        Орг. момент:

    -Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие со сказочным героем.

    Бежит по дорожке

    Без ручек, без ножек,

    Румяные щечки и кругленький бок

    Знакомый нам с детства, друзья,…….. .

    (Колобок)

    -Сейчас я буду вам рассказывать сказку,а вы будите мне помогать и по картинкам называть героев нашей сказки.

    2.Путешествие с колобком.

    Жил-был (показываю картинки презентации) старик со старухою.

    Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».

    Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане

    -Ребята, давайте возьмем тесто для лепки и замесим колобок.(дети из лепят колобок),

    -Испекла старуха колобок и положила его на окошечко постудить.

    -Ребята поможем ему остыть ,подуем на него.(дети дуют )

    Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился по травке.

    -Возьмем травку (Аппликатор Кузнецова)и погладим ручками..

    Катится колобок по дороге, а навстречу ему скачет заяц .

    -Ребята, давайте покажем пальчиками как скачет зайчик..

    На полянке, на лужайке

    Целый день скакали зайки.        Прыгаем всеми пальцами

    по коврику

    И катались по траве,

    От хвоста и к голове.        Прокатываем ладони от

    основания к кончикам пальцев.

    Долго зайцы так скакали,

    Но напрыгались, устали.        «Допрыгать» и лечь» ладонями на

    коврик.

    Мимо змеи проползали,

    «С добрым утром!» - им сказали.        Ладони ползут, как змеи

    Стала гладить и ласкать

    Всех зайчат зайчиха-мать.        Ладони поочерёдно гладят коврик.

    «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

    Я по коробу скребён,

    По сусеку метён,

    На сметане мешон,

    На окошке стужон;

    Я от дедушки ушёл,

    Я от бабушки ушёл,

    От тебя, зайца, убегу!

    -Ребята,давайте угостим зайку овощами,которые он любит.(Дети из из муляжей овощей выбирают капусту и морковку)

    И колобок покатился дальше; только заяц его и видел!..

    Катится колобок, а навстречу ему ежик(картинка): «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня! Я тебе песенку спою!»

    Я по коробу скребён,

    По сусеку метён,

    На сметане мешон,

    На окошке стужон;

    Я от дедушки ушёл,

    Я от бабушки ушёл,

    Я от зайца ушел,

    От тебя, ежик, не хитро уйти!

    -Ребята,а давайте погладим ежика.

    Упражнение с мячем –ежиком.

    Гладь мои ладошки, ёж!

    Ты колючий, ну и что ж?

    Я хочу тебя погладить,

    Я хочу с тобой поладить.

     Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

    И покатился себе дальше; только ежик его и видел!..

    Катится колобок, а навстречу ему медведь.: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

    Я по коробу скребён,

    По сусеку метён,

    На сметане мешон,

    На окошке стужон;

    Я от дедушки ушёл,

    Я от бабушки ушёл,

    Я от зайца ушёл,

    Я от волка ушёл,

    От тебя, медведь, не хитро уйти!

    И опять укатился; только медведь его и видел!..

    -Ребята,а что кушает медведь. Возьмите картинки (с изображением ягод , фруктов и овощей), и покажите .(Дети должны выбрать картинки с ягодами)

    Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:

    -Каким цветом у лисы шерстка ?(оранжевая)

    -Возьмем книжки-раскраски «Животные», найдем там изображение лисы, и раскрасим эту картинку карандашами.

     «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

    Я по коробу скребён,

    По сусеку метён,

    На сметане мешон,

    Да в масле пряжон,

    На окошке стужон;

    Я от дедушки ушёл,

    Я от бабушки ушёл,

    Я от зайца ушёл,

    Я от волка ушёл,

    От медведя ушёл,

    От тебя, лиса, и подавно уйду!

    «Какая славная песенка! — сказала лиса.Не буду я тебя есть колобок. Потому что ребята мне подарят колобки, которые они сделали своими руками.

    Вот и сказочке конец.Кто работал на занятии –молодец!До свидания,ребята!

    Вывод:Сказкотерапия- как метод коррекции  не знает себе равных. Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение

                 Используемая литература:

    1. https://studfiles.net/preview/3053645/page:10/
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.
    3. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510729/
    4. О.И.Крупенчук.Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.С.-П.Издательским дом.Литера.2010

            Электронная почта автора: efimoff64@mail.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта

    В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка....

    Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта

    Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...

    Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта

    Особенности работы с детьми с нарушениями интеллекта....

    Практикум. Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта.

    Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта  Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.Задачи прогр...

    Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

    Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...